ya_palomnik
История села Атабаево
Лаишевский район
The history has sat down Atabaevo
Проект
"Татары без границ"

Для веб-мастеров. Пользуюсь хостингом в Германии 5 лет.
Рекомендую, нареканий нет.
Поиск по сайту

Татары за рубежомТатары в РоссииРайоны ТатарстанаРайоны БашкортостанаКазань - город и люди

Известные людиМузыкальные коллективы и солистыСтатьиПресс-центрРетро-фото городовХахатун-бабай

ГлавнаяРайоны ТатарстанаЛаишевский район

История села Атабаево (Атабай)

Село в Лаишевском районе, пристань на Куйбышевском водохранилище, в 56 км к югу от г. Казань. Атабаево

На 2000 г. — 586 жителей (татары).

Птицеводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека.

Известно с периода Казанского ханства. В 18 — 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота. По сведениям 1859 г., в Атабаево была мечеть. В начале 20 в. здесь функционировали 2 мечети, мектеб, 7 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 557,5 дес.

До 1920 г. село входило в Сараловскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 в Лаишевском, с 01.02.1963 г. в Пестречинском, с 12.01.1965 г. в Лаишевском районах.

Число жителей: в 1782 г. — 60 душ мужского пола, в 1859 г. — 586, в 1897 г. — 794, в 1908 г. — 904, в 1920 г. — 1032, в 1926 г. — 1183, в 1938 г. — 1186, в 1949 г. — 911, в 1970 г. — 902, в 1979 г. — 768, в 1989 г. — 694 чел.

Близ Атабаево находится Атабаевское поселение.

* * *

Село Атабаево расположено на правом берегу устьи реки Кама, где она впадает в реку Волгу. Расположено от г. Казани в 65 км, в 95 км от г. Лаишево, через реку Мешу. Археологическая экспедиция под руководством А.П. Смирнова и А.Х. Халикова в 1950 годах в ходе раскопок обнаружили следы проживания древних людей. Были обнаружены останки людей, черепки разбитой посуды. Точной даты возникновения села нет, но село есть в списке Казанского ханства. На самом берегу Кама стояла деревня Епанчино, которая по свидетельству историков, была местожительством известного полководства Казанского ханства Епанчи, «увезшего сюда дочь боярина Шепна Марию». В 1953 году деревни Атабаево и Епанчино переселились и образовали одно селение Атабаево. Епанчино осталось в зоне затопления Куйбышевского водохранилища. Люди здешних мест издавна занимались рыболовством, земледелием и скотоводством. Есть несколько легенд о происхождении Атабаево.

Первая легенда гласит, что на берегу Камы поселились 3 человека, занимались охотой, рыбной ловлей. Строили дома. От слова «табылдык» дали название «Табай» после уже «Атабай».

Вторая легенда гласит, что деревня была расположена на ровном месте как «сковорода» - «таба». От этого произошло слово «Табай» потом уже «Атабай».

Третья легенда гласит, что жил богатый человек, его звали Атабай. Он принял христианство и служил русским. Поставлял им рыбу, мясо, шкуры. Хотя сам крестился, он не дал крестить своих односельчан. Из истории и из повести Р. Батуллы «Суюмбике» известно, что жил такой Атабай морза. Если учесть, что соседние деревни крещенные, то эта легенда больше подходит.

Во времена крепостного права тяжелая была судьба крестьян. Крестьяне окрестных деревень Атабаево, Ташкирмень, Макаровка исполняли повинность на землях помещика Макаров. И после отмены крепостного права жизнь крестьян не улучшилось. У крестьян Атабаево было очень мало земли. С одной стороны плодородными землями владел помещик Макаров, с другой казанский промышленник Апанаев. Летом атабаевцы заготавливали для Апанаева все, чем был богат этот край и доставляли извозом в Казань. Но не для всех крестьян хватало работы у помещиков, поэтому одни по Каме уходили в Пермь для рубки леса, другие работали на Волге в карьерах, грузили баржи. По словам старейшин, атабаевцы принимали активное участие в народных восстаниях: в 1671 году под руководством Степана Разина, в 1774 году - Пугачева, в 1557 году - соляной бунт. К сожалению, имена участников до нас не дошли. Каждое историческое событие страны находило отклик в сердцах атабаевцев. До сих пор сохранились фотографии участников Октябрьской революции. Это и создание в деревне сельского Совета в 1917-1918 годах, первым председателем был Н. Бикмухаметов.

Среди сельчан есть и герои Гражданской войны. Такими являются Мустафа Галиев, Хайрулла Садыков, Фасах Саляхов, Хуснутдин Вафин, Шарафиев Галям, Бикмухаметов Нурмухамат, Халиуллин Бадрутдин, Хамидуллин Зиннат, Гайнуллин Закир, Исмагилов Ибрагим, Хусаинов Исмагиль, Гайнуллин Исхак.

Колхоз в Атабаеве стали организовать 1927 году. Первыми вошли 17 семей - Бакиров Н., Каримов Х., Якупов Н., Гайнуллин Г., Мусин М., Хусаинов М., Галимов К., Бадрутдинов Ф., Хайруллина М., Мухутдинов Н., Биктимиров и другие.

1929 год считается годом образования колхоза «Камский». В 1929 - 1930 годах председателем колхоза был Шарипов Садыйк.

В 1931 - 1936 годах председателем колхоза был двадцатипятитысячник Шайдуллин Габдулла.

Сафина Миннегайша Газиевна была первой пионеркой села Атабаево. В 1923 - 1924 годах в Атабаево было 5 комсомольцев. До нас дошли имена только трёх комсомольцев: Хайруллин Исмагил, Хайруллин Сафа, Биктимиров Гиззат. Первым организатором пионерского отряда был комсомолец Биктимиров Гиззат. Сафину Миннегайшу приняли в пионеры. Пионерка Миннегайша с комсомольцами вели активную работу среди населения. Читали колхозникам книги, учили их писать и читать. Впоследствии Миннегайша Газиевна посвятила себя обучению детей, проработала более 40 лет учительницей Атабаевской школы.

В годы войны председателем колхоза был Исхаков. В 1943 году в сентябрьском номере газеты «Правда» была опубликована статья о председателе колхоза «Камский» Исхакове. После войны, до 1953 года, председателем колхоза был его первый организатор - Мустафа Галиев.

В Великую Отечественную войну из двух деревень Атабаево и Епанчино ушли на фронт 450 человек, вернулось 225 человек. Везде разруха, почти голодные дети, все нужно восстанавливать. Эти проблемы встали перед вернувшиеся домой атабаевцы. Почти в каждом доме кого-то потеряли - или отца или сына. Но они все вместе стали жить и работать укрепляя колхоз и свои семьи.

Прошло 7 лет и снова ошеломляющая новость - переселение. В 1952 - 1953 годах, в связи со строительством Куйбышевского водохранилища нужно было переселить затопляемые деревни. Атабаевцам предлагают два места для переселения. Первое – в Бурятию, второе - в Усады. Для населения это звучит как гром среди ясного неба. Атабаевцы во главе со своим председателем колхоза Мустафой Галиевым доходят до Казани, с тем что они никуда не уедут из родных мест, потому что они здесь родились, здесь будут жить их дети и здесь они умрут. Так началось переселение Атабаево и Епанчино в одно целое «Атабаево». Никому ни хотелось переселяться, на старом месте были обжитые поля, луга, их малая родина, история их жизни, могилы предков. Какие трудности перенесли на себе, знают только те, кто переселялся.

В эти года в Атабаево организовали спецлеспромхоз. Сюда завербовали людей со всей республики на лесоповал для рубки леса. Атабаевцы сами жили в недостроенных домах, но они приютили всех, кто приехал на вырубку. Поэтому в каком-бы месте нашей многонациональной Республики не скажешь «Атабаево», везде встречаешь очевидцев тех событий. Первым директором спецлеспромхоза был Абдрахманов Кадыйр Абдрахманович. Участник Великой Отечественной войны, мастер авиационного вооружения, стрелок дальней бомбардировочной авиации. Награжден Орденами «Отечественной войны» I и II степени, орденом «Боевого Красного Знамени».

В 1956-1957 годах заканчивается строительство Куйбышевского водохранилища и воды Камы доходят до новых берегов Атабаево.

В этом же 1957 году Атабаево вместе с другими деревнями входят в состав совхоза «Комсомольский», директором стал М.И. Романычев. Причина объединения заключалась в том, что не хватало земли, поэтому заниматься растениеводством и животноводством не было возможности.

По предложению Верховного Совета Татарской АССР жителям Атабаево было предложено заниматься птицеводством. Это было новшество для этих мест, так как прежде этим не занимались. Холодной зимой 1957 года уток привозят из Китая, поэтому их назвали «пекинскими». В начале птиц разместили в бараках бывшего спецлеспромхоза. Затем стали строить птицефермы. В короткие сроки, за 4-5 лет, на полуострове вырос целый «утиный городок». Вскоре был построен инкубатор.

Первыми профессию птицевода освоили комсомолки совхоза, а первым бригадиром молодежно-комсомольской бригады стала Асия Садыкова - трудолюбивая, боевая, требовательная к себе и людям. За большие успехи, достигнутые в труде, эта бригада удостоится звания XXII съезда КПСС. Их опытом работы заинтересуются не только в Татарстане, но и в Москве. В совхоз будут приезжать делегаты по обмену опытом, будут проводить семинары. О работе птицеводов совхоза напишут не только республиканские, но и центральные газеты. Гордостью птицеводов совхоза стала бригадир Садыкова Асия, которую в 1962 году избирут делегатом XXII съезда КПСС. А в журнале «Крестьянка» того же года о ней выйдет большой рассказ под названием «Неугомонный характер». В 1963 году Асию Садыкову избирают депутатом Верховного Совета Татарской АССР. Награждена Орденом Трудового Красного знамени. Вот каких высот достигла наша землячка!

20 февраля 1968 года Атабаево выходит из состава совхоза «Комсомольский» и становится самостоятельным птицесовхозом «Атабаевский». Первым директором совхоза был Валиуллин У.Х., с его именем связано проведение водопровода в Атабаево.

Но не только в родном селе атабаевцы достигли трудовых высот. Хочется отметить Галимуллина Илдара, в числе 43 комсомольцев Лаишевского района в 1955 году, по призыву партии, отправился по комсомольской путевке осваивать целинные земли. Работал механизатором, был инициатором социалистического соревнования. Партия и правительство оценило его нелегкий труд. Награжден орденом Трудового красного знамени и орденом Ленина, имеет многочисленные почетные грамоты и медали.

Абдрахманов Султан Абдрахманович первым в Лаишевском районе в 1965 году был награжден орденом Ленина за высокий урожай и достижений в работе. Работал председателем колхоза «Победа» с 1957 - 1972 годы.

В 1970 годах совхоз «Атабаевский» достигает больших успехов, считается одним из богатых совхозов, поголовье птиц в летнее время достигает до 250000 голов.

С 1970 по 1990 год изменился облик села - строительство Сельского Дома культуры, типовой средней школы, здания фельдшерско-акушерского пункта, детского сада, нового магазина, АТС.

В 1996 году построена мечеть. В строительстве активно участвовали ветераны, жители села. Первыми активистами стали Бовша Рустам, Каримов Равиль, Хусаинов Фоат. Равиль Каюмович Каримов в настоящее время глава Приволжского муниципального района города Казани, часто посещает родное село, родственников.

Большой вклад в строительстве мечети внес Тимергалиев Ф.М. - работавший с 1988 по 1996 год директором совхоза «Атабаевский».

Большая заслуга в изменении облика села председателя Совета местного самоуправления с 1995-2005 годы Билаловой Фариды Фахриевны. За активную социальную и политическую работу она была избрана делегатом 1-го и 2-го Всемирного конгресса татар, делегат съезда женщин. С именами Тимергалиева и Билаловой связано газификация села, которая завершилась в 1998 году.

В культурной жизни Республики Татарстан есть и имена атабаевцев:

Нуруллин Гата Исаевич - родился 9 мая 1923 года в деревне Миша Тамагы (Епанчина), учился в Атабаевской и Татарско-Сараловской школах. Народный артист Татарстана (1980 г.), организовавший в 1959 году в городе Астрхане первый татарский театр.

Ибрагимова Наиля Нургазизовна - родилась 5 августа 1945 года в деревне Миша Тамагы (Епанчина), заслуженная артистка Республики Татарстан (1991 г.), народная артистка Республики Татарстан (2010 г.), артистка театра имени Галиаскара Камала.

Якупов Ильяс - первый заслуженный татарский танцор, артист Татарстана.

Нигматзянов Кабир Юсупович - заслуженный работник культуры Республики Татарстан, заслуженный учитель РСФСР.

В научной жизни Республики Татарстан есть имя нашего земляка Абдрахманова Рината Кадыровича. Он доктор технических наук, профессор, Заслуженный механизатор сельского хозяйства РТ. Опубликовал более 80 научных трудов, из них 3 патента и 5 авторских свидетельств. Отдельные конструктивные разработки Рината Кадыровича неоднократно демонстрировались на ВДНХ СССР и Татарской АССР, на международных выставках в Москве, отмечены дипломами и медалями ВДНХ и ВВЦ РФ.

В настоящее время в селе проживают 513 человек. Асфальтировано центральная улица. В культурной жизни села активное участие принимает народный ансамбль «Бибинур», который не раз принимал участие в смотрах художественной самодеятельности республиканского значения и района. Принимали участие в телепередаче «Жырлыйк эле».

Ветеран труда Якупов Ильгиз - активный участник художественной самодеятельности, не раз был лауреатом конкурса «Играй гормонь». Во всех сельских мероприятиях активно участвуют коллективы средней школы и хозяйства ООО «Гайфуллин и К».

источник: laishevo.tatarstan.ru

Родились в селе Атабаево:

     

Агрызский районАзнакаевский районАксубаевский районАктанышский районАлексеевский районАлькеевский районАльметьевский районАпастовский районАрский районАтнинский районБавлинский районБалтасинский районБугульминский районБуинский районВерхнеуслонский районВысокогорский районДрожжановский районЕлабужский районЗаинский районЗеленодольский районГород КазаньКайбицкий районКамско-Устьинский районКукморский районЛаишевский районЛениногорский районМамадышский районМенделеевский районМензелинский районМуслюмовский районгород Набережные ЧелныНижнекамский районНовошешминский районНурлатский районПестречинский районРыбно-Слободский районСабинский районСармановский районСпасский районТетюшский районТукаевский районТюлячинский районЧеремшанский районЧистопольский районЮтазинский район



. free counters