ya_palomnik
История села Большие Кабаны
Лаишевский район
The history has sat down Big Kabany
Проект
"Татары без границ"

Для веб-мастеров. Пользуюсь хостингом в Германии 5 лет.
Рекомендую, нареканий нет.
Поиск по сайту
ГлавнаяРайоны ТатарстанаЛаишевский район

История села Большие Кабаны (Олы Кабан)

Село в Лаишевском районе, на автомобильной дороге Казань-Оренбург, в 38 км к северо-западу от пгт Лаишево. Большие Кабаны

На 2000 г. - 528 жителей (русские).

Молочное скотоводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека.

Основано в период Казанского ханства. Село Большие Кабаны упоминается уже в Писцовой книге 1567 года. Видимо, раньше (в период Казанского ханства) здесь существовало татарское селение.

В дореволюционных источниках известна также под названием Введенское. До 1860-х гг. жители относились к категории государственных крестьян. В 1770 году в нем зафиксировано 285 душ экономических крестьян. До 1764 г. - монастырские, принадлежали Казанскому архиерейскому дому.

Занимались земледелием, разведением скота, пчеловодством, овчинным и кузнечным промыслами. Традиционным промыслом крестьян была продажа мяса в городе Казани. В 1884 году в селе было 182 двора, проживало 1172 человека.

В 1840 в селе была открыта школа Министерства государственных имуществ, в 1869 г. преобразованная в земскую двухкомплектную школу. Специальное здание для школы было построено в 1913 году. В 1908-1913 гг. и позже там учительствовала выпускница Мариинской гимназии Мария Ивановна Кузнецова. За свою плодотворную педагогическую деятельность (которая началась в 1883 году) она была награждена серебряной медалью. Всего в школе было 3 учительницы.

В 1836-1884 гг. в Спасо-Преображенской церкови (построена ориентировочно в 1-й половине 18 в., памятник архитектуры) служил священник Михаил Иванович Красновидов (1815-1884). После него (до 1913 года) настоятелем храма был Константин Иванович Добромыслов.

В начале XX века здесь функционировали церковь, 5 ветряных мельниц, 2 крупообдирки, 2 кузницы, казённая винная и 8 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 4055,1 дес.

До 1920 г. село входило в Столбищенскую волость Казанского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Арского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Казанском сельском, с 04.08.1938 г. в Столбищенском, с 26.03.1959 г. в Лаишевском, с 01.02.1963 г. в Пестречинском, с 12.01.1965 г. в Лаишевском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 285 душ мужского пола, в 1859 г. - 998, в 1884 г. - 1172, в 1897 г. - 1407, в 1920 г. - 1547, в 1926 г. - 1669, в 1949 г. - 983, в 1958 г. - 1060, в 1970 г. - 610, в 1979 г. - 598, в 1989 г. - 508 жителей

* * *

Георгий Иванович Уразаев вспоминает:

«Село Большие Кабаны для всех любимо и дорого, хотя из века веков оно было «сухим». Нет в нем ни реки, ни хорошего леса, одни посадки да поля, где наши односельчане выращивают урожай и за счет этих полей держат скот. В середине деревни есть маленькое озеро, которому требуется уход и «помощь». Вода находилась на глубине 36 метров. Из-за такой глубины в нашем селе было очень мало колодцев - всего лишь три. Но вода в них была отменная – чистая, как слеза и холодная, аж зубы ломило. Правда, за водицей приходилось выстаивать в очереди. Сельские женщины устремлялись к колодцу. И так целый день до позднего вечера возле колодца толпился народ. Земляки горячо обсуждали здесь деревенские новости. Не зря местные шутники называли их «сарафанным радио».

Раньше односельчане мололи зерно на ветряных мельницах. В нашем селе их было пять. Они украшали деревню, любо-дорого было смотреть на их крылья, которые от ветра приводили в действие большие жернова, растирающие зерно. Благо никуда ехать не надо, привози рожь или пшеницу – и забирай муку».

На территории Большекабанского поселения находится памятник истории и культуры – Спасо-Преображенская церковь.

В архивном документе Казанской консистории в клировой ведомости Спасо-Преображенской церкви в с. Кабанах (так в документе) Казанского уезда Казанской губернии за 1912 г. значится: «Церковь построена неизвестно кем и когда. Зданием каменная, с таковой же в одной колокольней. Крепкая».

Иконостасы в главном храме и в приделах деревянные: 1-ом пятиярусный, в последних двух-одноярусные. Главный храм и приделы теплы. Вокруг церкви была каменная ограда с железной решеткой. Престолов было три: во имя Преображения Господня; во имя введения во храм Пресвятой Богородицы; во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Земли при церкви состояло: усадебной вместе с церковным погостом 2 десятины, пахотной 16 десятин 150 кв.саженей (1 десятина=1,095 га; 1 сажень = 213,36).

На 1912 год священником был Константин Павлович Добромыслов, 55 лет, из духовного звания, окончил Казанскую духовную семинарию, с 1981 г. служил в данном приходе. Дьяконом – Александр Петрович Ионов, 56 лет, из мещан, образование получил самообразованием, определен в с. Кабаны в 1909 г. Псаломщиком – Михаил Семенович Бадяшкин, 30 лет, из крестьян, окончил Казанскую второклассную школу, определен в с. Кабаны в 1906 г.

Копии с метрических книг хранились с 1780 г. В приходе имелись школы. В Кабанах – земское училище, было открыто в 1840 г., на 1912 г. в нем обучалось 110 мальчиков и 28 девочек.

В советскую эпоху церковь, одна из 12 во всей Татарии и единственная в Лаишевском районе, смогла избежать разорения и развала, благодаря верности людей, а также самоокупаемости. В революционные времена, в 30-40 гг., да и позже, когда по указанию правительства все храмы рушились и закрывались, бывшие руководители района упорно добивались закрытия нашей церкви. Но благодаря кропотливой и настойчивой работе старосты Анастасии Кузьминичны Федориной, прихожан Анастасии Страдоньевны Бабашкиной, Аграфены Павловны Головановой и Анны Семеновны Исаевой святыня устояла.

Непростая судьба живет в памяти народа. В годы Великой Отечественной войны ее засыпали зерном, случались пожары, в один из которых отважная жительница села Марфа Степановна Киселева бросилась с ведром воды тушить еще не разбушевавшееся пламя, что послужило спасению храма. И несмотря на часто случавшиеся грабежи (а ее грабили не только воры - есть пример воровства со стороны священнослужителей, когда один из монахов снял колокола и переправил их в собор Петр и Павла, но бдительность и расторопность наших земляков и СМС способствовали возвращению краденного) церковь устояла. Отсюда следует вывод: благодатная Святыня обрела такое имя, потому что беззаветная Преданность и Вера сильнее зла.

источник: laishevo.tatarstan.ru

Родились в селе Большие Кабаны:

     

Агрызский районАзнакаевский районАксубаевский районАктанышский районАлексеевский районАлькеевский районАльметьевский районАпастовский районАрский районАтнинский районБавлинский районБалтасинский районБугульминский районБуинский районВерхнеуслонский районВысокогорский районДрожжановский районЕлабужский районЗаинский районЗеленодольский районГород КазаньКайбицкий районКамско-Устьинский районКукморский районЛаишевский районЛениногорский районМамадышский районМенделеевский районМензелинский районМуслюмовский районгород Набережные ЧелныНижнекамский районНовошешминский районНурлатский районПестречинский районРыбно-Слободский районСабинский районСармановский районСпасский районТетюшский районТукаевский районТюлячинский районЧеремшанский районЧистопольский районЮтазинский район




. free counters