Author

На сайте нет рекламы

История села Татарский Янтык
Лаишевский район
The history has sat down Tatar Yantyk

Главная Районы ТатарстанаЛаишевский район

История села Татарский Янтык (Татар Янтыгы)

Село в Лаишевском районе, на р. Брысса, в 28 км к северо-востоку от г. Лаишево. Татарский Янтык

На 2008 г. - 389 жителей (татары).

Молочное скотоводство, овцеводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека. Мечеть.

Известно с 1710–11 гг. В XVIII - 1-й половине XIX вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, торговлей. В начале XX века в селе Татарский Янтык функционировали 2 мечети, медресе, 2 мельницы, крупообдирка, 3 постоялых двора, 9 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2484,8 десятин.

До 1920 г. село входило в Чирповскую волость Лаишевского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Лаишевского кантона Татарской АССР. С 14.02.1927 г. в Лаишевском, с 10.08.1930 г. в Рыбно-Слободском, с 10.02.1935 г. в Лаишевском, с 19.02.1944 г. в Салтанском, с 05.04.1946 г. в Корноуховском, с 19.11.1954 г. в Лаишевском, с 01.02.1963 г. в Пестречинском, с 12.01.1965 г. в Лаишевском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 122 души мужского пола, в 1859 г. - 748, в 1897 г. - 1232, в 1908 г. - 1595, в 1920 г. - 1675, в 1926 г. - 1541, в 1938 г. - 1445, в 1949 г. - 1172, в 1958 г. - 996, в 1970 г. - 1007, в 1979 г. - 1329, в 1989 г. - 555, в 2002 г. - 464 чел.

* * *

Деревня Татарский Янтык расположен на территории Лаишевского района. Она находится в 35 километрах от районного центра г. Лаишево и в 52 километрах от города Казань.

В списке деревень периода Казанского ханства упоминается деревня на берегу реки Брыска (в 1565 году упоминается имя Бушлык, что означает пустота, простор.)

В исторических сведениях Казанского края встречается название Янтыковский простор. Примерно это вторая половина XVI века и середина XVII века. В документах Генеральной межи, проведенный в 1766 – 1861 годах, упоминается что это деревня, где жили крещенные татары. В справочнике, изданным Артемьевым, говорится, что деревня расположена на берегу реки Брыска. В 126 хозяйствах жили 394 мужчины и 382 женщины, была мечеть. В справочнике, изданном Д.А. Корсаковым, отмечено, что в деревне были 122 татара, которые платили дань. В справочнике, изданном в 1898 году, говорится о проживании в деревне татар. По сведениям К.П. Берстеля в деревни проживал 1235 татар.

История деревни такова. Сначала она была расположена на месте села Смолдеярово. После завоевания Иванам Грозным Казани, началась политика крещения. Татары не хотели принимать христианскую религию и убежали от большой дороги. В местах нынешней деревни были непроходимые леса и болота. Три брата раскорчёвывали лес и обосновались здесь. Все они были их разных племён. Мэнэй Бухаретдинн – из татар, Садыйк – из калмыцкого, Камалетдин – из казацкого племени. Хочется отменить, что народ династий, из разных народов. Поэтому, сначала деревню прозвали Жыентык - собранный, потом для удобства произношения – Жантык (то же самое), позже – Янтык.

До революции в деревне были 2 мечети. Одна на месте дома Насырова Анвара, вторая была на месте обелиска. Исторические события дошли и до Янтыка. Пришло время разрубить минареты мечетей. Это сделал человек по имени Нурмый. Позже он умер какой–то странной смертью. Одну мечеть перевезли в село Карноухово, из неё построили больницу. Вторая мечеть осталось в деревни. В ней открыли школу. В настоящее время используется как квартира.

Муллой первый мечети был Хамзин Садтретдин. Это был коренастый, сильный, здоровый человек. Говорят, в 80 лет он пешком ходил в Казань. Будучи пожилым человеком, женился на 18 – летней девушке. От этого брака к него 6 детей. Старший сын Хамзиных играл в переходящем театре. Мухаммет Хамзин стал даже директором этого театра.

Один из сыновей, Габдрахман, стал первым учителем деревни. Был трудолюбивым, умным человеком. Уже в те времена строил для своей семье двухэтажный дом. Жили в достатке. В годы культа личности Сталина, сын Габдырахмана был сослан на Колыму, дочь умерла недавно.

Братья Садретдина Хамзина тоже были муллами в соседних деревнях. Люди хранят о них хорошие воспоминания.

Династии тех людей, которые обосновали деревню, продолжаются и в наши дни.

Природа деревни очень красивая. Со всех сторон её окружают леса, широкие пойменные луга. В лесах, на лугах много лекарственных трав. Много земляники, клубники. В лесах созревает рябина, черемуха, калина.

источник: laishevo.tatarstan.ru




Татьяна Т. Первые 100 руб. - моя благодарность и ... с почином.

Яндекс.Метрика free counters