Author

На сайте нет рекламы

История села Иске Рязяп
Спасский район
The history has sat down Iske Ryazyap

Главная Районы ТатарстанаСпасский район

История села Иске Рязяп (Иске Рэжэп)

Иске Рязяп

Cело в Спасском районе, близ границы с Ульяновской областью, в 87 км к юго-востоку от г. Болгар.

На 2002 г. - 976 жителей (татары).

Полеводство, молочное скотоводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека. Мечеть.

Известно с 1699 г. Первоначальное название д. Баран, до 1958 г. - д. Старый Баран. В 18 - 1-й половине 19 вв. жители относились к категории государственных крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, портняжным, кузнечным промыслами, изготовлением тележных колёс. В начале 20 в. в Иске Рязяп функционировали 7 мечетей, 3 медресе, 12 мельниц, паровая мельница, 8 крупообдирок, 17 мелочных лавок. В этот период земельный надел сельской общины составлял 5310,25 дес. В 1914 г. открылась земская русско-татарская школа.

До 1920 г. село входило в Юхмачинскую волость Спасского уезда Казанской губернии. С 1920 г. в составе Спасского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Алькеевском, с 10.02.1935 г. в Кузнечихинском, с 28.10.1960 г. в Алькеевском, с 01.02.1963 г. в Куйбышевском, с 04.10.1991 г. в Спасском районах.

Число жителей: в 1782 г. - 420 душ мужского пола, в 1859 г. - 2352, в 1897 г. - 3754, в 1908 г. - 4823, в 1920 г. - 4634, в 1926 г. - 2789, в 1938 г. - 2213, в 1949 г. - 1768, в 1958 г. - 2093, в 1970 г. - 2329, в 1979 г. - 1871, в 1989 г. - 1251 чел.

* * *

До сих пор это село нет-нет да назовут Старым Бараном, хотя с 1958 года официально на карте оно значится как Иске Рязяп. Откуда такое имя приблудилось и связано ли оно каким-то образом с баранами?

Оказывается, бараны абсолютно ни при чем. А было дело, как гласит легенда, так.

Жили себе поживали с давних времен в этих отдаленных от цивилизации местах, почитай с XVII века, татары. А тут на престол российский вступила Екатерина II, которая вознамерилась провести перепись своего народонаселения. По всему государству ринулись чиновники переписывать народ. И вот якобы один из таких служак ехал большаком по здешним глухим местам. Увидел село по ходу справа и спросил у проходившего мимо крестьянина: как зовется село-то? Крестьянин же по-русски ни слова, ни бельмеса, подумал, что его спрашивают о том, что он делает. А что он делает? Идет по дороге. Так и ответил: барам, барам. Чиновнику-переписчику до смерти не хотелось сворачивать с большака на грязнущую дорогу, чтобы заехать в сельцо и узнать более правдивую о нем информацию. Поэтому, недолго думая, он записал: "Баран". С тех пор и пошло: Старый Баран, Новый Баран...

Было ли так на самом деле или не было, теперь уж никогда не узнаем, но легенда и впрямь есть, и жители Иске Рязяпа с удовольствием пересказывают ее гостям. И в указе Петра Первого о закреплении земель за местными крестьянами данное село значится не иначе, как Старый Баран.

Столь неблагозвучное и абсолютно необъективное название не нравилось местным жителям. Но приходилось терпеть, ибо какие-либо переименования населенных пунктов ни в Российском государстве, ни тем паче при Советской власти не поощрялись. И лишь после смерти Сталина нашлись смельчаки, которые отважились обратиться в Президиум Верховного Совета СССР с просьбой переименовать село Старый Баран в Иске Рязяп. Возглавил тогда группу ходатаев коренной житель Старого Барана, учитель истории З. Гизатуллин. Он сумел обосновать легенду о том, что основателем их деревеньки в давние времена стал старик по имени Рязяп, который первым поселился в этих местах со своей семьей. Так на карте появился Иске Рязяп.

До революции Старый Баран был очень большим населенным пунктом: мечетей здесь было восемь, домов насчитывалось более полутора тысяч, жителей - почти пять тысяч (село по численности лишь немного уступало уездному городу Спасску). А еще здесь имелось несколько водяных и ветряных мельниц, маслобойка. Крестьяне обрабатывали землю, собирали урожай, разводили скот. Жили в селе и богатые купцы - выходцы из крестьян, которые занимались предпринимательством, частной торговлей. Они скупали кожу, шерсть животных и возами отправляли это добро на переработку в ближайшие города.

Потомком Рязяп бабая считает себя и имам местной мечети Асхат Нугаев. У имама высшее экономическое образование, он очень уважаемый на селе человек, много лет проработал в колхозе. В 1946 году на общем собрании Нугаева избрали бухгалтером.

- Помню, колхозом в ту пору руководил Илал-абый Гаязов. Время было тяжелое, только-только война закончилась. В колхозе не было ни семян, ни кормов для скота, ни фуража. Не лучше обстояли дела и на личных подворьях. Однако никто не жаловался и не ругал Советскую власть, как теперь это любят делать, наоборот, настроение у народа было приподнятое, ведь такую тяжелую войну пережили. Что и говорить, люди были тогда золотые, на печке не сидели, работали от души. Но в тот 1946 год случился неурожай, прежнего председателя колхоза сняли, назначили другого - Насыха Мухамедрахимова. Постепенно он вывел наше хозяйство в передовики. Мы были первыми и по весеннему севу, и по уборке зерновых, по сдаче и хлеба государству, и животноводческих продуктов. Словом, районное Красное знамя получило в нашем селе постоянную прописку. А в районе в первые послевоенные годы, он тогда назывался Куйбышевским, числилось 45 хозяйств. И наш колхоз имени Тельмана давал 22 процента всего районного валового дохода! Правда, не всегда так было, случались в хозяйстве и спады. Тут ведь очень много от руководителя зависит, а они менялись часто.

Добрую память о себе в Иске Рязяпе оставил Хайрулла Шайдуллин. Он пришел в хозяйство в пору, когда село переживало кризис. И сумел его возродить. При Шайдуллине не только выросла урожайность зерновых, улучшились показатели в животноводстве, но и возродились паровые и ветряные мельницы, маслобойки, крупорушки, шерстобойки, пилорама. Хозяйство стало первым в районе колхозом-миллионером.

Совет местного самоуправления возглавляет Мансур Нугаев, Нугаев Камиль Асгатович - глава администрации Спасского района, Шамиль - преподаватель биологии в сельской школе, Наиль - директор птицефабрики "Юбилейная".

Современное село Иске Рязяп - одно из самых крупных в Спасском районе, здесь проживает более 1200 человек. Да и по другим показателям его можно заносить в Книгу рекордов Гиннесса местного значения: длина села от одного конца до другого составляет четыре километра, здесь протекают целых три речки - Иске-Рязяпка, Байтирман и Майна. Кстати, в народе ходит легенда о том, что на дне Байтирмана под толстым слоем необычайно белого песка покоятся несметные сокровища, затонувшие якобы еще во времена монгольских завоевателей Волжской Булгарии...

* * *

Династия работников сельского хозяйства – семья Мухаметовых

Спасский район считается сельскохозяйственным и нельзя не отметить, что многие семьи действительно целыми династиями трудятся на земле. Одна из таких династий – семья Мухаметовых. Сам Вагиз Валиуллович родился и вырос в селе Иске-Рязяп. Там же и познакомился со своей женой Рафидой. Один за другим у супругов появились сыновья : Фаргат, Фанис и Рафис. Вагиз Валиуллович сколько себя помнит всегда был связан с землей и сельским хозяйством. Сыновья, смотря как отец с удовольствием занимается любимым делом тоже приобщались к его труду. Сыновья выросли и каждый из них так или иначе все-таки связан с сельским хозяйством. Старший Фаргат содержит собственную ферму, а Фанис и Рафис работают начальниками управлений сельским хозяйством, правда в разных районах нашей республики. Мухаметов Вагиз Валиуллович, 02.05.1944 г.р., с. Иске Рязяп Куйбышевского района Татарской АССР. Свою трудовую деятельность, связанную с сельским хозяйством, Вагиз Валиуллович начал уже после службы в рядах Советской Армии, в 1967 году. Сначала он трудился помощником бригадира в колхозе им. Тельмана. Затем в 1973 году он поступает в Казанскую школу строительных мастеров и некоторое время работает прорабом Куйбышевского МСО и колхоза им. Тельмана. А с 1988 года Вагиз Валиуллович работает председателем СХПК Иске Рязяп, с 1998 года – председателем СХПК Екатериновский. С 2002 года является главой КФХ Мухаметов В.В.

Сын Вагиза Валиуллович - Фаргат Вагизович 11.09.1967 г.р., после окончания школы в родном селе Иске Рязяп и службы в рядах Советской Армии поступает в Казанский сельскохозяйственный институт им. Горького, который заканчивает в 1991 году. Затем некоторое время работает в Казани заместителем начальника УПТК ППСО Татагропроммодульстрой. Потом профессиональная деятельность Фаргата стала прочно связана с сельским хозяйством. В 1993 году поступает на работу в совхоз им. А. Алиша Спасского района Республики Татарстан, в 1998 году становится директором совхоза Екатериновский, а с 2003 года – директором ООО Спасский агроснаб. С 2010 года является главой КФХ Мухаметов Ф.В. Жена Айсылу трудится в этом КФХ бухгалтером.

источник: spasskiy.tatarstan.ru




Татьяна Т. Первые 100 руб. - моя благодарность и ... с почином.

Яндекс.Метрика free counters