Author

На сайте нет рекламы

История села Кильдюшево
Тетюшский район
Village history Kildyushevo

Главная Районы ТатарстанаТетюшский район

История села Кильдюшево

Село в Тетюшском районе, на автомобильной дороге Тетюши-Ульяновск, в 25 км к юго-западу от города Тетюши.

На 2002 г. - 504 жителя (мордва).

Полеводство, молочное скотоводство, свиноводство.

Средняя школа, дом культуры, библиотека.

Известно с 1710 г. В дореволюционных источниках упоминается также как Никольское. До 1860-х гг. жители относились к категории удельных (до 1797 г. - дворцовые) крестьян. Занимались земледелием, разведением скота, изготовлением саней. В начале 20 в. в Кильдюшево функционировали церковь, школа, базар по вторникам. В этот период земельный надел сельской общины составлял 2198 дес.

До 1920 г. село входило в Больше-Тархановскую волость Симбирского уезда Симбирской губернии. С 1920 г. в составе Буинского кантона Татарской АССР. С 10.08.1930 г. в Тетюшском, с 04.08.1938 г. в Больше-Тарханском, с 12.10.1959 г. в Тетюшском районах.

Число жителей: в 1859 г. - 1202, в 1880 г. - 1498, в 1913 г. - 2404, в 1926 г. - 1963, в 1938 г. - 1583, в 1949 г. - 1216, в 1958 г. - 1158, в 1970 г. - 1004, в 1979 г. - 761, в 1989 г. - 580 чел.

* * *

Село Кильдюшево по нынешним меркам, немаленькое. А его история начинается в 1648 году. В Построельной книге города Симбирска того года значится, что «инородцу-мордвину Паркайте Кильдюшеву выдано пахотной земли в колличестве 3000 четвертей». По официальной версии, этот человек является основателем села. Поселение имело несколько названий (Шигали, Сарали-Шигаль) и несколько вариаций основного названия - Кильдюшево: так окрестные татары именовали его Килдеш, в официальных документах оно проходило как Килдишево, Николаевское Кильдюшево. Кильдюшево входило в состав Ново-Шимкусской волости Тетюшского уезда.

Существует и местное предание о возникновении Кильдюшева, в соответствии с которым поселение основал мордвин из племени мокша Кильдюш Дмитриевич, дом его стоял особняком - на пригорке, возле леса. Кильдюш был отнюдь не бедным - имел большую пасеку и кирпичный завод.

В 1791 году Кильдюшево состояло из ста дворов, в 1861 г. - из 203, в 1903 г. - из 269, основное население мордва-мокша.

В основном крестьяне занимались пчеловодством, хлебопашеством, изготовлением саней, телег, колес, дуг, коромысел, корыт, лопат и других предметов сельского обихода. Товар вывозили на еженедельные базары Буинска, Симбирска, Бурундуков, снабжали инвентарем и крестьян окрестных деревень.

В книге «Живописная Россия. Отечество наше» о мордве пишется так: мордвин коренаст, кряковист и на всякую работу способен. Он себе на уме, а потому и пошла о нем слава, что где «Наземь да лесок - мордвы уголок». Всегда мордвин сумеет найти себе хорошее место, а русским поневоле остаются места менее пригодные. Русский человек как насел на землю, так и помимо ее и света Божья не видит, а мордвин и землёю не брезгует, да норовит пчеловодством заняться и ободья гнет и смолу курит, сидит деготь. На все у него времени остается и охоты, а потому и живет он получше русского соседа». Жители села - мордва - были православными христианами, хотя и оставались ещё и отголоски языческой веры. Ежегодно 14 октября на Покров день жители села приходили к могиле Кильдеша на поминки. По мордовскому обычаю совершали обряд жертвоприношения - резали барана, кровь сливали в яму, мясо варили в котле, а затем съедали его на приготовленном жертвеннике. Совершал обряд самый уважаемый селянами старик - староста. В 1757 году, после строительства церкви, местный поп запретил этот обряд. В 1856 году церковь была обновлена, а в 1912 году кильдюшевцы построили новый храм, передав старый соседнему селу. В 1937 году в связи с революционными событиями местную церковь закрыли, церковную утварь разобрали. Одну часть здания отдали под школу и библиотеку, а другую - под сельский клуб.

Долгое время деревянное здание бывшей церкви находилось в полуразваленном состоянии. Всем селом думали, как же быть, некто не осмеливался ломать это святое здание.

В 2005 году решили на этом месте построить новую церковь. Покровский храм построили за короткое время - с июля 2005 по октябрь 2006 года. Храм построен на средства прихожан и благотворителей.

20 декабря 2006 года, по благословению высокопреосвященнейшего Анастасия, архиепископа Казанского и татарстанского, состоялось освящение вновь построенной Покровской церкви села Кильдюшево.

Особую гордость испытывали и испытывают селяне, когда говорят о своем святом роднике Керемети. Он является для местных жителей чем-то вроде оберега, целителя. Кереметь - это не просто место, с ним крепко связана жизнь всех кильдюшевщев.

Известен родник с 17 века. У населения Кильдюшева существует традиция - в крещенскую ночь с 18 на 19 января собираться на моление к роднику.

Главное событие Крещения - Водосвятие. Вода, набранная из Керемети в эту ночь, не портится. Каждый старается омыться святой водой, чтобы излечится от болезней, очистится от грехов. Этой водой также окропляют жилища, добавляют ее в колодцы.

21 сентября 1998 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, у родника Кереметь собралось огромное число народа - со всех близлежащих деревень. Освящение родника, открытие часовни явилось для верующих людей настоящим праздником. На сегодняшний день Керемедь - один из 173 запаспортизированных родников Тетюшского района. И самый загадочный...

Село находится в очень живописном, в удобном для проживания месте. В 1 км от села раньше находились богатые пойменные луга, что позволяло крестьянам держать большое количество скота. С южной сторону к селу подступает лес, богатый зверьем, ягодами, грибами, ценными породами деревьев, благодаря чему в селе строились добротные деревянные избы, развивались такие ремесла как бондарное (изготовление бочек, кадушек, ведер), экипажное (сани, телеги, кулевой промысел, плетение лаптей.

источник: tetushi.tatarstan.ru

Родились в селе Кильдюшево:




Татьяна Т. Первые 100 руб. - моя благодарность и ... с почином.

Яндекс.Метрика free counters