ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Национальные меньшинства в Китае
Ethnic minorities in China

ГлавнаяТатары за рубежомКитай

НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА В КИТАЕ

Татары

Татар в Китае проживает очень мало – пять с половиной тысяч. Впрочем, по сравнению с численностью коренных жителей любой другой народ, проживающий в Китае, будет себя чувствовать малочисленным. Чтобы осознать эту цифру, достаточно вспомнить, что татарские диаспоры, считающиеся очень активными, в Финляндии и США насчитывают по тысяче человек. В Австралии проживает 500 татар, а вот в Турции и Румынии (бурджанские татары) их число достигает 30 000.

Татары в Китае по численности находятся на 54 месте (а вообще народов насчитывается в Китае 56). Наряду с татарами национальные меньшинства в Китае, численность которых не более ста тысяч, – буланы, таджики, ачане, пумийцы, эвенки, пусуанцы, цзинцзы, дино, деане, баоанцы, русские, уйгуры, узбеки, мэньбайцы, орочоны, дулуны, хэчжэйцы, гаошаньцы и лобайцы. По причине малочисленности татарам разрешается заводить по три ребёнка в семье.

О том, когда началось переселение татар в Китай, бытуют разные мнения. Первые упоминания о татарах в китайских исторических источниках относятся к эпохе Тан. Совершавших в XIII веке военные походы на Запад монголов называли татарами. В этот период уже в основном сформировалась татарская национальность.

Большинство источников говорит, что переселение татар в Китай началось в период строительства Китайской Восточной железной дороги (КВЖД) в 1898 году. Они принимали активное участие в строительстве дороги, занимались коммерцией. Потихоньку сложилась татарская община на севере Китая – в Маньчжурии.

В начале XX столетия в Харбине, Хайларе, Мукдене и других городах стали создаваться мусульманские духовные общины.

К 1940 году татарская колония в Маньчжурии насчитывала свыше 1,5 тысячи человек. Во время Второй мировой воины начался массовый отток татар в Европу, США и Австралию. Лидеры татарских общин Маньчжурии после капитуляции Японии в 1945 году были арестованы органами советской контрразведки, татарские общины прекратили своё существование. Сегодня в Харбине проживает лишь одна татарская семья.

Расположенный на китайско-российской границе, город Маньчжоули автономного района Внутренняя Монголия был основан в 1902 году и стал своеобразным мостом, по которому попадали переселенцы из России в Китай. Сегодня это — крупный транспортный узел, разросшийся в начале 1990-х годов, когда в очередной раз стала развиваться торговля России с Китаем.

Трудно представить, что до XX века на этом месте была лишь степь, где обитали только кочевники-скотоводы. Они-то и дали название этой местности. Легенда гласит, что на северном подножии горы Холкин однажды появился родник. Вода из него била с такой силой, что не замерзала даже зимой. Кочевники назвали место «Холкин Булаге», что означало «мощный источник». В 1902 году здесь построили железнодорожную станцию, первую на Китайской Восточной железной дороге.

Станцию назвали Маньчжоу, и постепенно старое название забылось, уступив известному теперь Маньчжоули.

Сегодня в городе проживает около 160 тысяч человек более чем двадцати национальностей, в том числе татары, монголы, ханьцы, хуэйцы, корейцы, эвенки, орочи и русские.

Второе место обитания татар в Китае – на западе, в Синьцзяне. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе (СУАР) Китая, согласно китайской официальной статистике 1998 года, проживает 4 873 татар (по данным татарских национальных организаций — более 5,5 тысяч). В городах Кульдже и Урумчи существуют татарские национальные центры. В столичном университете СУАР работает 8 профессоров-татар. Долгое время в Синьцзянском отделении Академии наук КНР работал Ильдан Исхаков.

Татарские купцы появились здесь в середине XIX века. К концу XIX века уже во всех крупных городах Синьцзяна существовали татарские торговые кварталы. Кроме торговли, основными видами занятий были ремёсла (скорняжное дело и выделка кож).

В городе Кульдже существовал обособленный район – «Ногай-город». В «Ногай-городе» действовала татарская школа, мечеть, работал татарский самодеятельный театр, музыкальный, танцевальный и изобразительный кружки, национальные общественные движения. Татарская диаспора считалась наиболее образованным, организованным и предприимчивым сословием.

Первая татарская школа появилась в Китае в 1913 году. Её создал в городе Кульдже Габдулла Буби, потомки которого проживают по-прежнему здесь.

В 1927 году, после установления режим гоминьдана, начались преследования представителей некитайской национальности. Многие татарские предприниматели разорились. Поэтому именно татары возглавили сопротивление гоминьдановцам. Во главе всенародного вооружённого восстания 1944-1945 годов в Синьцзяне стояли уйгур Алихан-тюре, татары Абду-керим Аббасов, Фатих Муслимов, Рахим-жан Сабирхажиев.

12 ноября 1944 года была провозглашена Восточно-Туркестанская Республика (ВТР) во главе с Председателем правительства Алихан-тюре. В январе 1946 года китайские власти предоставили широкую автономию и демократические права и свободы всем национальностям Синьцзяна.

В 1953 году школа была закрыта, и татары лишились возможности обучаться на родном языке, который сейчас поддерживается в семьях.

В 1954 году по соглашению советского и китайского правительств началась репатриация татар из Синьцзяна в СССР, где они селились, в основном, в Казахстане и Киргизии.

Те, кто не успел выехать в Советский Союз, в годы «культурной революции» были репрессированы. Среди них оказался и выдающийся государственный деятель КНР Бурхан Шахиди, уроженец деревни Аксу Буинского района Татарстана. Окончив Берлинский университет, он служил в гоминьдановской администрации консулом в Зайсане. С 1946 года работал в администрации Синьцзяна и вскоре возглавил её. В 1955 году он был переведён на работу в Правительство КНР в Пекин. Он занимал ряд ответственных государственных, политических и общественных постов в Госсовете, ЦК КПК, Президиуме Великого Народного Хурала, Комитете защиты мира КНР и других.

Бурхан Шахиди свободно разговаривал на 11 восточных и европейских языках, хорошо знал творчество татарских поэтов и писателей, поддерживал контакты с научной общественностью Татарстана. Вплоть до своей смерти (27 августа 1989 года) Бурхан Шахиди был мэром города Урумчи.

Татары имеют собственную письменность, основанную на арабской графике. Ввиду совместного проживания с казахами и уйгурами, а также в связи с тесными контактами, поддерживаемыми татарами с этими национальностями, татары используют также казахскую и уйгурскую письменность.

Большинство татар в Китае – последователи ислама.

источник: www.vatanym.ru


Яндекс.Метрика free counters