ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Татарская прима чешской оперы
Tatar prima of the Czech opera

ГлавнаяТатары за рубежомЧехия

Татарская прима чешской оперы Галия Ибрагимова

Это история голоса. Голоса, который первые свои звуки издал на сибирской земле, становление которого прошло на Урале, чеканка – в Москве, а звездный час его пробил в Чехии. Она – солистка Государственной оперы Праги (Statni opera Praha), Кармен, Амнерис в "Аиде", Магдалена в "Риголетто", Судзуки в "Мадам Баттерфляй"… Обладательница удивительного меццо-сопрано. Примадонна пражской оперы Галия Ибрагимова.

Сегодня вечером она поет в "Аиде", и ей в который раз будет рукоплескать пражская публика. А пока мы сидим в уютной гримерке Государственной оперы Праги, и Галия Кутдусовна рассказывает о том, когда для нее был золотой век её национальности и как она каждое лето добирается до Набережных Челнов: через Казань или Москву.

Губаха: татарка Галина

- Мой отец Кутдус Сулейманович родом из деревни Ромашкино что в Чистопольском районе Татарстана. Мама, Мунира Рашатовна, из деревни Чаллыбаш Рыбнослободского района. Познакомились они на пароходе. Папа был речником. Поженились и уехали на заработки в Сибирь. Я родилась в маленьком городке Осинники неподалеку от Новокузнецка. Не успела я пойти в школу, как родители решили перебраться на Урал – поближе к маминой сестре. Так мы переехали в город Губаха. Это Богом забытое место. Шахты, дышать невозможно… Но природа вокруг великолепная!

Вспоминая о детских годах, Галия Кутдусовна комментирует и название города, относительно возникновения которого есть много версий. Ей же близка одна-единственная: название Губаха произошло от слова "губиха".

Кутдус абый и Мунира апа были людьми музыкальными, в доме стоял проигрыватель, были пластинки с записями Флеры Сулеймановой и Альфии Авзаловой, и среди них была одна с записями легендарной Зары Долухановой.

- Именна она и дала мне путевку в жизнь, – улыбается Галия Ибрагимова. – Я слушала арию Керубино в её исполнени и тоже хотела петь таким голосом. А мама с тетей слушали Флеру Сулейманову и Альфию Авзалову и тихонько поплакивали, скучая по родным краям.

В классе Галию называли Галиной и обзывали …татаркой. Класс был недружный. И певица честно признается, что до 8 класса находиться в школе ей было не совсем комфортно.

- Помимо меня в нашем классе было еще два татарина, но эти мальчики тщательно скрывали свою национальность.

После уроков девочка, грезившая петь как Долуханова, мчалась в городской дворец культуры, где активно занималась самодеятельностью, выступала с агитбригадой и читала стихотворения. Завершающим аккордом концертных программ были романсы, которые исполняла учительница русского языка и литературы.

- У Татьяны Фёдоровны тоже был меццо-сопрано. И я просто заслушивалась ею.

Кто бы мог знать, что через несколько лет Галия станет студенткой Зары Долухановой в камерном классе Института имени Гнесиных! А пока закончилась школа. Пришло время выбирать себе профессию. Но Галия решила пойти работать. Дома была всё та же пластинка с Зарой Долухановой, в мечтах – оперная сцена, а в реальности – городской дворец культуры, где она вела кружки художественной самодеятельности.

Так прошел год.

Москва: музыкальная татарка

- Через год мы с подружкой уехали в Москву.

- И поступили учиться?

- Нет. Я не знала, для чего я приехала в столицу. Я устроилась на работу. В химчистку.

- И только проработав в химчистке почти год, я поняла, что не хочу вот так вот прожить всю свою жизнь. Я пришла в музыкальное училище имени Октябрьской революции. Спела. И меня взяли.

Теперь это училище – Московский государственный институт имени А.Г.Шнитке.

- Мой любимый преподаватель Тамара Фёдоровна Суркова – удивительная женщина, олицетворявшая лучшие черты настоящей русской интеллигенции, из того же рода, которому принадлежал и художник Николай Ге – впервые увидев мою фамилию, спросила: "Гм, Ибрагимова… А ты разве не русская?". Я говорю: "Нет, не русская. Я – татарка". А она, чуть ли не захлопав в ладоши: "Ой, татары же такой музыкальный народ!". Началось золотое время моей национальности. Я осознала, что музыкальность во мне – это моя национальная черта, – вспоминает Галия Кутдусовна.

Студенты образовали хор солистов, рассердив тем самым консервативных преподавателей.

- Тамара Фёдоровна запрещала петь в хоре. А заведующая вокальным отделением говорила: "Мы здесь стараемся работать с вами, дать вам профессию, чтобы вы ели не просто хлеб, а хлеб с маслом, а вы всё в хор норовите".

Вместе с Галией в одном потоке с ней учился еще один татарин – бас Сергей Шигабудин. Именно с его легкой руки Галия Ибрагимова чуть было не стала солисткой Большого театра.

- Дело было на последнем курсе училища. Серёжа ни с того, ни с сего предложил пойти прослушаться в Большой. Мы пришли, записались на первый тур, спели в Бетховенском зале, прошли во второй тур. Второй тур проходил уже на сцене Большого. Это ощущение ни с чем не сравнится! Зал огромен! Такое чувство, что поешь в какую-то черную дыру.

В Большом Галие и Сергею открыто сказали, что были удивлены тем, что они явились на второй тур, потому как все места в этот год уже были определены…

- Нам предложили вернуться через год.

Через год Галия не вернулась. Но была-таки принята в труппу Большого в 1997 году, когда она уже окончила Институт имени Гнесиных, куда поступила после училища.

- Но в 1997 году мы с мужем решили уехать из страны. В России было очень сложно.

Прага: примадонна Галия Ибрагимова

Говорят, чтобы достичь успеха, нужно немного таланта, капелька везения и тонны упорства и старания. В таланте и старанию Галие Кутдусовне не занимать. В тот год удача тоже оказалась на её стороне.

- Я просто взяла и зашла в здание оперного театра. Прослушалась. Меня взяли. Оказалось, что пражская опера планировала возобновить "Кармен", и они как раз искали меццо-сопрано. Судьба – не иначе.

С тех пор прошло 15 лет. Партии на итальянском, французском, немецком, чешском языках. Турне по США, тысячи километров гастролей. И признание пражской публики.

- Да, я – примадонна. Но очень редко бывает, чтобы я полностью была довольна результатом. Это, наверное, всё советское воспитание, когда постоянно стремишься к лучшему.

И что не день, то открытие. То на гастролях в Болгарии мастер по гриму окажется татаркой, то солистка пражской оперы – Тахира Минаждинова.

- Тахира апа уже не поет. Она сейчас преподает вокал. Именно благодаря ей я подружилась с ребятами из татарской службы "Radio Liberty".

В 2006 году Галия Ибрагимова впервые выступила на казанской сцене. Театр имени Мусы Джалиля пригласил её спеть в "Аиде".

- Я прилетела в Казань. Спела. Всё замечательно. Но меня неприятно удивил тот факт, что в татарском театре нет своих доморощенных солистов. Всё кого-то приглашают. А ведь у татар такие голоса! – рассказывает прима, а потом добавляет: "В гости я, конечно, не напрашиваюсь, но если пригласят спеть в татарской опере, прилечу с величайшим удовольствием!".

Каждое лето, когда закрывается сезон, Галия Ибрагимова садится в самолет и летит в Татарстан. В Набережных Челнах живет её мама Мунира апа и брат Фарид.

- В прошлом году летела татарскими авиалиниями напрямую из Праги в Казань. Фарид абый меня встретил в международном аэропорту "Казань" и до Челнов мы добирались на машине. Эта ваша дорога такая тяжелая – просто жуть! Удобнее, конечно, прилетать сразу в "Бегишево" – поэтому этим летом полечу через "Шереметьево".

Услышав вопрос о том, хотела бы она вернуться в Россию, Галия Кутдусовна на секунду задумалась, а затем ответила: наверное, нет.

- Я уже привыкла жить в Чехии. Мне здесь комфортно и безопасно. Чешское гражданство я брать не собираюсь. Но постоянное место жительства – Прага. Я нашла здесь то, что искала.

Раиль Умутбаев


Яндекс.Метрика free counters