ya_palomnik
Татары в этно-мусульманской мозаике Финляндии
Tatars in the ethno-muslim mosaic of Finland
Проект
"Татары без границ"

-. 5 .
, .

Татары в этно-мусульманской мозаике Финляндии

'Да, татары около 200 лет были практически единственными представителями мусульманской религии в Финляндии. Однако после 90-х годов Финляндия начала активно принимать беженцев из Ближнего Востока и стран Африки'. - На вопросы портала Islam-Today.ru ответил имам мечети в Хельсинки Рамиль хазрат Беляев.

После событий 11 сентября федеральная власть пригласила на официальный диалог

Islam Today: Как исламские этносы вписываются в строго упорядоченный финский социум?

Рамиль Беляев: Мусульмане гармонично вписываются в финский социум. Финское правительство делает все возможное, чтобы мусульмане чувствовали себя частью финского общества.

Islam Today: Как сами финны относятся к последователям исламской религии на бытовом уровне?

Рамиль Беляев: Как и в любом обществе, есть разные взгляды на мусульман. Особенно на вынужденных иммигрантов, беженцев. Но если брать в общем, то отношение хорошее.

Islam Today: Как вы строите отношения с муниципальными властями?

Рамиль Беляев: Отношения с властями разного уровня у нас складывались годами. Как с представителями муниципальных и региональных, а так же федеральных властей. Если с региональной властью приходилось решать преимущественно вопросы практического характера, то после событий 11 сентября федеральная власть пригласила на официальный диалог. При президенте страны был создан совет традиционных конфессий, куда вошла и наша организация. Президент проводит регулярные встречи с представителями конфессий.

Islam Today: Со стороны светского общества, представителей других конфессий негативное отношение ощущается?

Рамиль Беляев: Нет, не ощущаем.

Islam Today: Какой уровень жизни в Финляндии? Что привлекательного в укладе жизни финнов?

Рамиль Беляев: Финляндия отличается от многих стран мира тем, что здесь все строго следуют законам. Это проявляется не только в судебно-исполнительных процессах, но так же и в бытовой жизни. Для примера могу привести следующие факты. Если на дорожной разметке стоит ограничение 100 км. в час, редкого финна увидите превышающего это установление. Или, если в правилах рыболовства написано, что судака, длина которого меньше 40 см, ловить нельзя, то поймав рыбку длиной 39 см, финн ее отпустит обратно в воду. Так же можно указать на бережную охрану окружающей среды. Это может подтвердить любой турист, побывавший в этой стране. Обобщая могу сказать, что уровень жизни довольно высокий.

Islam Today: В Европе отмечается рост численности мусульман, в Финляндии та же картина?

Рамиль Беляев: Это касается и Финляндии. Если в начале 2000-х количество мусульман в Финляндии составляло порядка 10-15 тысяч, то сегодня речь идет о 60 тысячах мусульман. И количество, конечно же, растет.

Islam Today: Какие возможности у молодых семей, финское государство их поддерживает?

Рамиль Беляев: В финской социальной системе существуют множество видов поддержки, среди которых есть и помощь семьям с детьми.

Islam Today: Чем заняты мусульмане в Финляндии, в каких сферах трудятся?

Рамиль Беляев: Мусульмане трудятся в самых разных сферах финской трудовой структуры. Это и водители автобусов и трамваев, так же в сфере пищевой промышленности, образования, сервиса.

Origin: Islam Today, 3 января 2013

«Путь к мечети»

В рамках конкурсной программы VIII Казанского международного фестиваля мусульманского кино был представлен документальный фильм «Путь к мечети», рассказывающий об истории становления татарской диаспоры Финляндии и строительства ими мечети в городе Хельсинки. Фильм созданный нашими соотечественниками в Финляндии смог пройти конкурсный отбор из более чем 300 фильмов, представленных на конкурс. Автором идеи, сценаристом и режиссёром фильма является имам татарской общины Финляндии Рамиль Беляев. Фильм «Путь к мечети» приурочен к 50-летию мечети в Хельсинки. На съёмки фильма ушло полтора года, все расходы по его производству татарская община взяла на себя.

Мониторинг СМИ

В Финляндии татары поселились также в конце XIX - начале XX веков, В 1970-х годах они были объединены в две организации – «Общество имени Габдуллы Тукая», созданное профессором Хельсинкского университета Гумаром Тахером, и национально-религиозное общество финских татар «Исламия», руководителем которого являлся крупный торговец мехами и пушниной Осман Али. В настоящее время эти организации практически слились в одну. При общине существуют спортивный клуб «Йолдыз», татарская воскресная школа, самодеятельные фольклорный ансамбль и театр. После смерти Г.Тахера руководителем татарской диаспоры в Финляндии остался его сын Окан Тахер.

Молодые татары финского происхождения создали свою организацию «FТВ» («Финн татар бирлиги»).

Для татарской диаспоры в Финляндии характерно бережное сохранение всего, что связано с национальной историей, культурой, языком и обычаями. Члены «Общества имени Г.Тукая» в 1980-90-х годах активно устанавливали и развивали научно-культурные связи с соотечественниками в Татарстане, Там, на казанской сцене с успехом прошел спектакль «Галиябану» в постановке самодеятельного театра из Хельсинки.

Справка: Татары на территории Финляндии принадлежат к национальным меньшинствам. Первые татары в Финляндии были купцами и солдатами. В основанную в 1925 году Финскую исламскую ассоциацию (Suomen Islam-seurakunta) могли быть приняты люди только татарского или турецкого происхождения. В 1960 году построено здание Татарской мусульманской общины в столице Финляндии, где имеются молельные помещения, учебные классы, библиотека. Рост числа мусульман в стране приводит к развитию разных форм общественных отношений, соответствующих исламским религиозным требованиям: в бассейнах для мусульманок отводятся отдельные часы, и они приходят плавать в специальных купальниках, закрывающих тело; в родильных отделениях по требованию мусульманок предоставляют врачей-женщин; открываются магазины, где продается мясо и другие продукты стандарта "халяль". Примечательно, что в законопослушном цивилизованном финском обществе набор социальных особенностей и нормы исламской религии воспринимается как фактор экономических отношений. Значит в гармоничном развитии страны семи озер есть заслуга и татарского этноса, утвердившего в Финляндии исламскую религию.

Светлана Мамий, Москва.



. free counters