ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Ислам в Японию принесли татары
Islam to Japan was brought by Tatars

ГлавнаяТатары за рубежомЯпония

Ислам в Японию принесли татары

Первую в Японии мечеть построила татарская диаспора. Выходцы из нее активно развивали телевидение в стране восходящего солнца, были известными дикторами, спортсменами... О том, как сегодня живется татарской диаспоре в Японии, рассказала известный в прошлом казанский журналист, а ныне профессор, доктор социологии Университета Симанэ (Япония) Лариса Усманова. На днях она приехала в Татарстан.

ЯПОНЦЫ СТАНОВЯТСЯ КРЕАТИВНЫМИ

- Есть один минус у японцев – они недостаточно креативны, - рассказывает Лариса Усманова. - Сейчас молодежь, которая стала отдаляться от традиционных ценностей, становится более раскрепощенной и креативной, пытается индивидуализироваться. Она считает, что мир меняется и нужно жить в ногу со временем. Все это выражается в моде, дизайне, архитектуре. Традиционное же общество к моде, пришедшей из Америки, относится негативно. На самом деле общество очень консервативно и воспитывает детей так: «Ты должен окончить университет, потом поступить в какую-нибудь компанию и всю жизнь посвятить ей». Такова основная масса.

По словам Усмановой, студенты в общежитии живут по одному, а не как у нас – по четыре-пять человек в комнате. И все же большинство предпочитает снимать жилье. Все технические новшества по последнему слову и бесплатный доступ к Интернету. Студенты пользуются большими льготами и скидками на проживание, проезд. В вузе существуют специальные Ассоциации помощи студентам, они находят жилье, и еще есть специализированные магазины со скидками. Дорого ли учиться? Все зависит от университета. Но в среднем около 25 тысяч долларов в год. Высшее образование платное, и 90 процентов населения имеют возможность учиться. К этому семья готовится со дня рождения ребенка и откладывает деньги.

У японцев групповое сознание, они активно участвуют в жизни вуза: занимаются в спортивных секциях или традиционным искусством, например, икебаной. Сейчас среди молодежи развиты кружки современного танца.

ТАТАРСКАЯ ДИАСПОРА ПОСТРОИЛА В ЯПОНИИ ПЕРВУЮ МЕЧЕТЬ

За последние десять лет количество россиян в Японии значительно выросло. Если в 1997 году было официально зарегистрировано 400 человек, то сейчас уже более десяти тысяч.

– У нас в префектуре было двадцать человек. Хотя на фоне других диаспор это капля в море. Это и студенты вузов, и представители бизнеса, и женщины, соединившие свою судьбу с японскими мужчинами, – рассказывает Лариса Усманова.

Исторически в Японии была татарская диаспора и оставила свой яркий след тем, что принесла в эту страну ислам, построила первую мечеть. И после войны оставшиеся в стране эмигранты тюркского происхождения из России смогли адаптироваться в новой ситуации, возникшей здесь в связи с американской оккупацией. Многие японцы помнят известного телеведущего по имени Рой Джеймс. Это сын последнего тюрко-татарского имама Токийской мечети Гайнана Сафа, эмигрировавшего из нашей страны еще в молодом возрасте. Второй его сын Рамазан до сих пор живет в Токио, в здании бывшей эмигрантской общины, рядом с соборной мечетью. А старший сын эмигранта Кемаля Юсуфа Осман Юсуф стал известным киноактером и сумоистом. Сегодня представителей этой старой общины в Японии осталось очень мало.

ДВЕ РОДИНЫ

В декабре прошлого года несколько молодых татар, проживающих в разных частях Японии – от Токио до Нагои, от северо-восточной префектуры Гумма до северо-западной префектуры Симанэ – собрались и решили, что необходимо рассказать японцам о своей родине. Инициатором проведения Дня татарской культуры и вдохновителем идеи воссоздания общины выступила Гульнара Карасава, которая живет в Японии несколько лет. Здесь долгое время существовала тюрко-татарская община эмигрантов из Волго-Уральского региона России, дети и внуки которых до сих пор живут тут же, так что организация молодой общины была вполне оправданна исторически.

Кстати, представители старой эмиграции своим присутствием на первом празднике татарской культуры 12 декабря поддержали идею ее популяризации в Японии. В проведении мероприятия помог Центр турецкой культуры, который существует одиннадцать лет и активно работает. Туркам, как видно, эта идея пришла раньше. Именно в знак уважения к старой эмиграции День культуры был проведен в здании Токийской соборной мечети, которая была построена еще в 1938 году. Но в 1985 году старое здание мечети из-за землетрясения разрушилось. Тогда тюрко-татарская община, многие представители которой уже обрели турецкое гражданство, обратилась за помощью к турецкому правительству, и при его финансовой помощи в 2000 году было построено новое здание. Табличка на соборной мечети отмечает тот факт, что первое здание мечети было построено казанскими тюрками, а нынешнее возведено Турецкой республикой.

В общем, праздник показал, что у японцев есть большой интерес к культуре, истории, экономике тюркских народов России. Организаторам удалось донести до японской аудитории то, что значение тюркских народов в России не только в своеобразии их культуры и языка, исламской идентичности и природных ресурсах, а в том, что они, проживая в Японии, считают Волго-Уральский регион России своей родиной и не хотят терять своей национальной идентичности. Более того, они хотят связать узами дружбы и понимания эти две разные страны и культуры – японскую и тюрко-татарскую. Ведь Япония для некоторой части тюркского народа стала второй родиной – как в прошлом, так и в настоящем.

В НАШИХ РЕСТОРАНАХ ЯПОНСКОЙ ЕДЫ НЕТ

– Те суши, которые продаются в Европе и Америке, не соответствуют тем, которые делают в Японии, – делится Лариса. – А роллы вообще не существуют в таком виде, какими их у нас подают. На днях в одном казанском "японском" ресторане меня поразило то, что в меню очень много китайских блюд. Видимо, руководство ресторана пользуется тем, что не все посетители владеют японским языком. Прочитав меню, я вынуждена была сделать замечание официантам, чтобы они предупредили менеджера и не остались в глупом положении, если вдруг их ресторан посетят японцы. Понятно, что процесс глобализации идет, все смешивается, но пределы должны существовать. Кстати, в Японии развернулось масштабное движение за защиту собственных ценностей, которые экспортируются за рубеж, в том числе к ним относятся суши, сашими, темпура. Создана специальная комиссия под протекторатом государства, которая аккредитует определенный ресторан в мире на предмет соответствия тех блюд, которые они готовят. Именно в такие рестораны и можно ходить за японской едой. А в те, в которых я была в России, советую не ходить, чтобы не портить вкус.

«Молодежь Татарстана» 28.07.2010


Яндекс.Метрика free counters