ya_palomnik

На сайте нет рекламы

История казахстанских татар
History of the Kazakhstan Tatars

ГлавнаяТатары за рубежомКазахстан

История казахстанских татар

Нынешнее татарское население Казахстана являет собой потомков преимущественно волжских татар, переселившихся в разное время на казахстанские земли и укоренившихся в новой среде.

Миграционные процессы имели в своей основе различные причины. Среди них следует упомянуть социальные, экономические, политические предпосылки.

I. Начальные этапы переселения татар с территории Поволжья на юго-восток относятся к XVI - XVII векам. В результате завоевания Казанского ханства и присоединения его к России (1552г.) в Поволжье происходят значительные политические и социальные изменения.

"В 1552 г. Казанское ханство перестало существовать. Край стал частью Русского государства, правительство которого не только присоединило его политически, но быстро стало осваивать экономически и культурно, с тем, чтобы сделать его базой для дальнейшего продвижения на Урал и в Сибирь. Сразу же во вновь присоединенный край потянулось большое количество русских поселенцев и феодалов, получивших здесь большие земельные участки. Кроме усиленной колонизации края русским населением, царское правительство начало вести русификаторскую политику посредством обращения в православие его коренного населения, особенно татар. Колониальная и русификаторская политика царского правительства, политика угнетения нерусских народов края способствовала тому, что последние поддерживали организуемые феодалами восстания, которые жестоко подавлялись царскими войсками. Нерусских крестьян, особенно татар, сгоняли с насиженных мест или вынуждали к бегству, лишая земель и средств к существованию.

Стремясь подчинить себе край в политическом отношении, царское правительство оттеснило татарское, да и вообще нерусское население от городов, в первую очередь на 30 - 40 км от Казани, а также на 15 - 20 км от главных рек, являвшихся в то время основными путями сообщения. Происходило довольно интенсивное передвижение нерусских народов, которое можно было наблюдать почти до Октябрьской революции.

"По отношению к феодалам-мусульманам царское правительство постепенно начало вводить ограничения на их владение вотчинами и людьми, а при Петре I у них были полностью отняты и земли, и зависимые люди, ставшие теперь государственными крестьянами. Тем самым татарские феодалы в массе были лишены дворянства и принуждены были перейти на положение купечества или просто торговцев, позднее составивших татарскую буржуазию."

Политика насильственной христианизации на начальном этапе не дала существенных результатов. Мусульмане, не желавшие менять веру, активно переселялись на юго-восток от Казани. Часть татар-мусульман мигрировала в Башкирию, на северо-запад Казахстана, в Сибирь.

II. Присоединение Казахстана к России, начавшееся в 30-х годах XVIII века, активизирует экономические связи России с Востоком. Царское правительство организует и поощряет заселение татарскими купцами и ремесленниками новых городов, надеясь с их помощью установить прочные контакты с казахским населением края.

Через территорию Казахстана проходили основные караванные торговые пути. Во второй половине XVIII века на пересечении ведущих дорог основываются новые города-укрепления: Оренбург, Петропавловск, Семипалатинск. Благодаря своему расположению, эти города сразу приобретают значение крупных торговых центров.

Приведем некоторые факты из истории возникновения Казахстанских городов.

"Во второй половине XVIII века, когда русские владения вплотную приблизились к границам казахских земель и был построен город Оренбург, часть казанских татар и мишарей переселилась на эти земли. Особенно охотно переселялись сюда люди, занимавшиеся торговлей с казахами. Правительство поощряло подобное переселение и даже заставляло татар-торговцев переселяться туда. Так, после основания Оренбурга правительство распорядилось подобрать в Казани 200 "добрых", т.е. богатых семейств татар, которых и поселило около нового города в так называемой Каргалинской, или Сеитовой, слободе, поощряя их торговую деятельность с казахами и народами Средней Азии, куда русские купцы как иноверцы не могли проникнуть.

Таким образом, ко времени падения крепостного права и начала быстрого развития капитализма в России казанские татары и мишари покидали территорию, где они жили до присоединения к России, и расселялись на значительных пространствах Среднего Поволжья и Приуралья, проникнув частично и за Урал, в Западную Сибирь и на север казахских земель."

Из истории города Семипалатинска:

"В 1776 году генерал-губернатором Западной Сибири "для заложения крепости по новому проекту" был откомандирован капитан И.Г.Андреев. В апреле того же года он выехал из Железинской крепости и с большими трудностями прибыл в Семипалатинскую крепость. Вместе с Андреевым прибыло 40 работников, 25 солдат семипалатинского батальона, 50 тюменских и тобольских татар... В 1792 году начальник сибирских линий генерал-майор Штрандман разрешил перевести на новое место купеческую, или меновую, слободку, так как жители ее - купечество и мещане - страдали от разливов Иртыша. Отведенное им место позже стало именоваться Татарской слободкой, где купцы построили гостиный двор... Среди первых поселенцев были проживавшие в слободе татары, занимавшиеся в основном торговлей, и другие азиатские купцы."

Из истории города Петропавловска:

"Петропавловск возник в 1752 году как военная крепость Ново-Ишимской оборонительной линии Русского государства на юге Сибири.

...Считая, что большое воздействие на развитие прогрессивных форм ведения народного хозяйства смогут оказать крестьяне, принадлежавшие к одному с казахами вероисповеданию, правительство решило переселить на линию крестьян из татар, позволить выходцам из Средней Азии образовывать селения.

Еще в 1782 году татары Нижегородского и Казанского наместничеств ходатайствовали о месте для заселения в 20 верстах от крепости при урочище Темная Лука. Записанные в Петропавловской крепости как мещане, они не могли использовать в полной мере привилегии сословия. Занятие крестьянским делом, как им представлялось, могло дать большие выгоды для жизни. К 1786 году прошение было удовлетворено, что послужило началом образования "Ташкинской деревни".

К 1786 году недалеко от крепости была основана татарская деревня Мамлютова (Мамлютка). Казахское население имело тесные связи с этой деревней, расположенной к кочевьям."

При основании новых городов значительную часть татарского населения представляли купцы. Благоприятствующими условиями для их деятельности в Казахстане и Средней Азии были два существенных момента: во-первых, отсутствие языковых проблем в контактах с местным населением и, во-вторых, принадлежность татар к мусульманской вере - ведущей религии Востока.

По свидетельству Ч.Ч.Валиханова, купцы-мусульмане при совершении торговых операций пользовались определенными льготами: "В г. Коканде пошлины с товаров уже не берут, а получают оную в Ташкении со всего товара и скота на червонцы; получают с 40 - один червонец, кои берутся только с магометан, в том числе и с наших татар, а с русских купцов с 20 - один червонец," - писал ученый.

В связи с расширением экономических и политических взаимоотношений России с Востоком, татарские купцы и представители духовенства нередко использовались в качестве переводчиков при различного рода дипломатических миссиях.

III. Существенным моментом в активизации переселенческих процессов стало изменение государственной политики в отношении ислама. Если в начале XVIII века царизм стремился ограничить влияние мусульманства в Поволжье, а в 30-40-е годы было организовано массовое крещение, последствия которого не привели к желаемому результату, то к концу XVIII века правительство Екатерины II меняет тактику и "делает ставку на преданные ему социальные верхи и мусульманское духовенство, предоставляет различные льготы татарским помещикам и купцам, организует мусульманское Духовное собрание, высшим представителям духовенства раздает земли." Изменение государственной политики было отражено и в указе 1773 года "О веротерпимости", по которому все религии должны были пользоваться равными правами и отменялось насильственное крещение.

На новом этапе правительство стремится решить главную задачу - укрепление государственности - привлекая для этой цели помощь мусульманского духовенства. Так Екатерина II в указе сибирскому и уфимскому генерал-губернатору от 27 ноября 1784 года в частности писала: "Снабжение разных родов киргизских муллами не малую пользу в делах наших принести может; почему Вы и старайтесь определить оных, потребовав из казанских татар..."

Известно, что в 1784 году в городе Петропавловске началось строительство первого кирпичного здания - мечети. "Правительство, стремясь с помощью мулл оказывать политическое влияние на казахов, отпустило для этих целей более 15 тысяч рублей".

Поддержка и поощрение государством распространения мусульманства, активизация миссионерской деятельности носителей ислама принесли плоды, превзошедшие, вероятно, расчеты царского правительства. За короткий срок во многих городах Казахстана были построены мечети, при них открылись мусульманские школы - медресе. "Во главе их стояли более подготовленные муллы и видные мударрисы, большей частью получившие образование в Бухаре, Самарканде, а позднее - в Каире и Константинополе. Медресе давало преимущественно религиозное образование и ставило своей целью подготовку духовенства. Медресе содержалось на средства, поступавшие, главным образом, от вакуфов (дарственные средства)". Большой известностью пользовались крупнейшие медресе: "Хусаиния" в Оренбурге, "Расулия" в Троицке, медресе города Уральска.

В медресе преподавание велось на татарском языке. Как самостоятельные предметы изучались арабский, фарси, турецкий, русский языки. Кроме языков и религиозных дисциплин, в медресе преподавались история, математика, география, физика, естествознание.

Это вызвало приток в Казахстан не только представителей татарского духовенства, но и интеллигенции, людей, занимавшихся педагогической деятельностью. Во многих городах и аулах открываются начальные школы. Большинство подобных школ существовали на средства купечества, пожертвования богатых торговцев.

В Петропавловске к 1872 году действовало семь частных училищ для мусульманских детей. В 1908 году в том же городе на средства купцов-мусульман были открыты книжный магазин мусульманской литературы, мусульманская библиотека и читальня. В Семипалатинске в 1863 году было 9 частных татарских школ. Ч.Валиханов в статье "О мусульманстве в степи" писал:

"Почти в каждом ауле есть кочевая школа, где учителя по большей части татарские муллы или семинаристы"

В другой статье ученый отмечает, что "главными двигателями этого (мусульманского) образования следует признать наших торговых татар..." Помимо предметов быта, через татарских купцов распространялась и литература, книги духовного и светского содержания. Один из крупнейших татарских поэтов-классиков Габдулла Тукай (1886 - 1913) получил образование в медресе города Уральска. Он был одним из организаторов и редакторов всероссийской газеты "Фикер" и журналов "Уклар" и "Аль-Гасрел джадит", издававшихся на татарском языке в Уральске и пользовавшихся равной популярностью среди тюркоязычного населения.

Известно, что первые типографии, возникшие в Казахстане, выпускали литературу на арабском шрифте. Первые шрифты присылались из Казани, оттуда же командировались первые специалисты-наборщики.

Приведем еще несколько имен известных деятелей культуры, равно связанных с татарской и казахской литературой.

Поэт Акрам Галимов (1892-1913) родился в городе Акмолинске в татарской семье, образование получил в медресе города Троицка. Работал учителем в Кустанае, позже - ответственным секретарем первого казахского журнала "Айкал". С раннего возраста А.Галимов писал стихи на татарском и казахском языках, перевел на казахский язык ряд произведений русских и западноевропейских поэтов.

А.Галимов - автор одноактной комедии "Проблема масла", впервые поставленной на сцене самодеятельного театра в Кустанае.

Известный татарский писатель Галимжан Ибрагимов (1887 - 1938) в молодые годы работал учителем в Кустанайской и Северо-Казахстанской областях, хорошо знал казахский быт и культуру. Роман писателя "Дочь степи" посвящен жизни дореволюционного Казахстана. Выдающийся казахский просветитель Абай Кунанбаев хорошо знал татарский язык, был знаком с татарской литературой. "Основам грамоты он в детстве научился у татарского муллы. В зрелом возрасте Абай тесно общался с образованными татарами, которые обучали в аулах казахских детей и которые приносили с собой в степь просветительские идеи Ш.Марджани и К.Насырова", - пишет Б.Искаков.

IV. Рост татарского населения в Казахстане продолжается и в конце XIX - начале XX веков. По данным статистики: "В пореформенный период усилились миграции татар в Казахстан и Киргизию из Среднего Поволжья, Северного Приуралья и Западной Сибири. Если в Казахстане и Киргизии в 1859 году они составляли 3,9 тыс. человек, то в 1897 году - 55,9 тысяч, или 1,12% населения. Удельный вес татарского населения в регионе возрос с 0,23% до 1,12%".

В чем причины столь резкой активизации переселенческих процессов? Обратимся к историческим фактам. "Оживление татарской культуры в первой половине XIX века противоречило национально-колониальной политике царизма...

Несмотря на ряд уступок татарским феодалам и мусульманскому духовенству, правительство стремилось к обрусению нерусских народов края, в том числе и татар, через обращение их в православие. Ввиду того, что старые методы, вроде насильственного крещения, оказались неэффективными, ищутся новые пути. Этот новый путь к обрусению был предложен известным педагогом-обрусителем Н.И.Ильминским.

Основное место в системе Н.И.Ильминского занимало распространение православия среди нерусского населения на их родном языке. Для этой цели печатали учебники и религиозные книги на основе русского алфавита на родном языке учащихся... Обрусительная система Ильминского была узаконена специальными правительственными правилами "О мерах к образованию населяющих Россию инородцев" от 26 марта 1870 года. На основе системы Н.И.Ильминского была организована значительная сеть школ... Однако, в результате враждебной пропаганды мусульманского духовенства, с одной стороны, и притеснения русскими миссионерами в этих школах родного языка, с другой - татарское население проявило отрицательное отношение к русско-татарским школам."

Данные статистики свидетельствуют, что именно в этот период усиливается приток татарского населения в Казахстан. На эти же годы приходится расцвет мусульманской культуры в городах Казахстана. Можно предположить, что города Казахстана стали в конце XIX века своего рода прибежищем для татарского духовенства и интеллигенции, не принявших государственных новшеств в национальной политике по отношению к мусульманам Поволжья.

Культурная деятельность татар в Казахстане не ограничивалась религиозной и педагогической сторонами. Известно, что в городах Семипалатинске, Петропавловске, Троицке, Алма-Ате, Актюбинске и других в начале XX века начинают функционировать самодеятельные татарские театральные труппы, которые ставят различные спектакли, организуют концерты. Множество татарских песен и мелодий получило широчайшее распространение среди жителей Казахстана благодаря деятельности театральных трупп, включавших народную музыку в оформление спектаклей.

Интересные факты о театральной деятельности и музыкальном творчестве татарских коллективов приводятся в статье Л.А.Хамиди.

"В 1909 году в Алма-Ате (в то время город Верный) была создана совместными усилиями татарской и казахской молодежи самодеятельная театральная группа. Регулярно ставились спектакли, проводились концертные вечера... После революции эта группа образовала первый в Семиречье самодеятельный театр."

"...в Кустанае, в 1910 году кроме татарского драматического кружка был организован и музыкальный... Кустанайская татарская труппа продолжала свою работу и после революции, и в период гражданской войны."

В городском театре Петропавловска одновременно сосуществовали три театральных труппы: русская, казахская и татарская.

"В начале января 1931 года в Алма-Ате начала работать радиовещательная станция, которая ежедневно стала передавать концерты казахской, русской, татарской и украинской музыки."

В настоящее время в Казахстане насчитывается около 330 тысяч жителей татарской национальности. В республике обитают представители различных в прошлом субэтнических групп татар. Однако, объединяющим для них моментом стали культурные традиции казанских татар - этой наиболее многочисленной этногруппы. Тесные контакты культурное взаимодействие народов привели к тому, что отдельные песенные образцы казанских татар приобрели значение связующего звена культур на межэтническом уровне. Многие татарские песни и мелодии одинаково любимы и популярны не только у татар, но и среди представителей иных национальностей.

Исторически сложилось так, что татарская народная музыка стала неотъемлемой частью культурного фонда современного Казахстана, и установление роли, функции данного элемента в системе целого может способствовать созданию более полной картины современного народного творчества республики.

Валиуллина Рамзия Нурулловна

www.tmk.kz


Яндекс.Метрика free counters