ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Татарское наследие Уральска
Tatar heritage of Uralsk

ГлавнаяТатары за рубежомКазахстан

Татарское наследие Уральска

Уральск – один из самых старинных исторических городов Казахстана. Здесь жили и трудились многие исторические личности. Одна из них – родоначальник татарского литературного языка Габдулла Тукай. Несколько лет назад в Уральске отреставрировали дом, в котором жил татарский поэт. Он расположен в исторической части города, некогда носившей название Татарская слобода.

В свое время Татарская слобода составляла значимую часть Уральска, но до настоящего времени «дожили» немногие здания. Два из них – музей Габдуллы Тукая и Красную мечеть – уральцы почти забыли, но после реставрации к этим возрожденным страницам истории вновь потянулись и дети, и взрослые. Два упомянутых здания связывает имя Габдуллы Тукая. Личность этого литературного гения интересует узких специалистов многих стран.

Грустная история жизни

Историю жизни Габдуллы Тукая рассказал директор музея Марат Багаутдинов.

Габдулла Тукай рано осиротел. Ему было всего четыре месяца, когда отец умер, в неполные пять лет он потерял и любящую мать. Нищие родственники, не имевшие возможности прокормить маленького мальчика, вывезли ребенка на телеге на Сенную площадь и предлагали всем проходящим как живой товар: «Возьмите на воспитание!». Будущий просветитель тогда мог запросто попасть в рабство. Новые родители взяли его в семью прямо с площади в Казани.

Несколько лет ребенок скитался по разным семьям. Когда ему исполнилось девять лет, о Габдулле в Уральске вспомнила родная тетка Газиза. У нее и мужа купца Галиаскара Усманова не было сына. Нужен был наследник, и за малолетним родственником новые родители выехали в Казань. После 18 суток путешествия в кибитке Габдулла Тукай прибыл в Уральск.

Поначалу новые приемные родители хорошо относились к Тукаю, отдали его учиться в медресе, а параллельно и в русский класс. Но через некоторое время Галиаскар охладел к приемному сыну: Габдулла не имел склонности к купеческому делу. Через пять лет проживания в доме Галиаскара после смерти хозяина Габдулла ушел жить в медресе «Мутыйгия».

Он проучился там 11 лет. Наставником медресе был второй имам Красной мечети Мутыгулла Тухватуллин, с семьей которого Габдулла был очень близок.

Духовная родина поэта

Хотя самый знаменитый татарский поэт родился и умер в Татарстане, некоторые ученые считают Уральск духовной родиной Габдуллы Тукая. Здесь совсем еще молодой Габдулла получил образование, здесь же впервые прочел Пушкина и под влиянием творчества великого русского поэта начал создавать такие же простые для понимания, но с глубинным смыслом произведения на татарском языке. Огромное значение для становления поэта сыграло его знакомство с имамом татарской мечети в Уральске Мутыгуллой Тухватуллиным.

В доме, где сейчас располагается музей Габдуллы Тукая, жил его учитель. Здесь же в подвале располагалась типография, в которой издавались газета и журнал на татарском языке.

О том, где и как жил самый известный татарский поэт, наглядно рассказывает экспозиция комнаты дома Тухватуллиных. Здесь воссоздана обстановка XIX века, самый большой предмет мебели – письменный стол. В углу комнаты – потрепанный стул, чудом сохранившийся в одной из семей западноказахстанцев. Другие предметы быта также собраны по домам уральцев. Одни из них обрели этот дом как свидетели жизни XIX века, другие «пришли» непосредственно из дома Тухватуллиных. Что примечательно, на фотографии многодетной семьи Тухватуллиных нет главы семьи – имамам тогда было строжайше запрещено фотографироваться.

Литературное начало

Сын Тухватуллина Камиль в начале XX века выкупил газету «Уральский дневник». К этой газете он дополнительно стал выпускать газету на татарском языке под названием «Фикер» (в переводе с арабского – «Мысль»). Это была одна из первых газет в мире на татарском языке. Она издавалась два года – с 1905 по 1907-й. Газета выходила солидным для тех лет тиражом в пять тысяч экземпляров. Она распространялась не только в Уральске, но и в Российской империи, в том числе в Санкт-Петербурге. В эти же годы в типографии Тухватуллиных выпустили первый в мире журнал на татарском языке под названием «Стрелы». Образцы изданий имеются в музее. В этих изданиях и печатал свои первые произведения Габдулла Тукай.

В 1907 году газету закрыли. А ставший к тому времени самостоятельным Габдулла переехал в гостиницу «Казань» (сейчас по стечению обстоятельств в этом здании располагается управление образования Западно-Казахстанской области). Здесь татарский поэт написал знаменитые стихо­творения «Шурале» и «Пар ат» («Пара лошадей»).

В казахстанском Приуралье поэт написал 50 стихотворений, вошедших в фонд классической литературы, и опубликовал 40 статей в газетах и журналах.

Умер Тукай на исторической родине – в Казани в 27 лет. Обо всем этом посетителям музея рассказывают экскурсоводы.

Казахстанско-татарский тандем

Уральский профессор Разак Абузяров называет себя тукаеведом. Он много лет доказывал на самых разных мыслимых и немыслимых уровнях, что музей Габдуллы Тукая необходим Уральску. Его многочисленные выступления в газетах, а также активная деятельность местного татарского культурного национального центра сделали свое благое дело. Сторонников Тукая услышали краеведы, предприниматели и местная власть. В 2002 году был открыт зал Тукая в музее «Старый Уральск», в городе установили бюст поэту. Подняли вопрос реставрации дома Тухватуллиных, в котором прочно обосновались новые владельцы разных комнат. За счет местного бюджета шестерым владельцам исторических углов предоставили квартиры. Часть денег на реставрацию и строительство новых зданий во дворе музея пришла из Казани.

Музей Габдуллы Тукая был создан на общественных началах, новый проект здания нарисовал потомок последнего имама Красной мечети – Раниль Тимергалиев.

Красная мечеть

Один из самых интереснейших исторических объектов Уральска – татарская Красная мечеть (1871), она тоже связана с именем Габдуллы Тукая. Красной ее называют из-за цвета кирпича, которым выложены стены мечети. Здесь работал Мутыгулла Тухватуллин. Дату основания Красной мечети специалисты называют разную. Но доподлинно известно, что мечеть была закрыта в конце 20-х годов прошлого столетия, а в начале 30-х годов с нее сняли минарет.

Несмотря на полное и долгое отсутствие внимания к зданию, оно кое-как сохранялось даже без проводимого ремонта. В разные годы здесь располагались дом инвалидов, ремесленное училище, СПТУ и даже общежитие этого училища. Лишь в 1980 году здание бывшей мечети было признано памятником культовой архитектуры XIX века, а в 90-е годы прошлого столетия было передано на баланс действующей областной мечети.

К этому времени в здании разобрали внутренние стены, свод, перекрытие второго этажа и все прочее. Жители близстоящих домов в те годы даже не предполагали, что полуразрушенные стены, заваленные мусором, – исторический памятник XIX века. В 2000 году предприниматель Ришат Хайруллин взял здание на баланс своего предприятия, чем предотвратил его окончательное разрушение.

– Для каждого человека приходит время, когда он обращается к своей нации, истокам своего народа, – поясняет Ришат Увалиевич. – Мы же почти все забыли, я даже не знаю толком родной язык: учился в школе и институте на русском языке. А это место – святыня всех татар. Что примечательно, поднимали Красную мечеть всем миром, то есть всем Уральском и не только. Предпринимателю и общественному деятелю Ришату Хайруллину, взявшемуся за великое дело восстановления исторического памятника, помогали чем могли. С одного из уральских предприятий пригнали кран, другие добровольцы сделали добротный забор мечети и даже высадили особую газонную траву, помогали и прочим. После открытия отреставрированной мечети здесь читают молитвы, проводят обряды бракосочетания. Историческая справедливость восстановлена.

P.S. Татарская слобода в Уральске еще не восстановлена, как и множество иных исторических объектов. Впрочем, возродить все невозможно, вложения только в реставрацию одного здания выльются в миллионы, а то и в миллиарды тенге. Пока краеведам остается только мечтать о полном возрождении привлекательного для туристов исторического города.

Оксана ДЕМЕНТИЕВСКАЯ,

фото Ярослава КУЛИКА, Уральск

Родились в городе Уральск:


Яндекс.Метрика free counters