ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Татарские купцы в Кыргызстане
The Tatar merchants in Kyrgyzstan

ГлавнаяТатары за рубежомКыргызстан

Из истории татарского предпринимательства в Кыргызстане

Немного из истории России. Как известно, из пары отцов-освободителей России от поляков в начале ХVII века Минина и Пожарского, Минин был татарином, главой купечества большей части Верхнего Поволжья, обеспечившим финансирование освободительного похода. Дело в том, что татарские купцы Поволжья поддерживали тесные торговые связи с коллегами из городов Средней Азии и далее с Ираном, Индией и Китаем, начиная со времен, когда на Волге действовала крупнейшая в Европе ярмарка «Ага базар» (Х – ХII века). Караванные пути проходили и по территории современного Кыргызстана, купцы не могли не сотрудничать с местными вождями и правителями, осуществляя торговые операции на территории им подвластной.

В 1639 – 1642 годах в команде русского казака из Томска Емельяна Вершинина (сейчас его назвали бы разведчиком), путешествующего по территории Средней Азии, было два татарина Алыбай и Шагалаков, выполнявших переводческие обязанности. Есть основание полагать, что оба татарина одновременно с переводческими обязанностями знакомились с местными купцами на предмет дальнейшего сотрудничества с российскими купцами – соплеменниками.

В 1784 г. Атаке – батыр, предводитель одного из кыргызских родов, принимал в своей ставке казанского татарина Муслима Агаферова, приказчика татарского купца Абдурахмана Нурмаметова. Оказывается, в те годы из Бухарского и Кокандского ханств татары наманганские, андижанские, маргеланские и другие вели караваны с товарами в Тибет, Китай, Кашгарию горными тропами, в том числе и по территориям, контролируемым киргизскими родами, организуя сотрудничество с ними.

В 1807 г. «торговый татарин казанского посада» М. Фейзуллин прошел со своим караваном из Кашгара в Ош.

В 1813 г. большой караван татарских купцов с богатыми товарами под прикрытием казаков сотника Старкова совершил торговый рейс по большому шелковому пути в Кашгарию. Товаров было отвезено на 321 тыс. рублей и обратно привезено уже на один миллион рублей (А. Ярлов). Вместе с караванами татарских купцов по территории Кыргызстана проходили мигранты, деловые люди, паломники и дипломаты.

В 1814 г. с караваном татарских купцов (Абдурашитов и Сайфуллин) по территории Кыргызстана проходил надворный советник Мехди Рафаилов с торговыми и дипломатическими поручениями в Тибет.

В 1821 г. Файзулла Сейфуллин прошел с караваном из Семипалатинска в киргизские земли, а в 1825 г., возвращаясь из Кашгара в Россию, писал о событиях, которые наблюдал на территории киргизских родов.

Несколько забылось, но именно Файзулла Сейфуллин с товарищами, выполняя поручение западносибирского начальства, не только способствовал установлению торговых связей киргизов с Россией, но и уговорил несколько киргизских родов отправить своих представителей к сибирским властям для переговоров о покровительстве и помощи (В. Петров).

Через Кыргызстан не только проходили торговые пути, но и сама территория являлась рынком. Здесь киргизы сбывали скот, продукты охотничьего промысла (лисьи и куньи меха, шкуры барсов), а взамен получали чай, ткани, оружие, металлические изделия (В. Петров), но особую ценность представляли татарские обувные изделия. Даже существовал своего рода брэнд под названием «булгар итек», что означала высокое качество кожаной обуви.

Во второй половине XVII и первой половине ХIХ века в России идет процесс становления капиталистических отношений, охвативший и татарское население. Это приводит к тому, что татары начинают активно участвовать в предпринимательстве России, открывая торговое дело, а затем и производство в крупных экономических центрах страны. В этот период начинается приличная миграция татар в Среднюю Азию. Будучи участником российской военно - научной экспедиции в Прииссыккулье (1856 г.) Ч. Валиханов писал о том, что здесь проживали татары. Таким образом, татары начинают поселяться на территории Кыргызстана задолго до присоединения к России.

Между прочим, царские власти, после присоединения киргизских земель к России, запрещали переселение мусульман – татар из Поволжья. Выход из ситуации был найден. Состоятельные татары приобретали недвижимость на имя подставных лиц и развивали активную предпринимательскую деятельность (И. Бартенева).

На территории Кыргызстана в конце ХIХ века наблюдаются два направления движения татар. Одно было представлено приказчиками татарских торговых домов, традиционно расположенных в Бухаре, Коканде и других многолюдных городах современного Узбекистана. Другое направление формировалось мигрантами из числа поволжских татар. Благодаря поволжским татарам в местах массового проживания татар, наряду с традиционной коммерческой деятельностью, создаются предприятия по переработке сельхозпродукции и изготовлению потребительских товаров.

В 1877 г. в Караколе татарский купец Каримов создает производство по выделке кожи.

Петербургский татарин Мухаммади Ибрагимов в начале семидесятых годов был направлен в Кашгар переводчиком. Затем он выбирает предпринимательскую деятельность и совместно с Фатихом Сулаймановым организует в Караколе первый торговый дом. Интересы торгового дома были представлены в Токмаке, Пишпеке, Верном и других городах. Усилиями этих купцов в селе Джаргылчык был построен лесопильный завод и создан малый флот из барж и баркасов, которые перевозили грузы по озеру Иссык – Куль. Оба они впоследствии стали купцами первой гильдии.

В 1883 г. в Пишпеке купец Мамашев Ш. организует кожевенное производство, преобразованный впоследствии его наследниками в кожзавод (Х. Габдрахманов).

Такая интересная деталь, оказывается, в 1906 г. из 102 купеческих сословий Каракола, а город был важнейшим торговым центром Северного Кыргызстана, 78 составляли татары.

В начале ХХ века наиболее успешные местные купцы, среди которых татары Сеид-Акрам Мурзабаев и Махмут мулла Бабинов, устанавливают торговые связи с крупнейшими фирмами Центральной России, осуществляя оптовые закупки мануфактуры, галантерейных и других товаров, книг, минуя ярмарки, в том числе и в кредит.

Хорошо известно, что пчелы в гербе города Пишпек оказались благодаря тому, что татарин Хамидулла Фазлуллин, переселенец из Вятской губернии, впервые в Чуйской долине развел пчел, организовал сбор и торговлю медом.

На территории современного Кыргызстана в конце ХIХ века формируется сфера промышленности, городское строительство. Татарские предприниматели Ш. Мамашев, Х. Акчурин, Г. Енгалычев и другие принимают самое активное участие. В Пишпеке были улицы Татарская (ныне Пушкина) и Искаковская (ныне Московская), названная в честь купца первой гильдии Искака Даульбаева, вложившего приличные средства в благоустройство города.

Как известно, дедушка Чингиза Торекуловича Айтматова, по материнской линии, Хамза Абдувалиев, владелец сети приличных магазинов в Караколе, организовал мыловаренное производство, выделку шкур. Был известен среди горожан тем, что вкладывал средства в школьное образование и в постановку первых в городе театральных спектаклей татарских авторов.

Татарские семьи на берегу Иссык – Куля создали несколько населенных пунктов, в частности Тамгу, Дархан (Тархан).

Среди татар был высокий уровень грамотности. Так в 1913-1914 гг. все дети школьного возраста обоего пола были охвачены начальным образованием.

По отдельным данным, до революции 1917 г. на территории Чуйской долины и берегах Иссык – Куля проживало около 3000 татар. Уклад жизни татар был традиционен. Главы семейств занимались делами, зарабатывали средства, жены занимались домом. Татары исторически отличались предприимчивостью, упорством, трудолюбием и честностью в отношениях с деловыми партнерами.

Как следует из этого небольшого исторического обзора, татарские купцы и предприниматели более трех веков тому назад уже поддерживали экономические связи и занимали значительное место в экономике Кыргызстана и всей Центральной Азии, а в особенности Узбекистана и Казахстана.

Самигуллин Э.В., д.э.н., профессор, г. Бишкек, Кыргызстан.


Яндекс.Метрика free counters