ya_palomnik

На сайте нет рекламы

История татар Архангельской губернии
History of the Tatars of the Arkhangelsk province

ГлавнаяТатары в РоссииАрхангельская область

История татар Архангельской губернии

>
Гаяз Исхаки в Архангельской губернии. 1913 год
Мечеть в Архангельске

Лилия Габдрафикова, доктор исторических наук

21 июня 2020, zen.yandex.ru

Татары никогда особо не признавали границы. Вольные как птицы, скорые как степные скакуны, они всегда пытались найти себя, свое деловое призвание, невзирая на географические и другие условия.

В силу разных обстоятельств, в том числе, по экономическим соображениям, татарский народ был разбросан по территории практически всей Российской империи: от западных окраин до Сибири, от Архангельска до Туркестана. Где бы ни оказались татары, ядром их общины, фактором единства оставалась религия предков – ислам.

Вот и далекий северный край – Архангельская губерния на рубеже XIX-XX веков стала для некоторых татар второй Родиной. Оправдывая свое название “Шимали төрекләре” (северные тюрки) они добрались и до Русского Севера.

До этого в Архангельской губернии встречались лишь военные-мусульмане – татары, служившие в местном гарнизоне. Их было достаточно, что понадобился даже имам. Первым муллой для татарских солдат в Архангельском гарнизоне стал тоже военнослужащий, рядовой 19-й портовой базы Мансур Иммухаметов, после его увольнения в 1854 г. обязанности имама исполняли тоже военные – Абдулла Карымов, Абдуллатиф Абдулкаримов и другие.

В конце XIX века в Поволжье случился неурожай, который коснулся многих семей. В Казанской, Самарской, Оренбургской губерниях открывали даже бесплатные столовые для неимущих.

В этих условиях часть татарских крестьян Казанской губернии, в поисках лучшей доли, отправилась на север. Чем татарин обычно добывал себе пропитание, если у него не было своей земли? Правильно, он начинал торговать. Начинал с самого малого, покупал мелочь и перепродавал его, но иногда это приводило к серьезному успеху.

Переселившиеся в Архангельск в 1899-1901 годах татарские крестьяне из Казанской губернии тоже начинали новую жизнь схожим образом. Уже через десять лет вся бакалейная торговля в городе была в руках казанских татар. В 1913 году в Архангельске проживало уже 606 татар.

Интересную статью об архангельских татарах подготовила в свое время Татьяна Трошина. Она была опубликована в журнале «Идель». Предоставим слово ей:

«С появлением в городе татар развилась так называемая "колониальная" торговля: если раньше горожане закупали продовольственные товары оптом, на ярмарках, то в татарских магазинах в любое время и в любом количестве (даже, как говорили, "на копеечку") можно было купить чай и сахар, конфеты и фрукты. Горожане очень высоко ценили татар-торговцев: считалось, что у них всегда товар качественный и "не обманут". Подкупала и непременная вежливость продавцов».

Малознакомые с татарами местные жители воспринимали новых соседей, как некую экзотику, но их очевидная полезность для городской жизни, судя по всему, перечеркивали все возможные не толерантные зачатки сердца. Вот, что писал о татарах архангельский журналист в 1910 г.:

«Представьте, почти все колониальные магазины в десять лет очутились в руках отпрысков монгольской расы: Фазлуллины, Хамидулины, и Ко, расписанные на вывесках разными цветами, достойное украшение главной улицы в Архангельске...».

По сведениям Татьяны Трошиной, в 1902 году в Архангельске торговали купцы Мухаммед-Закир Ишемятов (владелец четырех торговых лавок), Зигант Фазуллин (владелец шести торговых лавок). Остальные татары, очевидно, продолжали оставаться в сословии крестьян Казанской губернии и торговали по простым свидетельствам. Несмотря на успехи в торговле и накоплении капитала, татарских купцов все же трудно назвать обычными стяжателями.

Где бы они не оказались, свои финансы купцы тратили на устройство собственного духовного мира, создавали татарское культурное пространство. Так случилось и Архангельске.

Татарский мир всегда строился вокруг мечетей. Поэтому на одной из улиц северного губернского центра, после 1905 года появилась деревянная мечеть. При мечети, естественно, заработала татарская джадидская школа (мектеб). А как же иначе? Ведь забота о воспитании детей в мусульманском духе – была одной из насущных всех дореволюционных татарских общин.

Вспоминая Архангельскую губернию, не могу не упомянуть о татарском писателе Гаязе Исхаки. Судьба уготовила ему отбывание ссылки в этом северном краю. Причем дважды.

В 1906 году писателя обвинили в революционной пропаганде, хранении прокламаций и осудили на 3 года, отправили в город Пинега. Второй раз Гаяз Исхаки вернулся в Архангельскую губернию уже в 1912 году, вновь в качестве ссыльного, но уже в городе Мезень. Он тяжело переносил белые ночи и почти ничего не писал. В 1913 году в связи с 300-летием династии Романовых писателя освободили досрочно.

Татарские торговцы Архангельска выдержали все вызовы северного края. И даже в годы НЭПа именно татары начали открывать в городе первые частные магазины. Но это уже совсем другая история.


Яндекс.Метрика free counters