ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Астраханские татары
Astrakhan Tatars

ГлавнаяТатары в РоссииАстраханская область

Астраханские татары

Астраханские татары, этнотерриториальная группа татар. Живут в основном в Астраханской области. Делятся на юртовских и кундровских татар, карагашей (в прошлом выделяли ещё татар «трёх дворов» и татар «емешных»). Язык татарский. Языки юртовских татар и карагашей испытали сильное влияние ногайского языка. Наиболее древняя письменность - тюркская рунника. Письменность с 10 в. по 1927 - на основе арабской графики, с 1928 по 1939 - латиница, с 1939 - 40 - кирилица. В Татарстане предпринимаются попытки вернуться к латинской графике. Верующие астраханские татары - мусульмане-сунниты. В этническом формировании астраханских татар приняли участие хазары, кипчаки, приазовские болгары, ногайцы, а также отатаренные таты, индийцы, средне-азиатские тюрки и др. В процессе консолидации астраханских татар определяющую роль сыграли Золотая Орда и образовавшиеся после её распада Астраханское ханство и Ногайская Орда. Большое влияние на этнокультурное развитие астраханские татары оказали поволжские и приуральские татары, переселившиеся в 17 - нач. 20 вв. в Астраханскую губернию. В конце 18 в. их доля в Астраханской губ, составляла 13,2%. в 30-х гг. 19 в. — 17,4%, в нач. 20 в. превысила 1/3 общей численность татар, населения. Во 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. астраханские татары вместе с поволжскими, приуральскими и сибирскими татарами образовали единую татарскую нацию.

Антропологический облик астраханских татар как впрочем и всех татар разнообразен, от северо-европеоидного (западно-финского) до монголоидного и как промежуточный уральский тип.

Основу традиционного хозяйства составляли животноводство, бахчеводство и рыболовство. Земледелие играло заметную роль лишь в северных районах Астраханского края, в основном в хозяйствах татар-переселенцев из Среднего Поволжья и Приуралья. Господствовала залежно-переложная система земледелия с элементами паровой. Приоритетной культурой являлось просо, посевы пшеницы, ржи, овса были невелики. Практиковался обмолот снопов лошадьми, волами. В южных уездах края возделывались преимущественно бахчевые культуры (арбузы, дыни), практиковалось лиманное земледелие с естественным орошением, развивались также огородничество, садоводство и виноградарство. Ведущей отраслью хозяйства астраханских татар являлось животноводство с элементами полукочевого скотоводства: лошади, овцы круглый год находились на подножном корму, по поголовью быки (волы) и верблюды значительно превосходили численность лошадей, птицеводство у астраханских татар было развито слабо. Для населения, живущего в дельте Волги и прикаспийских районах, важное значение имело рыболовство — для одних как временное занятие, для других — как основной промысел. Рыбу и икру в основном сдавали перекупщикам в Астрахани или везли в Ставрополь, где обменивали на зерно, муку. Небольшая часть татар, населения края была занята в различных местных промыслах: по изготовлению лодок, добыче соли, обработке овчины, шерсти и т. п. Обедневшие татар, крестьяне нанимались батракам и подёнщиками в своих или соседних русских и ногайских деревнях, уходили на заработки в прикаспийские рыбные тони, на бакинские нефтепромыслы.

Поселения (аулы) застраивались по квартально-уличному типу, в основном обширными усадьбами, предназначенными для проживания больших семей (до 20-25 чел.) и содержания большого поголовья скота. Состоятельные семьи на пастбищных землях нередко основывали хутора, где занимались обработкой продуктов животноводства, бахчеводством, торговлей с калмыками и т. д. Наиболее архаичными формами жилых построек астраханских татар являются временные жилища типа шалаша (хаша) на бахчах и пастбищах, юрты (тирмэ, карач ой, киез ой), приспособленные некогда для кочевой, а к началу 20 в. — полукочевой жизни карагашей и кундровских татар, и полуземляночные летние и пост, жилища из камыша, обмазанного глиной. Астраханские татары обходились без амбаров, редко возводили клети, но повсеместно строили летние кухни, сооружали летние очаги (тышкы учак, казанлык), предназначенные для приготовления пищи в котлах. Карагаши для выпечки хлеба и приготовления пищи использовали тандыр.

В зимних домах, возведённых из брёвен, для обогрева и приготовления пищи использовалась хлебопекарная печь (татар миче), комбинированная с очагом и вмазанным над ним котлом. Основными предметами внутренней обстановки являлись: многофункциональные нары (саке, тахтамбит), низкие столы (куна), дощатые полки, сундуки. Одновременно утилитарную и декоративную роль выполняли тростниковые циновки (жикан, чаган), шерстяные и войлочные паласы, ковры, занавеси (чаршау) и занавески (фардэ), пологи (чыбылдых) для обрамления спальных мест, вышитые полотенца н др. У разных групп. сложились свои комплексы одежды и украшений. Однако к кон. 19 - нач. 20 вв. этнокультурные различия сохранились преимущественно в женском костюме, головном уборах и украшениях. У карагашей бытовала оригинальная халатобразная верхняя женская одежда с широкими рукавами (каптал) или без рукавов (казаки-каптал). Самым распространённым женским убором был тастарный комплект, а девушки обычно повязывали голову двумя платками: концы нижнего распускали по спине, концы верхнего завязывали узлом на макушке. Свадебный убор карагашек состоял из волосинка — чепца (шлауш) либо покрывала вроде кимешек. Повязки — украшения (моезбек), составленного из множества металлических подвесок и спиралей, высокой цилиндрической матерчатой шапочки на плотной основе (саукеле), украшенной вышивкой и аппликацией, и тастара. Юртовским татаркам праздничным убором служила высокая шапка с кожаным верхом (кундуз). Астраханские татары носили сапожки (ату) из жёлтого сафьяна, иногда с бархатными голенищами и позументными оторочками. Узорные сапожки казанской работы (ичиги), как н головные уборы казанских татар — бархатные калфаки, более характерны для городского костюма рубежа 19-20 вв. Традиционный костюм астраханских татар дополняли многочисленные, в основном металлические, украшения. Но сравнению с поволжско - приуральскими татарами у астраханских татар оригинальны не только отдельные украшения (самобытные височные подвески, шейно-нагрудные украшения и др.), но и традиции использования одних и тех же предметов. Напр., кольцевые серьги служили и как украшение для лица (носовые кольца): накосные украшения были принадлежностью исключительно девичьего костюма: матерчатые пояса (ксак) с металлическими накладками использовались и в женских, и в мужских костюмах.

Особо чтимыми праздниками у астраханских татар были мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Новогодний праздник Навруз у них известный под названием «амэл»; отмечали его 10 марта по старому стилю, празднуя одновременно и наступление весны: выходили в поле, совершали намаз, угощались обрядовой кашей, проводили различные состязания (конные скачки, борьба и др.). Потомки переселенцев - мишарей отмечали весенний праздник «Кызыл йомырка» («Красное яйцо»), приуроченный к перво­му дню Пасхи, а осенью после сбора и продажи арбузов устраивали праздник под названием «Зыярат байраме» («Кладбищенский праздник»): мужчины приходили на кладбище для коллективной молитвы (зыярат намазы), затем в деревне устраивались коллективная трапеза, состязания — конные скачки, борьба, стрельба из ружей, бег в мешках и т. п., пели песни, играли на гармони (саз), скрипке (нахра), домбре, били в бубен и плясали, молодёжь водила хороводы. Употребляли большое количество мяса, особенно баранины, рыбу, продукты бахчеводства. К праздничному столу часто подавали плов и различную выпечку из теста. В прошлом астраханские татары предпочитали заключать брачные союзы внутри своих этнических групп. Структура свадебной обрядности, включающая пред- и послесвадебные ритуалы и собственно свадьбу, была в целом единой. Однако существовали свадебные традиции, отличающие этнические группы или объединяющих некоторые из них. У карагашей выкуп за невесту был значительно больше, чем в других группах, «постельный» обряд (первая брачная ночь) они обычно устраивали в специально изготовленной отцом невесты свадебной юрте из белого войлока (урга, карачуй). У кундровских и юртовских татар существовал ритуал целования новобрачной рук родственников мужа: только у них свадебное угощение начиналось подачей плова или пирога с рисом и мясом (ногай балэше). У юртовских татар, как и у средневолжских, бытовали магические обряды «очищения» молодой при въезде в дом мужа (перепрыгивание через костер и т. п.)

В советское время традиционная культура и хозяйство астраханских татар претерпели большие изменения. Начиная с 1930-х гг., особенно в 1960-80-х гг., астраханские татары подвергались усиленной русификации. Определенные изменения в бытовой культуре астраханских татар были связаны с процессом урбанизации. В 1990-е гг. этнокультурные традиции астраханских татар начали постепенно возрождаться.

«Татарская энциклопедия», том 1, стр. 212-213


Яндекс.Метрика free counters