ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Свадьба юртовских татар
Астраханская область
Wedding yurtovskikh of Tatars


ГлавнаяТатары в РоссииАстраханская область

Свадьба юртовских татар

Свадьба юртовских татар Астраханской области - сложное по драматургии, насыщенное обрядами действо, отличается уникальной сохранностью. В качестве общеобязательных в активной традиции сохраняются наиболее значимые обряды: сватовство, обряды, связанные с приглашением на свадьбу, дарообменом, мусульманским бракосочетанием «никах», «открытием лица» «бит кюрем». Существенно, что, представляя собой наиболее архаичный пласт культуры, свадьба вобрала в себя и наиболее самобытные музыкально-поэтические жанры: плачи невесты и матери невесты, песни-пожелания, песни-диалоги. Особо значение придавалось приуроченным свадебным наигрышам: Кияувсый кий, Ак шатыр, Залы кий. Свадебный музыкально-поэтический фольклор в юртовско-татарской традиции остается по сей день средоточием приуроченных жанров, а также неприуроченных, но воспринятых и утвердившихся в татаро-ногайской традиции как обрядовых.

Свадебные традиции и обряды демонстрируют отличную сохранность в активной традиции юртовских сел Астраханской области.В течение XX в. у юртовских татар были распространены два способа заключения брака: со сватовством (ярашу) и путем похищения невесты с ее согласия (качып чыгу). На сегодняшний день актуальны предсвадебные обряды сватовство (ярашу), сговор (суз кую), обряд приглашения на свадьбу (эндэу), пир на стороне невесты «угощение жениха»(кияувсый), обряд религиозного бракосочетания (никах), пир на стороне жениха (кияу ягында). Определенную роль играют послесвадебные обряды, направленные на укрепление внутриродственных и приобретенных, межродственных связей.

Историко-этнографическая характеристика: исследователь XVIII в. С.Г. Гмелин писал о юртовцах, как о первых основателях Астрахани и как о потомках золотоордынских ногаев, а также ссылался на их самоназвание: «на их языке ногаями называются». В XIX в. у российского этнографа П.И. Небольсина встречается термин «юртовские татары» с упоминанием их самоназвания «ногаи». Как коренных жителей Астраханской губернии, как «потомков прежних поселенцев Астрахани» рассматривает юртовских татар их исследователь начала XX в. М.С. Рыбушкин. В XIX в. П.И. Небольсин отмечал следующие села юртовских татар: Карагали Каргалык, Башмаковка Кызан, Яксатово Майликюль, Семиковка Сэмэк, Кулаковка Кылакау, Три Протоки Жэмэле, Машаик Казы, Килинчи Келечэ, Солянка Сулэнкэ, Зацарев Тияк.

Этнографический аспект: Свадьба юртовских татар представляет собой уникальный комплекс обрядов и ритуалов, призванных обеспечить счастливую жизнь молодоженов, достаток, продолжение рода в новой семье: «ломание сахара», шикэр сындыру, «бараний рис» куй дегесе. Важными являются предсвадебные обряды (эндэу/эндэу алды) обряды перехода: (ярашу, суз кую, эндэу), включения (никах, баянды бастыру, бит кюрем; межродового объединения, реализующиеся на пирах на стороне невесты тугыз туй, кияувсый и на стороне жениха зур туй; послесвадебные килен чай и взаимные гостевания.

Важное семантическое значение у татар приобретает сватовство, которое могло проходить как в один, так и два этапа: эйттеру и сырау. Принятие решения о браке скреплялось молитвой и демонстрацией привезенных подарков. В период между сговором и свадьбой каждая из сторон проводила обряд избрания «пригласительницы на свадьбу» - эндэу, эндэу алды. Свое полное выражение промежуточные обряды получают на свадебных торжествах на стороне невесты, состоящих из двух частей: женской свадьбы - хатыннар туе или тугыз туй и вечера угощения жениха - кияусый. Гости со стороны жениха привозят с собой дары, количество которых по традиции должно достигать девяти – тугыз. Центральное место в свадебной обрядности отводится религиозному обряду бракосочетания - никах. Свадебные обряды на стороне жениха, как и на стороне невесты, включали два этапа: женскую свадьбу - хатыннар туе с обрядом «открытия лица» - бит кюрем и вечернюю, парную - парлы. К обрядам второго дня, подкрепляющим новый статус невесты, относится обряд «чая невестки» - килен/келен чай. Особое внимание уделялось увозу приданого. У дома жениха наряжали лошадей: на гриву повязывали яркие ленты, вешали колокольчики, голени лошадей обматывали белыми лентами. Готовили и украшали повозки, на которые усаживались свахи. Под веселые наигрыши процессия направлялась в дом невесты. Свахи со стороны жениха и невесты бросали по подушке: кто быстрее садился на подушку, та сторона и верховодила в семье. В наши дни повозки уступили место машинам. Но увоз приданого - одно из самых веселых моментов свадебного действа. В дверях дома невесты возникают шутки: «узкие двери - не входит мебель!» Ритуал убранства получил название - ой киендеру - «одевание дома».

Свадебный музыкальный инструмент - саратовская гармоника - саз. Музыкальное сопровождение обряда, сценических реконструкций обрядов и танцев.

Саз относится к группе идиофонов с проскакивающим язычком и клавишным механизмом. Правая клавиатура достигает восьми–десяти клавиш. С левой стороны у инструмента располагаются колокольчики, которые издают звук при нажатии определенной клавиши-кнопки. Мех посередине разделен металлической планкой. Расположенные внутри каркаса колокольчики при ударе издают дополнительный звук. В специально врезанные в корпус прорези вставляются штифты с металлическими пластинами. Они издают звуки дополнительно к колокольчикам. Устойчивость бытования саратовской гармоники в среде юртовских татар связана с женским исполнительством. Современная фольклорная ситуация показывает, что наиболее жизнестойкими являются приуроченные к свадьбе наигрыши.

Женский праздничный костюм, состоящий из шерстяного или бархатного платья и верхнего покрывала «каптал» с широкими и длинными рукавами Верхний каптал надевался так, чтобы девушка могла спрятать лицо и руки по кончики пальцев. Под капталом девушки прятали лицо и руки от сглаза.

Свадебный белый платок «баянды»

"Женская свадьба" - "хатыннар туе" начиналась с обряда «вставания на платок» «баянды бастыру». Мать жениха приглашала встать молодоженов на платок, подавая из пиалы по три глотка шербета. При этом будущая свекровь слегка наступала на ногу невестки в знак ее подчинения супругу.

Свадебный платок — баянды

Перемещению невесты в другую семью способствовал обряд «аш баяндысы». Сваха входила в шатер с платком баянды, на который вставали молодые при входе в дом. Женщины осыпали его монетами, стараясь при этом дотронуться до платка с восклицаниями «Безнен балаларга да насыйп булсын». («И нашим детям пусть Аллах дарует»).

Шатер

Сельские свадьбы проводят в больших шатрах. Шатер сооружают перед домом или во дворе за несколько дней до свадьбы. Летом каркас покрывают пленкой, осенью - плотным брезентом. Внутри шатер украшают коврами и шарами. В названии приуроченного свадебного наигрыша «Ак шатыр» («Белый шатер») отражена традиция проведения свадеб в шатрах.

Свадебный пирог

Свадебный пирог юртовских татар «нугай мэлеше», символизирующий достаток и изобилие в семье. Привезенный стороной жениха в дар круглый ногайский пирог «нугай мэлеше» с начинкой из крупных кусков мяса и риса олицетворяет достаток и изобилие.

источник: catalog.folc.ru


Яндекс.Метрика free counters