ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Удмурты Южного Урала
Udmurts of the Southern Urals

ГлавнаяТатары в РоссииЧелябинская область

Удмурты Южного Урала

Находясь осенью 2005 года в Ижевске (столица Удмуртии), я услышал, что удмурты стесняются своей национальности. Понять своеобразие этого удивительного народа помогло живое общение. Наши беседы были не специальными, «по заданию редакции», – вотяки встречались мне в жизни самым естественным образом.

По-старому – вотяки

Удмурты – финно-угорский народ, самоназвание – укморт, утморт, удмурт или удморт, множественное число – удмуртъес. Этимология слова не вполне ясна, отмечают ученые. «Мурт» в переводе с индоиранского – муж, мужчина, человек. Иранское anta-marta означает житель окраины, пограничья, сосед.

Татары называли удмуртов «ар» (в единственном числе) и «арлар» (во множественном). Под именем арян, аров, арских людей, а также чуди отяцкой, отяков, вотяков удмурты фигурируют в русских исторических документах XVI-XVII веков. В современном удмуртском языке самоназвание членится на две компоненты – уд (с неясной семантикой) и мурт (человек, мужчина). По этой причине некоторые исследователи переводят этноним на русский язык как «человек из племени уд, удский человек», что не может считаться корректным. Прежнее русское название «вотяки» восходит к тому же корню «уд», что и самоназвание «удмурт», но через марийское посредство «одо» – «удмурт».

Удмурты – потомки автохтонного населения Волго-Камья, которое связывается с ананьинской археологической культурой (VIII-III века до нашей эры). Народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является коренным в северном и среднем Предуралье и Прикамье, в междуречье Камы и Вятки. Предки южных удмуртов с конца I тысячелетия нашей эры находились под властью Волжской Булгарии, а позже – Золотой Орды и Казанского ханства. Североудмуртские земли вошли в состав России после присоединения Вятской земли в 1489 году.

Окончательное вхождение удмуртских земель в состав Русского государства произошло после падения Казани в XVI веке. Под собственным названием удмурты впервые упомянуты в 1770 году в работе русского ученого Н.П.Рычкова. Возникновение государственности удмуртов связано с образованием в 1920 году Вотской автономной области. Советская власть открыла удмуртам широкую дорогу для получения образования, появилась национальная интеллигенция. В 1932 году образована Удмуртская АО (с этого времени самоназвание «удмурт» стало официальным), с 1934 – Удмуртская АССР, с 1991 – Удмуртская Республика.

Среди финно-угров России удмурты занимают по численности второе место после мордвы и пятое – в мире. Вотяки живут в Удмуртии, а также в соседних регионах. В России 637 тысяч удмуртов, в самой республике – 497 тысяч. Наши герои также есть в Татарстане (25 тысяч человек), Башкортостане (24 тысячи), Марийской Республике (2,5 тысячи), Пермском крае (33 тысячи), Кировской (28 тысячи), Свердловской (24 тысячи), Челябинской областях и других регионах РФ.

Удмурты также расселены в Казахстане, Белоруссии, Узбекистане, Украине. Говорят на русском и удмуртском языках. Вместе с коми-пермяцким и коми-зырянским языками удмуртский составляет пермскую группу финно-угурской языковой семьи. Язык наших героев близок к коми и коми–пермяцкому, вотяк может на бытовом уровне понять венгра, эстонца, финна. Удмуртский изучают в Венгрии, Финляндии, в Сорбонском университете, им увлекается один из бывших послов США в России – переводит стихи удмуртских поэтов на английский. Выделяются северные удмурты ватка (производное от слова Вятка) и южные калмез (по названию одноименной реки), на которых оказали влияние восточные народы. Заметно влияние на удмуртов языка и культуры русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племен (у южных удмуртов виден «татарский след»). Среди северных удмуртов в бассейне реки Чепцы этнографически выделяются бесермяне (около 10 тысяч человек). В отдаленном прошлом, предполагают исследователи, это была проточувашская группа, оказавшаяся среди удмуртов. Ватка и калмез отличаются диалектами, некоторыми особенностями культуры и быта, но различия эти невелики. На базе центральных говоров, возникших на стыке северного и южного диалектов, сформировался современный удмуртский литературный язык и создалась письменность на основе русской графики. Интересно, что азбуку вотякам дала не советская власть, а еще Екатерина II. В антропологическом отношении удмурты – характерные представители субуральского типа, отличающегося от классических вариантов уральской расы заметно большей долей европеоидного компонента.

Большинство верующих удмуртов – православные, но значительная часть придерживается традиционных языческих верований. На религиозные воззрения бесермян и населения пограничных с Татарстаном и Башкортостаном районов оказал влияние ислам. Главное блюдо – перепечи. Главный музыкальный инструмент – крезь (гусли). У знаменитого русского слова пельмени – вотяцкое происхождение (пель – ухо, нянь – хлеб, в переводе с удмуртского – хлебное ухо). Мало кто знает, но именно удмуртские мастера изготовили первые в мире пластиковые лыжи. В наши дни Удмуртия – родина автомата Калашникова, автомобиля и мотоцикла ИЖ.

Хозяйство, быт, культура

Как пишут историки, среди традиционных занятий удмуртов ведущую роль играло земледелие, для которого характерна комбинация подсеки и перелога с трехпольем. Землю вспахивали сохами разных типов или плугом (сабаном).

Выращивали преимущественно морозоустойчивые зерновые культуры – рожь, ячмень, овес, а также пшеницу, гречиху и другие, из технических – коноплю, а позднее лен. Меньшую роль играли огородные культуры – капуста, огурцы, редька и другие. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, домашнюю птицу, но скота держали мало из-за недостатка пастбищ, породы его были малопродуктивны, выпасали животных в лесу без присмотра пастухов. Удмурты – хорошие охотники, искусные земледельцы, умелые ремесленники. Они еще в VIII веке знали тайну метода ковки металла, который сегодня называется вакуумным.

До начала XX века в жизни сельского населения большую роль играла земледельческая община соседского типа, во главе которой стоял совет – кенеш. Существовали большие (до 50 человек) и малые семьи, наряду с ними – гнезда родственных семей, которые имели общие поля, гумна, бани, широко использовали разные формы взаимопомощи. Долгое время у удмуртов сохранялись воршуды (воршуд – от удмуртского вордыны – родить, растить и шуд – счастье). Это одновременно родовое подразделение и дух предка-покровителя рода, божество домашнего очага. Каждая семья держала воршуд на полке (мудор – центр Земли) в виде игрушек – уточек, лебедей и других живых существ. И сегодня известно до 70 воршудов, многие из них совпадают с родами. Роды имели тамги – знаки собственности, которыми отмечались лесные делянки, домашние животные, вещи и т.п. Браки между удмуртами одного рода строго запрещались. Воршуды остались в названиях городов, сел, рек – Можга, Пурга, Бодья, Селта и т. д. Удмурты и сейчас знают названия своих родов. До недавнего времени в деревнях обращаться к взрослому человеку по имени рода считалось гораздо уважительнее, чем по имени и отчеству.

Одежда шилась в основном из холста, сукна и овчины, до начала XX века почти вся она была домашнего производства. Северноудмуртский женский костюм состоял из белой туникообразной холщовой рубахи со съемным вышитым нагрудником, отмечают этнографы. Поверх надевался холщовый белый халат с поясом и передник без грудки.

Одежда южноудмуртских женщин включала рубаху, поверх которой надевали сшитый в талию камзол или безрукавку и передник с высокой грудкой, под рубахой носились штаны. Поверх этого женщины надевали шерстяные и полушерстяные кафтаны и овчинные шубы. Обувью были плетеные лапти, башмаки или валенки. Удмуртские женщины слыли большими модницами. Их любимый металл – серебро. До сих пор можно встретить тяжелые монисты из чистого серебра, также различные серьги, кольца и браслеты из дорогих металлов.

Очень интересна была праздничная обувь. На туфлях крепились миниатюрные колокольчики, которые при пляске издавали своеобразный звон. По богатству наряда женщин судили об экономическом состоянии семьи, рода. Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки туникообразного кроя с невысоким стоячим воротником, ее носили с плетеным или кожаным поясом, пестрядинными штанами на кожаном или шерстяном поясе. На голову надевали валяную шляпу или овчинную шапку, а на ноги – лапти, сапоги, валенки. Мужчины носили кожаную сумку (тылдурсы) с огнивом, трутом и другими вещами. Верхней мужской одеждой были белый холщовый халат или отрезной по талии суконный зипун, а также овчинная шуба.

В XIX веке сложились виды народного искусства – вышивка, узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте.

Вотяки вышивали на холсте гарусными нитками, шелковыми и хлопчатобумажными, мишурой. Чуть позже вышивку заменило узорное ткачество, а узорное вязание живет до сих пор. Женщины вяжут чулки, носки, варежки, головные уборы. Удмуртки также сохранили тайну выделки кож, из которых шили лайковые перчатки . Работы национальных мастеров декоративно-прикладного искусства сегодня есть в Эрмитаже, в музеях столицы и мира.

Знаменитые удмурты

Осенью 2005 года я был в Ижевске на свадьбе своего студенческого друга, журналиста и драматурга Сергея Шумского. Сразу обратил внимание, что на стенах небольшого для республиканского центра вокзала висят портреты удмуртских знаменитостей (такого больше нигде не видел). Самый почитаемый – Кузебай Герд (Кузьма Чайников), поэт, прозаик, драматург, фольклорист, этнограф, общественный деятель, его называют удмуртским Ломоносовым. Геннадий Красильников и Флор Васильев – классики удмуртской литературы. Ашальчи Оки – поэтесса. Борис Ложкин – инженер, который возглавлял работу по проектированию конструкций кремлевских звезд (тех самых, рубиновых). Анатолий Мамонтов – художественный руководитель знаменитого ансамбля песни и танца «Италмас», в мае 2011 года включен в энциклопедию «Лучшие люди России». А еще есть: Михаил Петров – писатель, поэт, переводчик, Кедра Митрей – российский и советский удмуртский писатель, Игнатий Гаврилов – известный удмуртский писатель, публицист, критик, переводчик и общественный деятель, Владимир Владыкин – этнограф и поэт. Но сейчас самые популярные – «Бурановские бабушки» . Этот вокальный коллектив из удмуртского села Бураново прославился после финала национального этапа «Евровидения». Группа, в составе которой есть 70-летние участницы, появилась почти 40 лет назад. «Бабушки» начинали с национальных песен, но прославились, когда на удмуртском языке перепели хиты Beatles, Queen, Eagles, а затем Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова.

Появление на Южном Урале

Некоторые ученые называют удмуртов самыми древними обитателями Южного Урала. Они считают их теми самыми ариями, которые жили в знаменитом Аркаиме, открытом профессором ЧелГУ Геннадием Здановичем. Как пишет исследователь из Ижевска Альберт Разин , удмурты имеют серьезные основания для таких притязаний. Древнегреческий историк Геродот писал, что люди, живущие в предгорьях горы Рифей (Урал), свою страну называют «Арима», а себя – «аримаспи». Французский историк Альфред Рамбо в книге «Живописная история древней и новой России», изданной в нашей стране в 1884 году, идентифицирует удмуртов с арами. Профессор М. В. Гришкина, опираясь на материалы московских и булгарских летописей, на записи арабских географов и путешественников, на труды русских ученых делает вывод, что ары были предками удмуртов. В этих источниках праудмуртов называют «арису», «ары», «аряне».

Как отмечает А. Разин, вся поверхность глиняной чашки, обнаруженной на раскопках древнего города, разрисована геометрическими узорами, а на донышке и краях изображен удмуртский солярный знак, похожий на свастику (тоже символ Солнца).

После падения Казанского ханства на общей волне переселения из Приуралья в Сибирь вотяки (не позднее XVII века) появились и на наших землях, в Южном Зауралье, отмечает кандидат исторических наук, доцент ЮУрГУ Гаяз Самигулов. Значительная часть представителей финно-угорских народов Прикамья, переселявшихся за Урал, была крещена, поэтому в документах их записывали русскими – православие в ту пору считалось однозначным этническим, даже этноопределяющим признаком. Крещеный – значит, русский. Соответственно, в письменных источниках крещеные вотяки не фигурируют. Удмурты, сохранившие языческую веру, с 1747 года записывались в составе сословия тептярей и бобылей. Все это затрудняет оценку хотя бы примерной численности удмуртов в наших краях в XVIII–XIX веках. По переписи населения 1897 года удмуртов на территории современной Челябинской области зафиксировано немного, буквально единицы. В Челябинском уезде – четверо мужчин и четыре женщины, в Троицком – семь мужчин, Верхнеуральском – три и три.

В период промышленного освоения Урала вотяки трудились на казенных и демидовских заводах. В 30-е годы XX века, в пору советской индустриализации, на Южный Урал прибывали удмурты для работы на многочисленных стройках и промышленных предприятиях. Прибывали и ссыльные вотяки. Сейчас удмурты равномерно расселены по Челябинской области. Численность их на Южном Урале уменьшается. Исследователи отмечают, что, кроме естественной убыли, продолжается ассимиляция в русскую, марийскую и тюркские нации.

Наши удмурты

Самой заметной удмурткой Южного Урала наших дней можно назвать краеведа Ирину Кириллову, автора замечательных книг «Легенды земли уральской» и «Мастера изумрудного края».

Ее сестра Людмила Коробейникова – администратор театра оперы и балета. Ирина Александровна из Коркино, окончила факультет журналистики УрГУ. Работала в бюро путешествий и экскурсий, стала писать книги. Один из ее рассказов посвящен любимой бабушке-удмуртке. Она была сиротой, помещица взяла ее к себе для выполнения разной работы. В 30-е годы XX века бабушка вместе с мужем и ребенком были сосланы на Южный Урал из Кибаевки, что под Сарапулом. От нее И.Кириллова узнала и помнит до сих пор удмутские слова и целые предложения (еще ино коляино – растопи печку посильнее). После того, как мужа расстреляли (его прах покоится на Золотой горе), бабушка стала глубоко верующей, ездила по стране вместе с паломниками, жила в церквях. Затем работала в угольном разрезе на водокачке. Однажды взяла Ирину, сестру Люсю и младшего брата Толика и повезла в Копейск. Привела их в церковь и крестила. После этого кто-то «настучал» на их маму-учительницу и ее на год лишили работы. При воспоминании о бабушке у Ирины Александровны в душе появляется страсть. Они с сестрой (брат погиб) ездят на ее могилку, на которую кто-то заботливо положил дерн и там все время лежит «коврик» изумрудной травы…

Челябинка Зоя Губанова родилась в Ярском районе Удмуртии. В 22 года ее позвал к себе в Челябинск дядя, мамин брат. Работала проводницей на железной дороге, воспитателем в детском суду, в архиве треста столовых и контролером на Станкомаше. Сейчас на пенсии.

- Песни удмуртские люблю петь, – улыбается Зоя Ивановна, – раньше мы в центре «Стерх», что в челябинской библиотеке имени Гашека, чаще собирались. А сейчас потихоньку уходим, а молодые не всегда считают себя удмуртами.

Удмуртом оказался молодой журналист «Челябинского рабочего» Александр Чирков . Он охотно рассказал о своей семье. Родители его отца Николая Анатольевича появились в Челябинске в 30-х годах, когда шла индустриализация и весь хлеб из деревень направляли в город. Дед и бабушка Александра жили в Удмуртии в сельской местности (фамилия «Чирков» указывает на человека, который охотится на уток). Их дом и вся мебель были сделаны без единого гвоздя. От голода дед сильно болел, однажды он свалился с палатей и после этого страдал глухотой.

Прослышав о промышленном Челябинске, «предки» оставили свою деревню и отправились пешком в «хлебный город». Они работали в муниципальном предприятии водоснабжения и водоотведения. Отец Александра говорил с ними на родном языке. «А бабушка, – улыбается А. Чирков, – и здесь продолжала «шаманить», она до конца дней была сторонницей самобытных языческих верований».

Центр «Стерх»

В музее центра финно-угорской культуры «Стерх» хранится домотканое полотенце, которое принесла Зоя Губанова. В 20- годах прошлого века его вышивала Евдокия Салтыкова , жительница Ярского района Удмуртии. А бывший военный Валерий Щепин , который недавно ушел из жизни, владел техникой макраме, вязал кофты, плел лапти. В музее стоят симпатичные куклы-закрутки и деревянные лошадки, которые он смастерил из веток в палец толщиной, так, как это делают в родном удмуртском селе. Мальчики там изготавливают лошадей, а девочки – кукол. Причем кукол делают без лица, по поверью – для того, чтобы ребенок его не испугался.

Удмуртских активистов раньше в «Стерхе» было около 50 человек. Сейчас кто-то уехал (в основном на историческую родину – было такое поветрие, но там, как выяснилось, особо никого не ждут), кто-то отправился в лучший из миров. Центр держится на самосознании железнодорожника Михаила Золотарева , предпринимателя Евгения Конюхова.

Помнят свои корни пенсионеры Светлана Федоркова, Евгений Вотинцев, Анатолий Жигалов, Алевтина Зыбалова, Елена Иванова, Николай Еникеев, Нина Карпушина, Геннадий Улюкин.

Удмуртам есть что отмечать. Основой их календарно-праздничной системы (как крещеных, так и некрещеных) является юлианский календарь с кругом известных православных праздников. Причем у вотяков они называются по своему (масленица, например, – вой). Большую роль играют календарно-обрядовые праздники с жертвоприношениями, молитвенными заклинаниями и другими магическими действиями. В дни зимнего солнцестояния отмечается толсур – с ряжением, гаданиями, проводом злых духов. Многие обрядовые действия связаны с хозяйственными занятиями: гырын поттон – праздник выноса плуга, гербер отмечают после весенне-полевых работ, перед покосом – инвожо, который сопровождается молениями на лугу, выль жук – обрядовое поедание каши из зерна нового урожая. С XIX века проведение многих традиционных языческих праздников стало приурочиваться к датам христианского календаря – Рождеству, Пасхе, Троице и другим. Удмурты также отмечают вскрытие рек (йекелян) и появление первых проталин (гуждор шыд). Для традиционной религии удмуртов характерен многочисленный пантеон божеств, духов и мифологических существ, среди них Инмар – бог неба, Калдысин – бог земли, Шунды-муммы – Мать солнца и другие, их около 40. Инмару как положительному божеству противопоставлялся Кереметь , или Шайтан, приносящий вред, его задабривали жертвами. В культе, как и у марийцев, большую роль играет поклонение священным рощам и некоторым деревьям, которые имеют сакральное значение (береза, ель, сосна, рябина, ольха). Проведением обрядов руководят жрецы. Во время молитв удмурты приносят своим божествам в жертву животных, из мяса которых варят бульон, а на нем – молельную кашу (курисъкон жук). Ее должен отведать каждый молящийся. К молитве также готовят хлеб, пресные лепешки, блины. В том числе табани: особые толстые блины из дрожжевого теста, выпекаемые в русской печи или в духовке. Вареные яйца обычно едят во время обрядов, следующих за первым севом. Это символизирует начало нового жизненного цикла, надежды, связанные с будущим урожаем. Во время удмуртских свадеб на праздничном столе обязательно должен присутствовать запеченный гусь. А перед первой брачной ночью молодых кормят кашей – чтобы у них было много детей.

В жизни удмуртов большое место занимает песенное творчество. На их мелодиях формировался композитор Петр Чайковский. Он вспоминал, что в городе Воткинске очень своеобразно проходили народные праздники и гулянья. Удмуртские песни удивительно лиричны, их исполнение отличается многоголосием, раньше оно сопровождалось аккомпанементом инструмента крезь, состоящего из 18 струн, на нем играли только мужчины. Удмуртскими древними музыкальными произведениями были охотничьи, пчеловодческие, календарные и семейные песни. Песни, пишут этнографы, сопровождают удмурта всю жизнь: рождается – его величают песней, живет – на каждый серьезный шаг приготовлена песня, умирает – его жизнь славили и провожали с песней. У вотяков особое отношение к рекам. Они много поют о Вятке. Вторая река – Тодьы Кам, Белая Кама. С ней связано огромное количество песен, в них Кама – символ величия, чистоты, раздолья, незыблемой вечности. Она защищала удмуртов от сглаза и порчи. Вот одно заклинание: «Пока Каму реку, пополам расколов, высушить сможешь, только тогда сможешь высушить мое сердце». Вот так, гордятся вотяки, не больше и не меньше.

В последние годы истинно народные песни удмуртов звучат во многих уголках мира, говорят активисты центра «Стерх». А танцы у вотяков самые простые: хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроем и вчетвером. В Ижевске я купил две фигурки мужчины и женщины в национальных костюмах, что делаю при посещении любого места, а также диск с записями песен удмуртов Завьяловского района. Много раз его слушал, поразила искренность и какая-то пронзительность исполнения.

Акашка – самый важный праздник удмуртов

Председатель финно-угорского культурного центра «Стерх» Анна Исаева с недоумением сообщила, что в самой Удмуртии национальным центром в Челябинской области не интересуются, это единственная финно-угорская республика, из которой ни разу не позвонили. Я переадресовал это недоумение в министерство культуры Удмуртии. Там ответили, что южноуральские вотяки сами могут обратиться за помощью к исторической матери-родине. Ее можно попросить в министерстве национальной политики и Всеудмуртской ассоциации “Удмурт Кенеш”.

Революционеры без революции

Как сказал писатель Александр Радищев, нрав у этого народа скорее веселый, чем печальный. Все путешественники, побывавшие в домах удмуртов, отмечали их большое гостеприимство, радушие, миролюбие и краткий нрав. Любому входящему вотяки подносили квас, пиво, арьян, хлеб- мед- масло и только потом расспрашивали. Я это cполна испытал, когда в Кустанае мы дружили с удмуртской семьей Касаткиных. Николай работал слесарем в горводоканале, Алла – воспитателем в детском саду. Их сын Вовка был весь в конопушках и рыжий-рыжий – позже я узнал, что по этому «показателю» удмурты в числе мировых лидеров. У Касаткиных мы впервые попробовали перепечи (смотрите рецепт). Мама Аллы (вылитая бурановская бабушка), когда зять задерживался на работе, с детской непосредственностью бросала: «Касатка хреном накрылся!» Когда в новый год Коля «принимал на грудь» больше, чем положено при его «конституции», Алла на время закапывала его в снег – чтоб пришел в себя. Мы в шутку называли это действо удмуртским народным обычаем.

Ирина Кириллова назвала три главных качества удмуртов. Трудолюбие – до полной самоотдачи (бабушка родила ее отца в Удмуртии прямо в поле, где работала). Наивность – у вотяков очень искреннее, детское ощущение мира, они его воспринимают как сказку, всему верят (помолиться, окропить урожай и т.д.). Отсюда их доброта, бесхитростность, обнаженность души. На свадьбе в Ижевске я все время искал удмуртов. Одна из красавиц, пришедшая на праздник с мужем – бравым казаком с донскими корнями, оказалась из вотяков. На мой вопрос о главном качестве своего народа она ответила довольно неожиданно: «Удмурты стесняются своей национальности». Меня это очень удивило. А во время подготовки этого очерка прочитал об этом и на удмуртских сайтах. «Вы когда-нибудь встречали машину, на стекле которой было бы написано «удмурт»?! А с надписью «татарин» за день видите не раз! На улицах нашего города редко услышишь человека, говорящего на удмуртском языке. Обидно!» «Совсем недавно, в позднесоветские времена, удмуртов, как и прочих нерусских, считали за людей второго сорта. Такое не так просто забывается».

Писатель Вячеслав Ар-Серги в своем эссе «А вы и не спрашивали…» отмечает: «Принципы жизни удмурта отлиты в формах его генетического мышления. Сообразность – как идеал. Впереди не мельтеши – затопчут, в середине не околачивайся – задавят, сзади не отставай – отстанешь совсем и сгинешь… А будь где-то рядом с общей массой, сбоку. Там и увидится, что творится впереди, в середине и конце»; «Мысль о том, что ты не лучше и не хуже других, а просто сам – другой, удмурту очень импонирует»; «Удмурты живут на своей исторической родине, но не только. Обнаружить их явность довольно-таки затруднительно. Они как песок тут же занимают место в фундаментах других народов и государств, сливаются в него, затвердевая»; «Ко всем национальностям, народам удмурт относится ровно-равнодушно, не имея никакого желания кого-то выделять»; «Удмурт – революционер без революции».

Кухня

Основные способы приготовления пищи – томление, выпекание, ферментация. Все это делает питание диетическим. Вотяки употребляют все виды мяса (кроме конины). Зимой, отправляясь в гости, было принято брать с собой замороженного гуся – зазег бекче. Мясо употребляется в любом виде: тушеное, запеченное, отварное. На гарнир к нему подается, в основном, картофель – отварной, тушеный, картофельное пюре. Удмурты любят репу, морковь, брюкву, тыкву, капусту в пареном виде. При приготовлении первых и вторых блюд используется много круп, муки, бобовых. Часто используют грибы, особенно много их идет на приготовление холодных закусок в соленом и маринованном виде.

Одно из главных блюд – пельмени. Говорят, именно с территории современной Удмуртии они и начали свое «победное шествие» по всей России. Вотяки в этом абсолютно уверены, в Ижевске есть даже памятник пельменю. Но мало кто знает, что удмурты пельмени готовят только из рубленного мяса трех видов: свинины, говядины, баранины. Перепечи – одно из старинных удмуртских национальных блюд, которые готовят в русской печи либо в духовке или микроволновой печи. Всероссийского распространения, подобно пельменям, перепечи не получили, оставшись истинно удмуртским блюдом. В республику их можно найти в любой столовой, кафе и даже в дорогом ресторане. Перепечи в Удмуртии – своеобразный кулинарный культ.

Праздничный стол в Удмуртии богат пирогами. Начинки их разнообразны – каша, мясо, рыба, картофель, малина и клубника. Особо любимы пироги «шу нянь» («калиновый хлеб»). В кухне много киселей: овсяный, гороховый, молочный, черемуховый, калиновый и другие. Основой третьих блюд и напитков часто служат дикорастущие ягоды: черника, черемуха, брусника, рябина, калина. Больше всего наши герои любят калиновый и рябиновый соки, арьян (напиток из кислого молока) и чай, настоянный на травах и сушеных ягодах. Из относительно древних напитков в особом почете местный квас (сур), его готовят из ржаной муки, добавляя хмель, лабазник, анис, березовый лист.

Как вам живется на Южном Урале?

Зоя Губанова, пенсионерка, Челябинск:

- Муж у меня был русским, дети тоже, а сама я никогда не забывала своих корней. На родном языке говорила с бабушкой, сейчас читаю республиканский журнал «Кенеш». Время от времени езжу к родственникам в Удмуртию, где отдыхаю душой, слыша любимый с детства говор. Дома готовлю не только традиционные перепечи, но и кожипох – это такие горячие шарики из яиц и лука с маслом, они запекаются в духовке. Люблю заниматься национальным лоскутным шитьем, вышивкой.

Перепечи

(рецепт на 5-6 штук)

Ингредиенты для теста: просеянная через сито и перемешанная пшеничная мука первого и второго сорта (2 стакана); растопленное сливочное масло или маргарин (5 столовых ложек); 3 яйца; соль по вкусу; молоко или кипяченая вода. Ингредиенты для фарша: молоко (1 литр); яйца (4 шт.); по желанию – обжаренный фарш или пропущенные через мясорубку грибы (измельченная капуста, картофельное пюре); соль по вкусу; зелень.

Приготовление. Муку смешать с солью. В другой посуде яйца слегка взбить вилкой. Яичную смесь добавить в муку, влить сюда же растопленное сливочное масло или маргарин, а также молоко или кипяченую воду. Тесто месить, пока оно не перестанет липнуть к пальцам. Готовое разделать на шарики и раскатать в сочни толщиной до 2 мм и диаметром девять-десять см. Края защипать так, чтобы получились корзиночки. Разложить их на противне, предварительно смазанном маслом, или на сковороде. После этого приготовьте начинку: взбейте яйца с солью, влейте молоко, добавьте по желанию капусту, мясной фарш, грибы или пюре, а также зелень. Сочни-корзиночки заполните начинкой до краев. Выпекать в духовке или русской печи 15-20 минут при температуре 200 градусов. Готовую выпечку cмажьте сливочным маслом и сразу подавайте к столу с чаем, томатным соком или кефиром. Перепечи вкуснее горячие.

Анекдот про удмуртов

Удмурты обратились к руководству страны с просьбой о создании русско-удмуртского словаря.

- А как по-вашему «инновации»? – спросили их.

– Инновации.

– А как по удмуртски «космос»?

– Космос.

– А как «нанотехнологии»?

- Нанотехнологии.

– М-да… А как будет «самогон»?

– Кумышка.

– Что же мы из-за одного слова будем словарь делать?

У калмез в одежде преобладает красный цвет, у ватки – белый. У мужского костюма часто зеленая рубашка с красным воротом. Праздничную косоворотку, которую мне разрешили снять со стендов музея центра «Стерх», принес челябинец Михаил Золотарев. В конце XIX века ее изготовили косинские удмурты в Унинском районе Кировской области. Нашлись также полосатые штаны, лапти и заплечный берестяной мешок для сбора грибов.

Удмурты - самая рыжая нация.

Source: Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года

Origin - mediazavod.ru, 14.06.2011 года


Яндекс.Метрика free counters