ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Татарские села Чувашии
The Tatar villages of Chuvashiya

ГлавнаяТатары в РоссииРеспублика Чувашия

Буинск

Буинск — посёлок (ранее городского типа) в Ибресинском районе Чувашской Республики Российской Федерации. Железнодорожная станция на линии Канаш — Рузаевка. Поселок находится в 160 км. по автомобильной дороге от Чебоксар, в 15 км по шоссе и 12 км по железной дороге от районного центра Ибреси.

История

Возникновение посёлка связано со строительством в конце XIX века железной дороги Казань — Харьков (в 1893 г. на месте Буинска возник разъезд). Основан в 1896 году, со строительства 242 км разъезда горьковской железной дороги. Первое здание это железнодорожная будка. Посёлок Буинск административно входил в Симбирскую губернию. Благодаря наличию первоклассных лесных массивов, принадлежащих уделу и казне, в Ибресинский край потянулись предприимчивые и состоятельные люди. На базе лесных ресурсов здесь возник лесопильный завод. Своё название посёлок получил в 1910 г.

В 1938 году Буинск, Вурнары, Ибреси и Киря получили статус посёлков городского типа. Статус рабочего поселка Буинск получил благодаря Буинскому сланцевому руднику, который был открыт в 1930 г. Открытие шахты способствовало строительству промышленных и социальных объектов (Водокачка на р. Киря, водопровод, пожарное депо, хлебопекарня, общежития). В 1923 г. - открыта школа. В 1927 г. - построена новая станция.

В 1939-1946 гг. работала шахта по добыче сланца (160 млн. тонн). Стала развиваться лесная промышленность.

На территории посёлка в годы первых двух пятилеток были выстроены: новый лесозавод, древпромкомбинат, автопарк, лесничество, жилые дома, железнодорожная станция, железнодорожные казармы, клуб, медпункт, магазины ОРСа.

Буинский лесозавод являлся одним из поселкообразующих предприятий. На нем выпускались лесоматериалы, щитовые дома, мебель, продукция деревообработки.

Современный Буинск относится к категории мелких промышленных специализированных пунктов без районоорганизующих функций. Большинство строений представлено одноэтажными деревянными домами с печным отоплением и приусадебными участками.

Этимология

По одному из преданий своё название посёлок получил от города Буинск Республики Татарстан уроженцами которого была одна из первых семей - Сычёвы.

Жители

Первые жители – железнодорожники. В 1989 г. - 1953 жителя, в 2002 г. - 1621 житель, 2004 г. - 1542 жителя, 2007 г. - 1621 житель.

Жители посёлка по национальности татары, чуваши и русские. В 2002 г. проживало: 558 (34,4%) - татары; 532 (32,8%) - чуваши; 396 (24,4%) - русские; 123 (7,6%) - мордва; 12 чел. др. национальности. Православного и мусульманского вероисповедания. Средний возраст жителей поселка немного превышает 40 лет.

Инфраструктура

Посёлок телефонизирован, доступна сотовая связь. В посёлке находится отделение Почты России, детский сад, магазин, клуб, мечеть. В посёлок проведён газопровод, водопровод, кроме того в каждом доме дополнительно имеются печи, в каждом дворе — баня. Посёлок находится около дороги с твёрдым покрытием. Имеется остановка автобусов, курсирующих маршрутом Буинск - Канаш. Имеется железнодорожная станция «Буинск».

Среднее образование жители посёлка получают в местной школе.

Достопримечательности

"Шахтёрские горы" - Образовались от отвала пустой породы сланцевой шахты. Другие названия: "Три горы" (названы из-за их количества) или "Чёртовы горы" (посёлок стоит на месте древнего моря, при добыче горючего сланца были подняты с глубины породы в которых сохранился моллюск - "чёртов палец" отсюда и название).

Культовые сооружения

В феврале 1996 г. в Буинске была построена каменная мечеть. Первая мечеть в Ибресинском районе.

Идет строительство деревянного православного храма Святого благоверного князя Александра Невского.


Деревня Долгий Остров

История села

(Ыхра Сырми – в прошлом Шихирдановской волости Буинского уезда Симбирской губернии). Татарское название деревни – Озын Куак – Высокое дерево. По – видимому, деревню назвали так потому, что на месте ее расположения деревья были особенно высокими. Ведь в далеком прошлом на месте Долгого Острова и в окружающей его местности были сплошные леса. Татарское и чувашское названия деревни совершенно разные, содержат в себе два разных понятия. Ыхра Cырми – это название речки, протекающей рядом с деревней, Озын Куак – в переводе высокое дерево. А русское название содержит в себе третье понятие – долгий остров, длинный остров.

Деревня Долгий Остров основана после завершения строительства Кубнинской засечной черты и с началом строительства Карлинской засечной черты (1575 – 1600), когда границы Русского государства были обезопасены от набегов ногайцев и началось заселение территории нынешнего Батыревского района. На службу на засечную черту привлекали чуваш, татар, мордву и русских. Им выделялась земля, разрешалось обзавестись семьей. Служилые татары положили начало деревни Долгий Остров. Это было в начале 1600-х годов.

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство в селе представлена, в основном, ООО "Агрофирма "Жизнь".

Образование

В далеком 1887 году в деревне Долгий Остров начало действовать медресе, а в 1918 году открылась начальная школа. В 1966 году построили среднюю школу. С того времени прошло достаточно много времени. Многим выпускникам школы даны прочные знания. Среди выпускников Долгоостровской средней школы много докторов и кандидатов наук. Среди них академик, действительный член Российской академии образования, психолог Рафаэль Шакуров, академик, ректор Чувашского государственного университета Лев Кураков, доктор юридических наук Рашит Алиуллов, доктор медицинских наук Ринат Салеев, кандидат медицинских наук Алфир Хисамутдинов, кандидат технических наук Рахимулла Зейнетдинов. Видные люди деревни, её история, пройденный путь продолжателей славных традиции, предметы домашнего обихода хранятся в школьном музее. Около трех десятилетии школу возглавляет заслуженный учитель Чувашской Республики, отличник народного просвещения Мансур Минетуллович Сайдашев.

Духовная жизнь

Первый приход – соборная мечеть, деревянная, построена в 1879 г. на средства прихожан, одноэтажная, длина 9 саж., ширина 3,5 саж., высота с минаретом 9,5 саж. Мулла Нуретдин Валеев, утвержден в 1886 г. в должность имама – хатиба, мугаллима. В приходе числится в конце 19 в. Домохозяев – 476, старейшин – 152.

Закрытие мечети утверждено ЦИК ЧАССР в 1936 г., здание мечети не сохранилась. Ходатайство об открытии второй соборной мечети начинается с 1901 г. Состоялось собрание, на котором было решено обратиться за разрешением открытия нового прихода. Но получили постановление Симбирского Губеренского правления от 7 июля 1902 г. об отказе строительства 2 – мечети. Причина отказа: местность не соответствует требованиям, нет необходимости в постройке мечети ввиду постоянного отсутствия большей части жителей на отхожих промыслах, бедности жителей деревни и отсутствия средств. Однако в протяжении нескольких лет от жителей последовали новые заявления, и в 1906 г. было разрешено строительство мечети. Муллой был избран в 1905 г. крестьянин Сибгатулла Абдрахманов, житель деревни Ишмурзино – Суринск, 1875 г. рождения, закончил Казанское 4 –х классное городское училище в 1905 г., получил свидетельство в 1905 г. духовного Оренбургского магометанского собрания ( г. Уфа) о присвоении имама – хатиба, мугаллима.

На 1923 год мечеть 2 – го прихода, деревянная, шестистенная, одноэтажная, длина 9 саж., ширина 3,75 саж., высота с минаретом 10 саж.

Закрытие мечети было утверждено Президиумом Верховного совета ЧАССР в 1938 г., мечеть переоборудовали под школу. Здание мечети не сохранилось, построена новая школа.

В 1990 –1991 г. построена новая мечеть (Приход №20), двухэтажная, первый этаж каменный, второй деревянный, длина 9,5 саж., ширина 3, 75., высота с минаретом 9 саж. Махалля 20 человек. Имам – хатыб Феизов Рахимулла Шафигуллович, 1929 г. рождения, 7 классов образование, в 1990 г. закончил заочно Уфимское медресе.

В 1999 году в тихом, красивом уголке открыли вторую мечеть (Приход №38). Мулла Даутов Ахмадулла Зейдуллович, 1935 г. рождения, 9 классов образование. Муллой избран в 2008 г. Мечеть построена в основном на пожертвованиях односельчан. Здание находится на крутом берегу сухой реки « Теке» ближе к улицам Сахалинская и Колхозная.

Мечеть является одним из влиятельных духовных центров деревни. И вот больше 18 лет, мечети деревни несут слово Аллаха, учат делать добро. За все время существования в истории мечетей не было ни одной пятницы, прошедшей без богослужения. Население в деревне растет. И это означает, что становится больше желающих посещать мечети и воспитываться в духе традиций Ислама. Ведь Ислам – это и поклонение, духовная культура, и традиции. Аксакалы деревни желают, чтобы молодые не забывали истоки, культуру и традиции своего народа. Вместе с этим стараются привить им любовь к родине, потому что считают, что очень важно любить ту страну, где они живут. Ведь религия подразумевает мир со всеми. Старшее поколение деревни, все рады, что молодые люди деревни по мере возможности начали посещать пятничную молитву. Аксакалы с радостью помогают молодым разобраться в тонкостях мусульманской грамотности, изучать основы Ислама.

Они всегда рядом с нами, доброжелательны, желают, чтобы Всевышний Создатель посылал в родную деревню только добрые дела и вести.


Деревня Урмаево

История села

Со второй половины 14 века, в результате разорений золотоордынскими эмирами населенных пунктов не осталось: на территории нынешних Шемуршинского, Батыревского, Яльчиковского, Комсомольского районов. Вся указанная территория превратилось в «дикое поле». Земли нынешнего Ибресинского, западной части Комсомольского и южной части Вурнарского районов, заняты лесами, к середине 16 века не были заселены. По писцовым книгам Свияжского уезда 1565-1567 годов можно установить, что южные чувашские селения в эти годы доходили до реки Кубни.

Для защиты Среднего Поволжья от нападений отрядов ногайских, крымских, калмыцких феодалов в 1648-1654 годах была построена Симбирская укрепленная линия, которая тянулась через Саранск до Тамбова. Линия строилась русскими, чувашскими, татарскими, марийскими, мордовскими крестьянами края в порядке выполнения засечной повинности. Заселение и освоение юго-восточной и южной частей Чувашии, начавшееся с середины 16 века, продолжалось до 18 века. Документы свидетельствуют о том, что уже в последней четверти 16 века началось заселение крестьянами не только территорий современных Яльчикского и Комсомольского районов, но и других соседних районов. «Лет четыреста назад, согласно преданию, из деревни Большие Яуши (ныне Вырнарского района) переселились три брата на то место, где теперь расположена мишерская деревня Урмаево (Комсомольского района) на реке Хундырмы» (НА НИИ, к.п.8, инв. 3825. запись А.Г.Орловой 1972г.)

Одного из трех братьев звали Урмай, он был смекалистым, и предложил он братьям переселиться в свободные земли, однако, они не захотели жить рядом с братом. В 18 веке в южной и юго-восточной частях Чувашии возникли несколько селений служилых мишарей (мещеряков). Их предки второй четверти 15 века были переведены московскими князьями из центра Золотой Орды – города Сарая и других городов в Мещеру и образовали вассальное Касимовское ханство внутри русского госудасртва. Сарайские татары здесь смешивались с мещеряками – финно – угорским населением, в резльтате чего образовались татароязычные мешари. (Большинство мещеряков слилось с русскими). Мишари являлись служилыми людьми. Многие из них еще в 15 веке были переведены в район Сергача Курмышский уезд, затем в Алатырский уезд. Оттуда они, как служилые люди, переводилсь на засечные черты юго-востока и юго Чувашии. Мишарами были образованы селения Урма – Шихиданы (ныне село Чкаловское), Малые Шихирданы, Татарские Сугуты (ныне Батыревского района), Шимурзино – Суринск (ныне Яльчикского района) – Малов Е.А. сведения о мишарях, 1995г.

Предания о возникновении селений в юго-восточной южной частях Чувашии хранят народную память о большом трудовом подвиге татарских крестьян в освоении новых земель в «диком поле». Существующие легенды и предания не дают точной даты основания и имен первопоселенцев деревни, но думаю, что это и не так важно для того, кто не занимался историей деревни, а данные легенды и предания дают достаточную информацию для жителей деревни.

Данный вопрос необходимо исследовать отдельно в архивах г. Москвы и других городов, имевших историческую значимость в годы основания нашей деревни.

Население

По предварительным итогам переписи населения, в Урмаевском сельском поселении проживает 4633 человека. Рост незначительный по отношению к переписи 2002 года. Студенты обучающиеся в разных городах в перепись не вошли. В деревне Урмаево проживает 1448 мужчин, 1440 женщин, всего 2888 человека. Более 99% проживающих в Урмаевском сельском поселении записались татарами.


Село Шыгырдан

Шыгырдан (чув. Шанкартам, в 1939–94 Чкаловское) — крупное татарское село в Батыревском районе Чувашской Республики, центр сельской администрации Шыгырданского сельского поселения, в которое кроме него входит деревня Кзыл-Камыш. На территории с. Шыгырдан 1478 личных подсобных хозяйств, проживают 5059 человек, в том числе мужчин — 2490, женщин — 2569.


Яндекс.Метрика free counters