ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Хабаровские татары
Khabarovsk Tatars

ГлавнаяТатары в РоссииХабаровский край

Хабаровские татары

Хабаровская городская национально-культурная автономия татар "Хабар"

Хабаровские татары
Хабаровские татары

Хабаровская городская национально-культурная автономия татар "ХАБАР" начала свою деятельность в 1999 году, явившись преемницей Хабаровской общины татар (существовала с пятидесятых годов 20 века). Цель создания организации -сохранение культуры, языка и традиций татарского народа. Принимаем активное участие в жизни города и края. Участвовали в шествиях в честь Дня города, в фестивалях " Лики наследия", "Карагод", саммите стран АТР и многих других. Проводим много своих мероприятий- 10 лет праздники " Сабантуй", которые стали общегородскими, 5 лет "Мисс Сабантуй" ( Мисс интернациональная краса), " Вечера толерантности: Татары приглашают", молодежный " Пярямячпати", вечера татарской поэзии" Сандугач (соловей)" и др. Участвует в Дальневосточном конгрессе татар, Международной ассоциации национальных культур, Ассамблее дружбы народов Хабаровского края.

Руководитель - председатель автономии Туктаров Сарвердин Исмаилович, тел:77-18-33 sarverdin@yandex.ru

Источник: nko.khabarovskadm.ru


Жизнь татарской общины

Татары проживают на территории края с конца XIX в. До 1917 г. в Хабаровске действовала мечеть (разрушена в советское время).

В 1930-е гг. большое число татар, в том числе выпускников казанских вузов, участвовало в строительстве города Комсомольск-на-Амуре, возведении судостроительного, авиационного, металлургического и нефтеперерабатывающего заводов.

К концу 1930-х гг. в городе сложился татарский поселок, в 1940-е гг. в школе при заводе «Амурсталь» преподавание велось на татарском языке.

В настоящее время в крае работает Национально-культурная автономия татар «Хабар» (с 2002 г., город Хабаровск), которая входит в состав Дальневосточного конгресса татар (образован в 2009 г., город Комсомольск-на-Амуре).

В Хабаровске имеется Татарский молодежный клуб, работает воскресная школа обучения татарскому языку, танцевальный ансамбль «Чулпан», спортивное общество «Мусульманский резерв».

Функционируют: религиозные организации «Нур» Духовного управления мусульман азиатской части России в Хабаровском крае (с 2007 г., председатель – А.А. Абдуллоев, город Комсомольск-на-Амуре), Духовное управление мусульман Дальнего Востока в составе Центрального духовного управления мусульман России (с 2015 г., председатель – А.С. Гарифуллин), приходы «Магрифят» (с 2002 г., город Комсомольск-на-Амуре), «Ахли сунна» (с 2008 г., поселок Чегдомын), «Аль-Фуркан» (с 2008 г., город Хабаровск), «Муслимат» (с 2011 г., город Хабаровск) и «Махалля-Рахим» (с 2014 г., город Хабаровск). С 2008 г. в Хабаровске действует мечеть, с 2009 г. – медресе, издается газета «Ислам на Дальнем Востоке». С 2010 г. в Комсомольске-на-Амуре ведется строительство мечети.

Ежегодно на территории края проводятся национальные праздники Курбан-байрам, Сабантуй, Ураза-байрам, межнациональные мероприятия «Мисс Сабантуй» и «Татары приглашают».

В 2015 г. заключено соглашение между Правительством Хабаровского края и Республикой Татарстан о торгово-экономическом, научно-техническом и социально-культурном сотрудничестве.

Известные жители

С краем связаны жизнь и деятельность инженера-механика, кавалера орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды Т.Ф. Сейфи, доктора исторических наук З.Ш. Янгузова.

Источник: tatarica.org


История появления татар на Дальнем Востоке Российского государства

Хабаровский край - регион межнациональный. И у представителей каждой национальности своя судьба, своя история переселения на восток Российского государства. В этой статье речь пойдет о заселении Дальнего Востока в целом и Хабаровского края в частности (ведь в 19-м веке ни о каком современном территориальном разделении региона не было и речи) татарами.

Архивные документы уверенно нам сообщают о том, что начиная с середины 18 века, на Амуре селились сибиряки и забайкальцы. И лишь после отмены крепостного права в 1861 г. в наш регион потянулись и крестьяне из центральных областей России. Вот именно в их числе и были первые переселенцы-татары с Поволжья. Большую часть пути они шли пешком. На дорогу уходило 2 -3 года. Часто собой везли всю домашнюю утварь и даже перегоняли скот. Увы, в дороге была высокая смертность и редко до места назначения семья татар добиралась в полном составе.

Постепенно переселенцы-татары из Поволжья обживались на новом месте. Все более плотной становилась серия поселений на Амуре и Уссури, в которых с каждым годом всё больше было татар. Им приходилось вместе с русскими, украинцами и белорусами (еще одними самыми активными переселенцами на восток России в 19-м веке) вырубать и корчевать тайгу, разделывать земли. Полагаться они могли только на свои силы. Увы, далеко не все выдерживали тяжелые условия жизни, многие, если и оставались в живых, уезжали обратно на Родину. На Амуре продолжали жить и трудиться только самые сильные.

Интересно, что большим толчком для массового переезда татар с запада страны на восток стало начало строительства Китайско-Восточной железной дороги. По российско-китайским соглашениям того времени территория, относящаяся к Китайско-Восточной железной дороге, считалась «русской полосой отчуждения». Там российские подданные оставались таковыми и имели русское самоуправление со своими администрацией, судом, учебными заведениями, биржами, банками и т.д. Со всех концов Российской империи сюда хлынули подрядчики, коммерсанты, биржевики, а также и простой люд — рабочие, ремесленники, лавочники, прислуга и т. п.

Условия жизни были таковы, что при желании и трудолюбии, можно было неплохо разбогатеть. Особенно быстро богатыми становились люди, занимавшиеся подрядами на строительстве дороги, в лесообрабатывающей промышленности, в торговле. Татарские коммерсанты занимались лесозаготовками, много работников из числа татар было занято на лесоповале и в плотницких работах. Большинство же занималось мелким предпринимательством: вдоль линии КВЖД татарами были открыты многочисленные буфеты, рестораны, лавки, сапожные мастерские.

Вторая волна переселенцев-татар на Дальний Восток хлынула после первой русской революции 1905 - 1907 годов. Желая в целях безопасности родных границ плотнее заселить Дальний Восток, правительство Российской империи вводило специальные льготы для переезжающих с запада страны (главные из которых заключались в выделении земельных наделов). Было в числе таких мигрантов немало и татар.

Третья крупная волна миграции российских татар связана с поражением белого движения в Сибири и на Дальнем Востоке. Согласно архивным данным, в различных частях и подразделениях армии генерала Каппеля служило до 2 тысяч башкир и татар, прошедших долгий путь от Урала до Забайкалья. Большая часть мусульман-каппелевцев служила в армейском корпусе под командованием генерал-майора С. Н. Войцеховского. В апреле 1920 г. они достигли Читы и приняли участие в Читинском сражении, во время которого погиб командир роты Харун Курбангалиев.

После завершения Гражданской войны на Дальнем Востоке оказались выходцы из татарских и башкирских сел и деревень различных уездов Уфимской, Казанской, Оренбургской, Пермской, Вятской губерний. Главное, что объединяло их всех, – это принадлежность к единому обществу мусульман Волго-Уральского региона России, единаямусульманская культура, единый язык тюрки. Можно также с определенной уверенностью говорить и об общих политических интересах: как правило, большинство татар были сторонниками национальной независимости тюркских народов, белого движения, противниками Советской власти. Всё это в последствии не раз им аукнется в виде гонений со стороны НКВД.

И четвертая волна переселения татар на Дальний Восток (Хабаровского края как территориальной единицы еще не существовало) была отмечена в начале 30-х годов. Как трудолюбивый народ, татары не могли не стать жертвами раскулачивания в Поволжье. Кто самостоятельно бежал из родных мест на восток России, а кто принудительно отправлялся на стройки Дальнего Востока. Большинство татар в начале 30-х годов стали первостроителями города Комсомольска-на-Амуре. Не удивительно, что многие десятилетия именно город Юности считался неофициальным центром татарской общины всего Хабаровского края.

Источник: Сергей Хамзин, 20.01.2014, khamzin-fm.com


Яндекс.Метрика free counters