ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Племена мари на вятской земле
Mari tribes in Vyatka land

ГлавнаяТатары в РоссииКировская область

Племена мари на вятской земле

Коренные народности нашего края

В далекие времена местность, занимаемая ныне городом, была покрыта непроходимыми лесами, в основном хвойных пород. В них водились дичь и дикие пчелы. Реки Воя и Ноля изобиловали рыбой. Речная долина имела жирные плодородные почвы, удобные для земледелия. Богатые природные условия рано привлекли сюда человека.

Мы часто говорим о возникновении города Нолинска, о людях, прославивших этот край. А часто ли мы задумывались о том, что было до этого? Много ли нам известно о тех, кто первым освоил эти земли?

Первыми заселили эти территории марийцы. Они спускались на легких лодках по Вятке и Вое до реки Ноли. Часть мари здесь и осели. На вятской земле селились общины луговых марийцев, а горные племена переместились по Волге.

Марийцы или черемисы, что в переводе означает человек лесной - это потомки финно-угорских племен, представляющие древнейших, первобытных обитателей северо-восточного края Европы. Они заселили территорию нашего края где-то в VIII-Х веках.

По цвету кожи на лице мари ближе к евразийцам. Цвет волос у мари очень различен: темно-русый, русый, светло-русый. Общее очертание лица трудно определимо: бывает как широким, плоским, круглым, так и продолговатым. Глаза преимущественно голубые, бездонные, что свойственно почти всем финно-уграм. Из-за такого почти белесого цвета глаз долгое время бытовало поверье, что они произошли от слепых. Мышечная система развита умеренно; средний рост 156-158 см.

Хозяйство марийцев

Черемисы жили редкими поселениями, далеко отстоящими друг от друга, что наиболее удобно в лесной зоне. Поселение их было гнездовое, улицы отсутствовали. В центре располагалось культовое строение. Дома представляли собой хижины или полуземлянки. Окна жилища выходили во двор. Дворы оставлялись открытыми из-за хаотичности построек. Среди построек была летняя кухня. Она не имела ни окон, ни пола, ни потолка. Свет проникал в отверстие на крыше, устраиваемое для прохода дыма. Чаще готовили над огнем или в особых котлах.

Марийцы находились на стадии перехода от патриархально-родового строя к феодальному. Хозяйство мари было натуральным. Главная отрасль экономики - сельское хозяйство. Судя по археологическим данным, у них существовало пашенное земледелие на основе подсечно-огневой и переложной системы. Основными культурами были: просо, ячмень, полба, овес, мягкая пшеница, лен. Существовало домашнее скотоводство. Разводили в основном овец, в небольшом количестве лошадей, коров, а также домашнюю птицу. Огромное значение имели охота, рыболовство, бортничество, сбор дикорастущих плодов, ягод, грибов.

Соответственной была и пища. В основном это различные каши, хлебобулочные изделия, молочные продукты: молоко, творог, пахта. Мясо варили, запекали, солили, коптили. Сладкое заменял мед. Излюбленным горячительным напитком являлась кумышка, которую должна была уметь приготовить любая хозяйка. Сколько в доме женщин, столько же ведер с кумышкой.

Значительное развитие в племенах мари получило домашнее ремесло: деревообработка, производство шерстяных и льняных тканей, меховых изделий, глиняной посуды, железных и медных орудий и оружия, изделий из кости, женских украшений и тому подобного. Отдельные ремесла стали выделяться в особые отрасли хозяйства. Появились специалисты-ремесленники, в их числе металлурги, кузнецы, ювелиры, гончары, скорняки, литейщики.

Развитие торговли

При полном господстве натурального хозяйства марийцы начинали втягиваться в торговлю. Существовал межплеменной обмен, устанавливались торговые связи с Русью, Хазарским каганатом и Волжско-Болгарским ханством. Однако эта торговля имела односторонний характер. Купцы проникали по Каме и Вятке в поселения марийцев и скупали у них пушнину, мед, воск, шкуры и другие товары в обмен на золотые и серебряные изделия, оружие, шелковые ткани и прочие ценные вещи. Эта торговля носила преимущественно меновый характер, но частично расчеты производили и на деньги, главным образом диргемы (арабская средневековая серебряная монета) различной чеканки. Клады диргемов и отдельные монеты в свое время были обнаружены и на территории Нолинского района.

Одежда марийцев

Основу костюма мари составляет холщовое или шерстяное платье, туникообразная рубаха, доходящая до голени. Все, и женщины и мужчины, под рубаху надевали штаны. Одежда всегда подпоясывалась поясом из кожи, украшенным металлическими бляшками, наконечниками. В зимний период носили кафтан из телячьей или лосиной кожи, мехом внутрь. На ногах носили шерстяные чулки, лапти, валенки. Головной убор состоял из венчиков, кокошников, украшенных подвесками, щитками. В разных местностях губернии наряд имел свои видоизменения и прикрасы.

Духовная жизнь

Марийцы были язычниками вплоть до ХХ века. Они одухотворяли силы природы, поклонялись солнцу, луне, огню, воде и приносили им жертвы. Обряды с жертвоприношениями проводились чаще в специально выбранной священной роще, в центре которой устанавливался идол. По мнению некоторых исследователей, именно эти святилища способствовали появлению в сказках устрашающего образа Бабы Яги, так как разбросанные вокруг непонятного строения кости и черепа животных воспринимались русскими поселенцами устрашающе и зловеще.

Марийские обряды

Главному богу - Царю неба и земли - противопоставлялся Шайтан, олицетворяющий всемирное зло. Потому в случаях болезни или каких-либо бедствий взывали к Шайтану. Для этого обращались к ворожеям и просили их ходатайствовать о защите и умилостивлении злого духа. С целью умасливания злых духов употреблялись и куясконы, то есть подарки, выбрасываемые в реку или лес. Их смысл заключался в том, чтобы вместе с куясконами отвести болезни в сторону и избавиться от напасти.

Интересны и свадебные обряды. Пары создавались разновозрастные: как правило, жених был младше невесты лет на 10-15. Помимо обрядовых блюд и песен использовались различные символы. Так, например, молодых сажали за стол под березу, как бы защищая их семейную жизнь от злых умыслов.

Культ предков

Загробную жизнь марийцы, как и другие финно-угры, представляли временной со всеми потребностями, в которых нуждается человек. Поэтому старались снабдить усопшего всем, что было ему там необходимо, что он любил в этой жизни, предметами его ремесла. Умерших хоронили на коллективных кладбищах, принадлежащих общине. Марийцы не только закапывали покойных, но и сжигали, кремировали. Кремация происходила не на кладбище. В могильную яму обычных размеров, устланную досками или лубом, сожженные кости ссыпались кучкой или рассыпались по дну ямы. А вещи раскладывались в могильной яме в соответствии с костями. Иногда вещи заворачивали в одежду. Сверху узел прикрывался доской, металлическим котлом (Н. А. Хан Этническая история населения на территории бассейна реки Вятки).

В гроб усопшему обычно клали шапку, рукавицы, овчину, каравай хлеба, кумышку, трубку, набитую табаком, лапти и прочее, что по их мнению будет помогать ему в загробном мире.

Своих предков уважали и всячески почитали, нередко просили у них помощи и защиты. Считалось, что усопшие родители продолжают заботиться о них и после смерти, помогают в быту, а главное в полевых работах. В благодарность устраивались поминальные праздники. Например, прежде чем начинался сенокос, варили кумышку, готовили разного рода пищу, со всем этим отправлялись на могилы родных. А осенью по окончании работ праздник справлялся в жилище. Обязательным блюдом в этот день считалась каша из всех по возможности новых плодов.

Молодежь часто собиралась на посиденки, которые устраивались подальше от жилых домов, по преимуществу в банях, где девушки занимались шитьем, а парни плетением лаптей.

На реке Ойя

Вплоть до 15 века территория нашего города принадлежала марийцам. Лишь в 1489 году, в связи с переселением русских на вятские земли, эти территории были присоединены к Московскому государству.

Постепенно долина заселялась вольным беглым людом, стали обосновываться починки, деревни и села, что не могло понравиться марийцам, которые были вынуждены покинуть эти края. Но их названия сел и рек сохранились и по сей день. Так река Ойя, что означает река, берущая начало на севере, впоследствии стала звучать как Воя. А река Ноля, что означает пересыхающая, дала название нашему городу.

Origin: "Сельская новь", газета Нолинского района

27 октября 2011 года

selskaya-nov.ru


Яндекс.Метрика free counters