ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Татары Республики Марий Эл
Tatars of the Republic of Mari El

ГлавнаяТатары в РоссииСвердловская область

Татары Республики Марий Эл.

Татары – один из тех немногих народов, о которых легенды и откровенная ложь известны гораздо в большей степени, нежели правда.

Рафаиль Хакимов

Речь сегодня пойдет об удивительном народе, населяющем нашу республику – о татарах, второму по численности народу Российской Федерации. Они компактно проживают в Поволжье, Приуралье, Западной Сибири и дисперсно практически не только во всех областях России, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья.

Численность татар в России составляет 5,3 млн. человек (здесь и далее: согласно Всероссийской переписи населения 2010 г.), это 3,87 % всего населения России. Основной регион проживания нации – Республика Татарстан, где проживает 53% татар и около 36% всех татар, живущих в России. Остальные рассредоточены по всей стране.

Самый малонаселённый татарами регион – Ингушетия, где их всего 151 человек. Более 38 тысяч татар живет в Республике Марий Эл, что равняется 5% от общего населения региона.

Татарский язык относится к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на диалекты – западный (мишарский), казанский (средний) и восточный (сибирскотатарский). Литературный язык татар сформировался на основе казанского диалекта. До 1927 года татарская письменность строилась на основе арабской графики, с 1927 по 1939 год развивалась на основе латинской графики, а с 1939 года по настоящее время – на основе кириллицы.

Впервые слово «татары» появилось среди монголо-тунгусо-маньчжурских племён, кочевавших в VI-IX веках к юго-востоку от Байкала. В XIII веке стало известно в Европе. В XIII-XIV веках название распространялось на народы Евразии, входившие в состав Золотой Орды.

Марийцы своих соседей-предков татар испокон веков называли суасами, и до сих пор некоторая часть марийцев называет татар «суасами/сюасами». Некоторые исследователи пытаются объяснить это тем, что марийцы якобы перепутали булгаро-татар с чувашами/сюасами. Такое предположение не выдерживает критики, так как марийцы, не путая чувашей с татарами, татар называют этнонимом «суас», а чувашей этнонимом «суасламари». В литературном марийском языке используется традиционное - «татар».

Татары проживают на территории всей республики, но есть три района, где есть целые татарские деревни: это Мари-Турекский, Моркинский и Параньгинский районы, также поселок Параньга населен преимущественно татарами.

25 июля 1997 года был основан Республиканский центр татарской культуры Республики Марий Эл. Основная цель центра – укрепление и развитие национального самосознания татар, живущих в Марий Эл, путем приобщения их к национально-культурным ценностям, народным традициям, родному языку.

Культуру татарского народа жители республики знают в основном по празднику Сабантуй. Но есть и другие известные татарские народные праздники. Традиционно год у татар начинается с праздника Нардуган (праздник зимнего солнцестояния), который отмечается в Поволжье в конце декабря – начале января. Это праздник крещеных татар, встреча Нового года.

В марте проводится Навруз – начало нового года по лунному календарю. Навруз известен и по традициям народов Средней Азии: узбеков, туркмен, таджиков, которые отмечают приход тепла, появление первой зелени. На Навруз обычно задабривают, кормят духов земли и огня, чтобы земля плодоносила, желают всем счастья.

Татарский праздник Сабантуй является любимым, как у самих татар, так и у живущих с ними по соседству представителей других национальностей. Так повелось издавна в Марийском крае, который стал родным домом для марийцев и татар, русских и удмуртов и многих других. Это торжество, в переводе на русский язык – Праздник плуга, очень напоминает марийский Пеледыш пайрем (Праздник цветов), потому что проводится точно так же, после окончания весенних полевых работ. В современном русском языке название «сабантуй» даже стало нарицательным и часто обозначает любое, не обязательно праздничное застолье.

Название праздника происходит от тюркских слов: «сабан» – плуг и «туй» – праздник. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же – в честь их окончания (в июне). Современным людям праздник достался от старинного праздника Жиэн. Этот древний праздник еще в 921 году описал в своих трудах знаменитый исследователь и путешественник Ахмад Ибн Фадлан.

В прежние времена у татар существовал большой праздник «Жиен» («Сбор») – день встречи с родственниками, проживающими в разных селениях. Нередко проводили общий жиен для одной группы сел, затем для другой и т. д. Гости приезжали в разукрашенных подводах, под звон колокольчиков, одаривали сластями детвору на улицах. Полагалось иметь гостинец для хозяев, в составе которого должны были быть два каравая белого хлеба, один-два вяленых гуся. Особый интерес представлял жиен для молодежи. Она праздновала на лугах, просторах; в песнях и плясках состязались молодые люди села и приезжие гости. Нередко в этот праздник организовывали также различные спортивные состязания.

"Обряды татар"

В старину празднование Жиэн было большим событием и к нему долго и тщательно готовились. Всю зиму девушки готовили подарки своими руками – ткали, шили, вышивали. Весной, перед началом праздника, молодые парни собирали по деревне подарки для будущих победителей в состязаниях и народных играх. Это были вышитые платки и полотенца, куски ситца, рубашки, и даже куриные яйца. Получить в подарок вышитое полотенце с национальным узором было очень почетно. Сбор подарков обычно сопровождался веселыми песнями.

Вся деревня собиралась вместе на празднование Жиэн. Кульминацией праздника становился майдан – состязания в беге, прыжках, национальной борьбе – керэш, и, конечно, конные скачки. Создавался Совет старейших, назначались члены жюри для награждения победителей, которые следили за порядком во время состязаний.

Постепенно Сабантуй сделался праздником всеобщим и межнациональным – сегодня он отмечается во многих селах, поселках, районах, городах Татарстана, Москве, Санкт-Петербурге и во многих других регионах страны, а также в разных уголках мира, где проживают татары.

В Йошкар-Оле Сабантуй начал проводиться в 1990 году. На общегородском Сабантуе можно встретить представителей всех национальностей нашей республики. Они участвуют в традиционных играх, становятся зрителями концертных программ, угощаются национальными блюдами. Интересен тот факт, что чак-чак раньше на Сабантуй не готовили, это лакомство делали только на свадьбу. А на праздник плуга пекли губадию, заваривали травяной чай и варили суп.

Осенью отмечают праздник урожая, который раньше называли Сюмбэле. Предки современных татар благодарили высшие силы за урожай, за лесную добычу. И уже после проведения праздника урожая игрались свадьбы. Так, старинные татарские праздники постепенно дополняются новыми традициями, однако основные черты торжества сохраняются, переходя из века в век.

В духовной жизни татар большую роль играет религия. В настоящее время идёт активно развивающийся процесс становления мусульманской субкультуры как части духовной культуры татар. Татарский народ никогда не изменяет своим вековым традициям: бракосочетание не проходит без «никаха» – помолвки по мусульманским обычаям, проводится обряд под названием «имянаречение» – присвоение имени новорождённому по мусульманским канонам. Похороны также проводятся строго по мусульманским традициям.

Исламская религия сохранилась в Республике Марий Эл в условиях многовекового иноверного окружения, что сделало ее более устойчивой. 16 марта 1999 года Указом Верховного муфтия, Председателя Центрального духовного управления мусульман России и Европейских стран СНГ, Талгата-хазрата Таджуддина в Республике Марий Эл было создано Региональное духовное управление мусульман Республики Марий Эл. Председателем Управления был назначен Фанус-хазрат Салимгареев в сане муфтия. В республике сейчас располагается 30 мечетей.

Татары, как и все мусульмане Марий Эл стремятся к миру, взаимопониманию, уважению, согласию между конфессиями и народами, проживающими в республике.

Фотографии взяты из официальной страницы группы Республиканского центра татарской культуры сети Вконтакте.

ГБУК РМЭ "Национальная библиотека имени С.Г. Чавайна".

Материал подготовила зав. отделом литературы на иностранных языках Смородинова Елена.

30.06.2020

nbmariel.ru


Яндекс.Метрика free counters