ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Корни пересохнут - дереву не расти
Roots will dry up - to a tree not to grow

ГлавнаяТатары в РоссииМосква и Московская область

Татары Москвы. Корни пересохнут - дереву не расти

Говорят, все дороги мира ведут в Рим. А в России все дороги ведут, конечно же, в Москву. Столица на особом счету и в большом татарском мире - ведь именно здесь находится самая крупная община наших соплеменников. Совсем не случайно столичный мэр Юрий Лужков назвал татар "градообразующей нацией" Москвы. При этом в самых разных источниках появляются противоречивые цифры о численности татар в стольном граде. Называются цифры от восьмисот тысяч до двух миллионов. И в самом деле, большая ли разница - миллион туда или миллион сюда, когда речь идет о Москве? Куда важнее то, что у московских татар - реальный общественный вес, с которым трудно не считаться. Двери Татарского Центра открыты всегда.

Задумайся над именем...

Есть в Москве поразительный человек, о котором нужно сказать в первых же строках нашего повествования. Это профессор Московского института международных отношений МИД РФ, доктор исторических наук Абдулхан Ахтамзян. Ученый, известный своими трудами далеко за пределами России, награжденный многими орденами и медалями. Человек, который всю свою жизнь посвятил изучению истории татарской общины первопрестольной. У него своя точка зрения на события богатой истории Москвы татарской.

- Основание города относят к середине XII века, к 1147 году, поскольку именно под этой датой в русской летописи встречается первое упоминание имения боярина Кучки. Но мало кто задумывается над этим именем. А ведь оно звучит непривычно для русской речи, - размышляет Абдулхан Абдурахманович. - Не происходит ли оно от того же имени, что и Кучум? Слово "кучу" в переводе с татарского означает "перемещение, переезд, кочевье".

Основателем Москвы считают Юрия Долгорукого, захватившего имение Кучки. Может быть, Кучка пришел из степи и поселился здесь раньше Долгорукого? В XII-XIII веках между Волжской Булгарией и русскими княжествами имелись постоянные торговые отношения. Когда случался недород в северных землях Руси, из Среднего Поволжья поставляли сюда зерно в "насадах" по Волге, причем отмечены поставки хлеба русам не только в долг, но и в дар. В одном из летописных сообщений говорилось, что получили жито от булгар и "тако ожиша", то есть так и выжили.

Где селились татары?

Как отмечает Абдулхан Ахтамзян, первые значительные по размерам поселения татар на территории Москвы, скорее всего, можно отнести к пятнадцатому веку. Но посещали они город и раньше. В летописи имеется упоминание о прибытии в Москву ордынских послов или наместников: в 1356 году "на Москву приходил посол силен из Орды". Сохранились сведения, что наместник Орды в Твери царевич Чолхан (Щевкал) жил при дворе великого князя.

Кстати, совсем недавно довелось мне побывать в Вознесенском соборе, что в районном центре Алексеевское нашей республики. Отец Павел Чурашов, возглавляющий этот приход, показал удивительной красоты настенные росписи. Так вот, одна из этих росписей рассказывает, как был возведен знаменитый Чудов монастырь. Дело было так: наставник Дмитрия Донского митрополит Алексий чудесным образом сумел исцелить супругу хана Джанибека, правившего в 1342-1357 годах, по имени Тайдула. В благодарность за исцеление митрополиту был подарен участок в Кремле на "ханском дворе" или "татарском дворе", где жили баскаки, сборщики дани. Тут и был возведен монастырь...

В начале пятнадцатого века имения служилых татар находились в окрестностях города. В Крылатском, к примеру, до двадцатого века сохранялись названия Татарово и Татарская пойма. Отпущенный из казанского плена великий князь Василий вернулся в Москву в сопровождении служилых татар, которые также получали имения "в кормление".

В шестнадцатом веке в Замоскворечье сложился Крымский двор. Наряду с ним имелся и Ногайский двор, располагавшийся, весьма вероятно, как утверждает профессор А.Ахтамзян, на том месте, где позже был построен Павелецкий вокзал. Торговля Москвы с ногаями имела значительные масштабы. По оценкам историков, в середине XVI века тысячи ногайцев прибывали в Москву, пригоняя табуны лошадей для продажи. Конные торги проходили близ Зацепы, где жили ремесленники и сложились Кожевенная слобода, Конный и Стремянный переулки. Вплоть до XVII века конные дворы обслуживали татары, из среды которых набирали и всадников для участия в военных походах. Татарская слобода упоминается в источниках, относящихся к началу семнадцатого века, и это название сохранялось вплоть до начала прошлого века. В семнадцатом веке к Татарской слободе примыкала Толмацкая слобода, где жили переводчики-толмачи, по званию которых квартал называли Толмачи и Старые Толмачи.

По указу царя Алексея Михайловича Романова в год Смуты - в 1649 году - жителей Татарской слободы вывели за пределы города, а все храмы иноверцев были разрушены. В истории города отмечен факт, что в 1782 году переводчик коллегии иностранных дел князь Султан-мурза возвел у себя во дворе деревянную мечеть. Купцы Макай Абдулов и Абдулла Исаков проводили служения у себя в доме. Первая известная поныне мусульманская мечеть в Москве была построена после 1812 года.

- Именно здесь, в Замоскворечье, были первые татарские поселения, что получило отражение в названиях Большая и Малая Татарские улицы, Толмачевские переулки, - подчеркивает А.Ахтамзян. - Здесь жили не только официальные представители Орды, купцы, но и толмачи - устные переводчики, обозначение которых происходит от татарского слова "тель" - "язык". Восточные купцы доставляли на лошадях свои товары до Сенной площади и до Арбата (по-арабски "рабат" - "пригород, окраина"). В народной этимологии иногда связывают Арбат с татарским словом "арба" (телега) и "ат" (конь), то есть коней отводили на луга у Крымского брода.

Особо уважаем в Москве татарской Назиф Мириханов. В этой части города находились и древнейшие мусульманские кладбища - зираты. Одно из них, у Данилова монастыря, сохранилось до наших дней. Здесь же, в Замоскворечье, после Отечественной войны 1812 года, в которой мусульманские полки сыграли существенную роль, на дарованном царским правительством участке и была возведена мечеть, которую сегодня называют Исторической.

Очевидно, что первая мусульманская община сложилась на месте "посольского квартала" или ордынской татарской слободы и служила интересам международных торговых связей Москвы. Там же, в Замоскворечье, около нынешнего Павелецкого вокзала имелись конные рынки, а позже мастерские по выделке и обработке кожи, отчего район получил название Кожевники. Из Ногайской степи татары приводили тысячи голов лошадей, которые использовались как тягловая сила для городского транспорта вплоть до конца XIX - начала XX века. Понятно, что именно в Татарскую слободу прибывали не только крымские и ногайские торговцы, но со временем и казанские, и астраханские, и вообще восточные купцы. По примерным оценкам, к концу XIX века в Москве постоянно жили около десяти тысяч мусульман, преимущественно татар. Они были заняты не только в торговле, но и в сфере услуг.

Другим каналом пополнения и расширения татарской общины Москвы издревле был выход на службу к русским князьям, а потом и к русским царям татарских мурз из Орды, Касимовского и Казанского ханств. Сотни дворянских родов в России ведут свою родословную от ордынских, касимовских, казанских татар. Многие из семей сохранили татарские фамилии: Мансуровы, Сабуровы, Юсуповы, Кутузовы (от имени Кутдус), Шереметьевы (от имени Шир-Ахмет), Аксаковы (от слова "аксак" - "хромой").

До начала XX века татарское (или, как это обозначала официальная статистика того времени, мусульманское) население Москвы было занято в мелкой торговле и в сфере услуг. Приехавшие из деревень Поволжья, с берегов Оки и из Касимова татары нанимались конюхами, дворниками, банщиками, занимались мелкой торговлей.

Очагами, вокруг которых могла сложиться мусульманская татарская община, были две мечети - Историческая мечеть в Татарской слободе и Соборная мечеть в районе Мещанских улиц. Немало татар, в основном это были ремесленники и ямщики, жили в районе Трубной площади. Быт и нравы этой части города, как известно, получили отражение в журналистских очерках Гиляровского.

"Дорогие мои москвичи..."

Фамилии московских татар на слуху. Кто-то родился здесь, а кто-то выбрал Москву, уже встав на ноги. Это маршал Махмут Гареев, генерал Расим Акчурин, кардиохирург Ринат Акчурин, известные ученые Рашид Сюняев и Роальд Сагдеев, политический деятель Фикрят Табеев и "нефтяной генерал" Агзам Валиханов, дирижер Фуат Мансуров и композитор Алмаз Монасыпов, певцы Ренат Ибрагимов и Алсу Сафина, муфтий Равиль Гайнутдин, актеры Сергей Шакуров, Марат Башаров и Чулпан Хаматова, спортсмены Зинэтулла Билялетдинов и Ринат Дасаев и многие другие.

Особо уважаем в Москве татарской Назиф Мириханов. С мая 1999 года он - полномочный представитель Татарстана в Российской Федерации в ранге вице-премьера РТ. Доктор политических и кандидат экономических наук. У него всегда можно найти поддержку своим начинаниям, получить добрый и умный совет. Собственно, на помощь соплеменникам нацелен весь коллектив полпредства. Работы Зульфии Анциферовой охотно раскупаются во всем мире.

- Московских татар к объединению призывать не стоит. Они уже давно сделали это, - заметил в беседе с нами заместитель полномочного представителя РТ Алмаз Файзуллин. - Кто-то пошутил: в стольном граде столько же татарских обществ, сколько татар в этом городе. Возникают, исчезают. Но на виду деятельность Региональной национально-культурной автономии города и отдельно - области. Успешно работает культурный центр, расположенный в Доме Асадуллаева. Активность проявляют Совет татарской молодежи Москвы, общество татарской культуры "Туган тел", культурно-деловой центр "Татарлар", Татарское историческое общество, ассоциация татарских студентов "Кардэшлек", объединение бизнеса и культуры "Берлек", ассоциация "Марат". И это далеко не все татарские организации и объединения, которые успешно работают в Москве.

Активен и центр татарской молодежи "Ак барс". Стали традиционными воскресные молодежные диско-вечера знакомств для старшеклассников и студентов, на которые приезжают звезды татарской эстрады и наши знаменитые соотечественники. Каждый воскресный вечер в Москве проходят уникальные тематические мероприятия с интересной культурно-развлекательной программой.

Двери, открытые для друзей

Особая тема для разговора - знаменитый Дом Асадуллаева, многие годы бывший местом встречи представителей самых разных кругов - от бизнесменов до политиков. Уж больно по всем параметрам месторасположение его выгодное - в центре, недалеко от станции метро, рядом - троллейбусная линия, проходят автобусные маршруты. Вместе с тем это тихий и уютный уголок. Да и само здание выделяется какой-то особой красотой - воздушностью очертаний и в то же время основательностью постройки.

История его такова: к Первой мировой войне общее количество мусульман (татар) в Москве составляло примерно около семи тысяч человек. Чтобы хоть как-то удовлетворить потребности мусульманских семей в просвещении, образовании детей, в культурном развитии, известный бакинский нефтепромышленник-татарин, купец 1-й гильдии Шамси Асадуллаев решил построить здание для татарской школы. Он приобрел участок земли рядом с Исторической мечетью и возбудил в 1896 году перед городской управой ходатайство о строительстве четырехэтажного здания, чтобы открыть в нем национальную школу. Пожертвовал на это полмиллиона рублей - сумма по тем временам огромная.

В 1914 году здание было построено и официально передано татарской (мусульманской) общине Москвы, а после октября 1917 года - национализировано и передано органам просвещения и культуры, очевидно, для использования по назначению.

В двадцатых годах в здании были размещены школа-семилетка, где учились около трехсот детей из татарских семей, а также детский сад на полсотни детей.

В тридцатые годы Дом Асадуллаева становится очагом просвещения и культуры. Здесь размещались татарская школа-десятилетка и московский общественный культурный центр имени Ямашева. В татарском клубе была организована драматическая труппа, которая под руководством Гали Ахсен Илызова и при участии режиссеров Газиза Исхака Айдарского и Галляма Саттара-Саттарова ставила спектакли на татарском языке. Перед войной тут часто собирались татарские писатели и поэты. В литературном кружке читали свои произведения Муса Джалиль, Ахмет Симаев, Габдрахман Абсалямов и другие литераторы.

Чулпан Сатарова: Недавно историческая справедливость восторжествовала: знаменитый дом вернулся к татарам. Это событие стало возможным во многом благодаря тому, что Президент России Владимир Путин после участия в работе третьего съезда Всемирного конгресса татар дал личное поручение правительству Москвы вернуть татарской общине здание. Немало усилий для окончательного решения вопроса пришлось приложить и Президенту Татарстана Минтимеру Шаймиеву.

Передача здания общине прошла торжественно. Выступая перед собравшимися, мэр столицы Юрий Лужков отметил, что необходимо сохранять традиции различных народов и передавать их другим поколениям, развивать языки. "Если мы породим в Москве монокультуру, столица станет беднее в 141 раз - именно столько диаспор проживает в нашем мегаполисе, - подчеркнул он. - Моя мечта - чтобы московские татары говорили: "А у нас лучше, чем в Казани". На что Президент Татарстана Минтимер Шаймиев, принявший участие в торжествах, шутливо ответил: "Обещаю, будем за вами подтягиваться". И добавил: "Меня радует, что в Москве создаются хорошие условия для возрождения национальной культуры. Столица подает пример, как нужно сближать народы, находить взаимопонимание с ними. Но и Татарстан постарается сделать все, чтобы наши соотечественники, независимо от их местопроживания, удовлетворяли свои духовные потребности".

Найти Дом Асадуллаева в Москве - легче легкого. Смотрите по карте все улицы, которые носят название "Татарская", они все рядышком, - и вы у цели.

Такое впечатление, что жизнь здесь кипит круглые сутки. Действуют множество различных кружков, объединений, ансамблей.

- Главной задачей считаем приобщение молодого поколения московских татар к культурным традициям предков, к родному языку, - подчеркивает в разговоре с нами директор центра Анвар Хусаинов. - С этой целью открыли курсы татарского языка для взрослых и детей, библиотеку. Работает у нас киоск "Татарская книга". Есть кружки разных направлений - театрально-художественный, вокально-хоровой, хореографический, изобразительного искусства.

Мы попали на занятие последнего кружка. Им руководит член Союза художников России Чулпан Сатарова. Она преподает в Московском институте дизайна и прикладного искусства. Сегодня в ее группе двадцать ребят. По словам Чулпан-ханум, один другого талантливее. Она не сомневается, что очень скоро услышат в России имена юных художниц Альфии Низамутдиновой и Асии Асадуллиной, чьи работы уже сейчас потрясают глубиной чувств и мастерством.

Замзамия Сахабутдинова, которая возглавляет отдел культуры центра, пригласила нас на выставку, открывшуюся в тот день в стенах Дома Асадуллаевых. Признаться, стало обидно, что нет времени вглядеться в каждую акварель известной художницы Зульфии Анциферовой.

Зульфия родилась и выросла в Самарканде. Окончив художественно-графический факультет Хабаровского госпединститута, с головой ушла в живопись. Одна выставка за другой быстро сделали ее знаменитой. Много ездила по миру, училась в Лондоне на курсах графиков, стала членом Московского союза дизайнеров. Ее работы, как акварели, так и батики, охотно раскупаются. Их сегодня можно найти в частных коллекциях в России, Англии, Германии, Франции, Польше, Японии. Зульфия уже давно, как она сама признается, "срослась" с Москвой, полюбила этот город, а вот духовную жажду, тоску по соплеменникам утоляет здесь, в Доме Асадуллаева. Любопытно, что в один день с выставкой Анциферовой тут проходила и выставка народно-прикладного творчества, которую организовала... туркменская диаспора столицы.

- К нам часто обращаются с подобной просьбой другие национальные сообщества, - отметил Анвер Хусаинов. - Почему бы не помочь собратьям? Да и нашим интересно. Вот так потихоньку в Дом Асадуллаева подтягиваются и малые тюркские народы России и других стран. Тесно сотрудничаем, к примеру, с балкарцами, крымскими татарами. Наши двери открыты для друзей.

Место встречи - Татарлар.ру

Нельзя не сказать отдельно о Татарском культурно-деловом центре "Татарлар", который его вдохновители определяют как "сообщество национальных организаций, объединение творческих и деловых татар". Еще в 1987 году студенты-татары МГУ, МПГУ, РУДН и других вузов начали проводить различные молодежные мероприятия, переросшие затем в серию культурных, творческих, музыкальных и общественных инициатив, одной из которых стало создание центра. Он был создан как коллектив единомышленников - тех, кто осознает все проблемы современной татарской молодежи и кто готов работать для позитивных изменений в обществе.

Главной задачей его активисты считают сохранение национально-культурного достояния, самобытной татарской культуры, языка, национального самосознания татар и татарских общин регионов, отдаленных от своей духовной родины - Татарстана.Тимур Сулейманов - основатель и руководитель Татарского всемирного сервера Татарлар.ру

Одной из значимых инициатив центра стало создание Татарского всемирного сервера Татарлар.ру. Интернет-изданию нынче исполнилось пять лет. Его главный редактор - психолог Московского центра межнационального сотрудничества, пресс-секретарь РНКАТ Москвы Тимур Сулейманов.

- Девиз нашего сервера - "Все о татарах. Все для татар", - говорит он. - Прежде всего людей интересуют новости. Например, информация о татарских мероприятиях. Естественно, заходят сюда не только наши соплеменники, но и те, кто интересуется татарской культурой и жизнью татарских общин в регионах. Татарлар.ру работает не только на Россию. Наши представительства имеются во многих уголках мира, и потому читатели, а их у нас ежедневно более тысячи шестисот, всегда могут получить полную и оперативную информацию на интересующие темы. К примеру, размещаем полное расписание сабантуев в России, странах Балтии, Чехии, США, Канаде - везде, где они проводятся. Есть форум, где кипит жизнь, есть свой чат. Здесь можно найти множество ссылок на иные татарские ресурсы. Тесную связь поддерживаем и с другими изданиями, в частности, добрые отношения сложились и с газетой "Республика Татарстан", в которой мы видим источник наиболее объективной и полной информации о жизни республики.

Этнокультурный компонент или национальная школа?

Слов нет, успехи московских татар в их попытках сохранить свое национальное лицо не могут не радовать. Но не все здесь так гладко. Взять, к примеру, городскую целевую программу на 2005-2007 годы "Москва многонациональная: формирование атмосферы гражданской солидарности, культуры мира и согласия". Ее пункты вызвали, мягко говоря, откровенное недоумение татарской общественности. Московское общество татарской культуры "Туган тел" по этому поводу направило большое письмо первому заместителю председателя межнационального консультативного совета при правительстве Москвы Михаилу Меню, до недавнего времени отвечавшему за национальный вопрос в первопрестольной.

Руководитель общества Рафкат Галимов подчеркивал, что в Москве нет газет, специализирующихся на объективном освещении жизни национальностей, нет национальных теле- и радиопередач. Нет существовавших в первой половине прошлого века школ с обучением на родном языке, в том числе немецких, татарских, еврейских, армянских и других.

Татарам, подчеркивает Рафкат Галимов, в отличие от мигрантов из национальных республик бывшего Союза, некуда уехать. Они - на своей родине. И их национальные интересы должна защищать их Родина - Россия. Московским татарам должна быть возвращена возможность обучения на родном языке и такое же воспитание в детских садах. В соответствии с общероссийским образовательным стандартом все обучение в московских школах ведется на русском языке. Придумали, правда, хитрую штуку, которая именуется "этнокультурным компонентом". В соответствии с ней этот самый компонент подается в школах в качестве перегрузки учебной программы на седьмых, а то и девятых уроках. Хочешь знать родной язык - перегружайся! Но ведь не все дети могут вытянуть, даже по состоянию здоровья, такую нагрузку.

И подобные нестыковки - по всем пунктам программы.

Московские татары не оставляют надежды возродить в столице полноценную татарскую школу. Лемма Гирфанова вкладывает всю душу в воспитание ребят на ценностях национальной культурыПока это - единственная на весь город средняя общеобразовательная школа №1186 с этнокультурным национальным компонентом, которой в канун юбилея великого татарского поэта Мусы Джалиля было присвоено, после настойчивых хлопот общественности, его имя. Возглавляет школу известный в столице педагог Лемма Гирфанова.

- Самым важным событием для нас стало то, что прошли аттестацию, - замечает Лемма Исхаковна.- Мои коллеги, уважаемые люди, руководители школ с этнокультурным компонентом для детей других национальностей, немало волновались по поводу предстоящей аттестации, а для нашего коллектива учителей и сотрудников это была просто возможность проверить себя. Радует, что все педагоги получили высокую оценку. Было очень интересно знать, что скажут наши дети в анонимном опросе "Нравится ли вам учиться в нашей школе?" Все без исключения ответили "Да"! У нас подобрался очень хороший и талантливый преподавательский коллектив. Сотрудники вкладывают всю душу в детей и в работу. Видим, как приходят учиться в школу и заниматься в кружки невостребованные дети, не нашедшие себя в обычных школах. А у нас они раскрываются. Пройдя воспитание через свою национальную культуру, дети учатся понимать другие культуры. Человек, который не знает своих корней, - неполноценный человек.

Здесь делается многое для того, чтобы ребята почувствовали причастность к большому татарскому миру. Тому способствуют и прекрасный музей, и внешкольные кружки. Есть и структурное подразделение "Центр", основной целью которого стало обучение и воспитание ребят на ценностях национальной культуры, истории и традициях народа. Корни пересохнут, замечает Лемма Гильфанова, и дереву не расти.

Гамира ГАДЕЛЬШИНА

Газета «Республика Татарстан», 2006 г.


Яндекс.Метрика free counters