ya_palomnik

На сайте нет рекламы

село Базлово Нижегородская область
Village Bazlovo the Nizhniy Novgorod region

ГлавнаяТатары в РоссииНижегородская область

Село Базлово (Бозлау)

11 июня 2009 г. село Базлово Спасского района Нижегородской области отпраздновало свой 400-летний юбилей.

Группа татарских селений расположена в бассейне Уронги (Ранги). Жители других татарских селений объединяют их общим названием "Ранга буе авыллары", относя к ним Метравыл (Андреевку), Паршу (Тукай), Ишеево, Базлово, Татарское Маклаково. Они примыкают к древнетюркским местам, расположенным в междуречье Пьяны, Суры и Волги – Бортсурманы, Ожгибовка, Большое и Малое Андосово, Лысково, Васильсурск, известным по памятникам булгарской и золотоордынской эпох (остатки булгарских городищ, мары-курганы, древние кладбища, клады татарских монет и др.) Базлово – одно из крупнейших селений этого региона. Татарское название – Бозлау.

Попытки объяснить значения слова татарской семантикой пока не увенчались успехом, хотя такое слово в татарском языке широко употребимо. Татарское слово "Бозлау" означает рев, громкий плач, завывание. Кстати, это название в других регионах не встречается. Нет приемлемого значения и в древнетюркских языках. На джагатайском языке "бозла" означает плакать, стонать, т.е. употребляется в том же значении, что и в современном татарском языке. Правда, в близкородственном караимском, а также в таранчинском языках есть слово "базлак" в смысле "подружиться". Не подходит для объяснения татарское корневое слово "боз" ("лед"), "баз" – употребляемое в смыслах "яма", "решительность, смелость" ("базымлы – базымсыз"), "чужой, неприятель", "согласие".

Слова с корнем "баз" имеются и в русском языке – В.И.Даль перечисляет целый ряд слов, употребляемых в смысле "кричать", "шумно и громко распоряжаться". По существу, это совпадает со значением татарского слова "бозлау". Л.А.Клименкова не решается применить его для объяснения названия Базлова.

Заслуживает внимания попытка объяснить значение слова "бозлау" чувашской этимологией в значении междуречья. Тем более, что чувашская и татарская этимология различаются по своим принципам – чувашская топонимика больше объясняется географическими условиями, а татарско-мишарская – антропонимикой – именами основателей.

Попытка объяснить название селения чувашским происхождением вполне оправдана исторически. В памяти жителей сохранилось предание о том, что татары поселились на месте чувашского селения. Есть сведения о том, что одно из старинных кладбищ принадлежит чувашам.

К чувашским памятникам относится сохранившееся мольбище – "кереметь". В записках известного краеведа Ф.Юнисова есть сведения о том, что одна из групп чувашей переселилась в Кочко-Пожарки из Базлова, что у них было своя кереметь и языческие обряды, жертвоприношения ("в жертву приносилась белая лошадь"), были обособленные улицы "чуаш дуры", чувашские роды. Отатаривание чувашей – одно из характерных явлений для этнической истории татарского населения нашего региона. Мы это наблюдаем на примере Татарского Маклакова, Кочко-Пожарок, Петряксов, Сафажая и др. татарских селений. Отатарившиеся чуваши были и в Базлове – еще в 1787 г. в Базлове жили татары с чувашской фамилией Чапаевы – у татар были свои Чапаи.

А.М. Орлов, "Нижегородские татары"


Яндекс.Метрика free counters