ya_palomnik

На сайте нет рекламы

село Ендовище Нижегородская область
Village Endovishche the Nizhniy Novgorod region

ГлавнаяТатары в РоссииНижегородская область

Село Ендовище (Йандауича)

Селение расположено в верховьях речки Субой, впадающей в р.Пара. Татарское название – Йандауича. Топоним широко распространен – в верховьях Дона, среднем течении Оки, бассейне р.Мокши – в Рязанской, Тамбовской, Пензенской областях, Мордовии встречаются более 20 селение с названием Ендовище. Имеется множество других объектов с названием "ендова" – котловины, овраги, болота. Топоним является объектом изучения многих исследователей. Большинство исследователей (В.А.Никонов, И.Г.Добродомов, Л.Л.Трубе) полагает, что в основе названия лежит русское слово "ендова", означающее широкий сосуд, в переносном смысле – большую котловину.

Недостаток указанных топонимических исследований заключается в том, что они не включают в научный оборот тюркскую этимологию слова, хотя известно, что некоторые из мест, где получил распространение топоним "ендова", когда-то были населены татарами или в настоящее время являются татарскими селениями. Правда, признается, что башкиры и чуваши употребляют слова "йантау", "йантык". Вместе с тем предпринимается попытка объявить слово "ендова" литовским словом, попавшим в славянскую среду в результате каких-то переселений.

Между тем, слова "йантау" и "йантык" широко употребляются в других тюркских языках, в частности, в татарском, в его мишарском диалекте. В тюркских языках указанные слова означают "бок", "косой" и используются для обозначения косогоров, котловин, лощин, низменных болотистых мест. В Цивильском уезде Казанской губернии (современная Чувашия), например, словом йандауш обозначен овраг. Рядом с селением Архангельское современного Шатковского района словом "йантау" названа котловина на склоне возвышенности. Кстати, последнее известно как татарское место – в XVI-XVII вв. здесь по обе стороны реки Теша находились татарские селения.

Вернемся к названию татарского селения Йандауича. Трудно согласиться с утверждением о том, что в основе его названия лежит только слово "ендова". Скорее всего, оно от татарского слова "йантау". Во-первых, местоположение современного Йандауича не схоже ни с сосудом, ни с котловиной. Рельеф местности больше всего подходит к понятию косогора. Такой же рельеф был и на старом месте селения, когда оно находилось рядом Чернухой. Во-вторых, у татар-мишарей наиболее употребляемыми словами являются слова "янтау", "янтык", а не "ендова".

У местных татар сохранилась старинная поговорка, в которой отражается специфика названия.

Йандовича кособока,

Карга желанна,

Чюмбэли – как Мекка,

Ключище подобне Москве

Возможно, название сохранилось со времен кочевого скотоводства, Это кочевники-скотоводы оценивали местность мерками, исходя из своих запросов. В окрестностях современного селения были удобные пастбища, а у подножья косогора в сторону Ключища было стойбище, стан скотоводов, о чем свидетельствует самый крупный археологический памятник в этом крае – мар-курган окружностью 120 саженей. Он расположен рядом с самыми богатыми пастбищами долины Субоя. Традиция захоронения в марах имела место в XIII-XIV вв. К сожалению, этот мар, как и мары в окрестностях других татарских селений, был раскопан искателями кладов еще до научного обследования, поэтому содержание кладов осталось неизвестным.

Первое упоминание Ендовища относится к 1647 г. В документе говорится о том, что алатырские выезжие казаки наделяются поместьями при деревнях Ендовище, Уразовка и др. "в их оклады и в оброк". В этом же сообщении упоминаются более обширные поместья мангушевских и кечасовских мурз, а также мурз чувашских и мордовских, находившихся по соседству с татарами.

Как установлено, эти татары выполняли казачью службу в Инсарской крепости (к югу от Саранска), совмещая ее с ведением хозяйства на прикрепостных землях. Служба была очень трудной. Вести хозяйство не хватало ни сил, ни времени. Никакого довольствия власти этим казакам не выделяли, хотя они обязаны были сторожить огромные территории, включающие реки Дон, Камышенка, укрепление, крепости. В своем донесении в Москву Инсарский воевода вынужден был признать, что "… казачьи службу татар и мордву ныне впусте и пашни залегли. А те де татарове и мордва померли на твоей, великого государя, службе на Дону и на Камышенке, а детей после их у многих не осталось. А иные татаровя и мордва и их дети, покиня службы бежали… сошли старые свои тяглые земли и на новые дачи".

Вернувшись на свою родину, татары были наделены крупными владениями (от 50 до 200 четей и более, если перевести на современные меры измерения от 150 до 600 га в трех полях). Своими землями они делятся с татарами-беженцами из Костромы, Орехово-Зуева, выделяют земли татарам Трех-Озерок. Приютили они и татар, вытесненных из Мангушева.

При освещении истории названия селения возникает еще один вопрос, связанный с местностью, откуда они вернулись к себе. В окрестностях упомянутого выше Инсара имеется два селения с названием "Ендовище" – татарское селение Яндавище и Русское Ендовище. Связь между этими селениями и Йандаушчой на Паре, безусловно, есть.

В Инсарском уезде имеется татарское селение Ключище, жители которого, как и Яндавища удержались в исламе, тогда как большая часть мордвы и татар окрестных селений обращена в христианство. Алатырские татары (татары Припьянья относились к ним), находясь на службе в окрестностях Инсара, обосновали казацкое поселение и назвали его старым. Часть из них осталась здесь на постоянное жительство. Кстати, селение расположено на косогоре, напоминающем рельеф местности Йандаучи.

Инсарское Яндавище знаменито тем, что оно выступало мусульманским центром Пензенской губернии. Здесь в начале XIX в. находился ахун, ведавший всеми мусульманскими общинами губернии.

А.М. Орлов, "Нижегородские татары"


Яндекс.Метрика free counters