ya_palomnik

На сайте нет рекламы

село Грибаново Нижегородская область
Village Gribanovo the Nizhniy Novgorod region

ГлавнаяТатары в РоссииНижегородская область

Село Грибаново

На протяжении всего XVIII в. служилые татары владели «грибановскими» землями. Государство наделило их удобной пашней в размере 2066 десятин.

Жители деревни занимались разведением пчел, скотоводством, медвежьим промыслом. Однако основу хозяйственной жизни традиционно составляло земледелие: выращивали рожь, ячмень, картофель и др. К концу XVIII в. (1790 г.) здесь насчитывалось 115 дворов (357 душ мужского пола, 271 — женского). Грибаново стало одним из самых крупных и успешно развивающихся татарских селений. Мусульмане обладали должными средствами для возведения деревянной мечети, которая была построена к 1797 г. Село Грибаново

В 1812 г. численность прихожан составила 892 человека. С этого времени умма взяла на себя расходы по содержанию собственных мулл. Рахметулла Хаймурзин, утвержденный имамом в 1811 г., получал 50 рублей ежегодно. Вместе с ним совершал обряды Ярмухамят Алтышев, признанный общиной знатоком религиозного культа и избранный ею на должность азанчея. В 1822 г. его место занял Северьян Юсипов, не менее достойный священнослужитель . В середине XIX в. (1849 г.) деревня представляла собой достаточно развитое в экономическом плане селение. Здесь проживало более 1000 жителей (согласно результатам ревизии 1834 г., насчитывалось «душ мужского пола — 519, женского — 556») и располагалось 170 дворов (см. карту). В это время пришло новое поколение религиозных деятелей. Имамом первой мечети долгое время являлся Ходжесихмят Жедиханов, человек уважаемый и обладавший материальным достатком. Именно он в течение 1863 г. с семьей совершал паломничество в Иерусалим. Там досточтимый имам посетил одну из крупнейших мусульманских святынь — мечеть Куббат-ас-Сахра («Купол скалы»). Во время его отсутствия обязанности муллы выполнял Рызван Невмятуллин совместно с родственником X. Жедиханова, Абдюрханом Жедихановым. Им в помощь махалля определила азанчеем Нурмухамета Мурездинова.

В 60-е гг. того же столетия мусульмане сочли необходимым выстроить вторую (пятивременную) мечеть. Первая уже не могла вместить всех верующих (1452 человека в 1859 г.). С 1864 г. на религиозной службе во втором приходе находился Багаутдин Рахметуллин . К молитве мусульман призывал муэдзин Насибулла Мухетдинов. Грамотные и ученые духовные лидеры преподавали догматы вероучения в начальных школах при мечетях. В деревне к 1878 г. существовало 3 мектебе, в которых 80 детей постигали азы ислама.

В начале XX в. деревню украсило здание третьей соборной мечети. Состоятельные жители села изыскали средства на ее строительство, которое завершилось в 1903 г. Один из прихожан, Алеев, являясь одним из «меценатов» этого строительства, указывал: «По доброй своей воле и без всяких с чьей-либо стороны принуждений на собственные свои средства я желаю выстроить... третью соборную мечеть...». Люфтрахман Муклинбаев и Мухамят Садеков возглавляли новый приход.

В годы первой мировой войны имамы М. Рызванов, Б. Рахметуллин, М. Садеков, опираясь на поддержку односельчан, производили денежные сборы в пользу раненых.

В сложные 20-е гг. мечети сохраняли свою связь с верующими, и деятельность приходов не прекращалась. Члены общины доверяли исполнение религиозных обрядов прежним имамам: А. Муклинбаеву и Абдулле Абдрахманову. Они служили в приходе второй соборной мечети (в 1938 г. она оценена в 1500 рублей). Вместе с тем, появились новые фигуры: муллой первой мечети стал Бахутдин Жамалетдинов, а настоятелем третьей — Мустафа Губендуллин.

Общее собрание прихожан 27 сентября 1938 г. под воздействием обстоятельств приняло решение передать «пустующее» здание второй мечети под школу. В 1939 г. началось переустройство храма.

В послевоенный период верующие собирались на молитву в частных домах. Приходило обычно человек 10. Во главе незарегистрированной властями общины стоял А. Муклинбаев (1884 г. р.).

После длительного перерыва в селе вновь действует с 1991 г. мечеть, имамом которой является Касым Хасянов (1933 г. р.).

История исламских общин Нижегородской области

Сенюткин С.Б., Идрисов У.Ю., Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н.

Нижний Новгород, 1998 г.


Яндекс.Метрика free counters