ya_palomnik

На сайте нет рекламы

село Красная Горка Нижегородская область
Village the Red Hill the Nizhniy Novgorod region

ГлавнаяТатары в РоссииНижегородская область

Село Красная Горка (Сафаджай)

Одно из крупнейших татарских селений – Красная Горка – расположено на реке Малая Медянка, левом притоке Суры. По преданиям, селение образовалось в середине XV в. 8 вольными поселенцами из Астрахани и 4 выходцами из мещерских мест, присоединившихся к первым поселенцам спустя 50 лет. Долгое время селение носило странное название – Собачий Остров, в простонародии – Сабачай. Так записал татарское название селения сто лет тому назад ученый В.К. Магницкий со слов сабачайского татарина Хусаина Мухаммадиева. При этом были записаны и названия некоторых других татарских селений. Вот они – Питракс, Арбишша, Краснай, Мунчали, Новые Мунчали, Дюрт уле, Яндавишша, Пашад, Кызыл Яр, Бузлау, Муклаука, Мадна, Чумбали.

Переименование селения было произведено в послевоенные годы по причине неблагозвучности, оскорбительного характера названия. Новое название – "Красная Горка" плохо приживается из-за слабой обоснованности – селение расположено не на горе, а в котловине.

В последнее время в татарской печати и простонародии широко используется топоним Сафаджай. Восстановление татарских названий селений началось с Сафаджая. Инициаторами вышли учителя во главе с руководителями школы Р.Ф.Ибрагимовым и С.В.Сабировым. Для этого у интеллигенции села было весьма убедительное основание – записи мулл, восстановленные после пожара во второй половине XIX в. Известные муллы Сафаджая Салих ибн Сулейман (умер в 1844 г.) и Тохтар (умер в 1861 г.) называли селение Сафаджаем. Кажется, что население встретило восстановление названия с большим удовлетворением. Село вернуло себе свое благозвучное название.

Сафаджай – сложное образование, состоящее из двух корневых слов – арабского слова "сафа", употребляемого для выражения особого состояния души – блаженства, спокойствия, покоя, безмятежности и тюркского слова "джай", означающего "лад, порядок", употребляемого в смысле местоположения. Сочетание этих двух слов означает "место для покоя, блаженства". Такое представление о выбранном для поселения месте с умеренно теплым и влажным климатом -–прибывшим сюда из знойных астраханских степей, естественно, могло показаться райским уголком.

Однако, есть и другая версия его названия. Дело в том, что название селения звучало не как Сафаджай, а как Сабачай. Есть предание, в котором говорится о том, что первые поселенцы обосновались на островке между двумя речками – Малой Медянкой и Сабачайкой. Здесь они обнаружили несколько диких собак и потому, якобы, назвали свое поселение Собачьим Островом. Хотя трудно поверить тому, что первые поселенцы – татары по духу и языку, не владевшие русским языком, - назвали свое селение Собачьим Островом.

У топонима "Сабачай" должно быть собственно татарское содержание. По нашему мнению, Сабачай, как и Сафаджай, состоит из двух корней. Это – "саба" и "чай". "Саба" – широко распространенное татарское слово, употребляемое в различных значениях. "Саба" – широко распространенное среди татар собственное имя и, прежде всего, в низовьях Волги. Например, среди основателей Кочко-Пожарок, прибывших как раз из низовьев Волги, мы встречаем татар с именем Саба: Саба – отец мурзы Кучкая и Саба – его соратник, положивший начало другому кочко-пожарскому роду.

"Саба" – название одного из булгарских племен, переселившихся из Приазовья и Нижнего Поволжья в Камско-Волжскую Булгарию. В результате контактов с другими племенами возникло новое племя, известное как "собакуляне". Известно еще одно значение слова – словом "саба" тюрки обозначали тихий южный ветер ("саба жиле").

Вполне вероятно, что в основе названия Сабачая лежит корневое слово "саба" в одном из этих трех значений. В данном случае это может быть этноним, название племени. Есть же этноним такого типа "карачай", закрепившийся за одним из родственных с булгарами народов Северного Кавказа. У людей, так далеко оторвавшихся от своей исторической родины, вполне закономерно появляется желание назвать селение именем своего этноса. Имеется множество селений с названием этнонима – "буртасы", "мещера", "можары", "ногаи", свидетельствующие о том, что они оказались в другой этнической среде.

Однако суть проблемы заключается в смысле словосочетания, включающего слово "чай". Известно, что слово "чай" в древнетюркских языках означает реку. Примером смыслового словосочетания может служить этноним "Карачай", означающий буквально черную реку, т.е. реку подземного, ключевого, родникового питания в противоположность белой реке, питающейся талыми водами.

Вернемся еще раз к названию Собачий Остров. При этом следует иметь в виду, что название селения формируется в общении с жителями соседних селений. Собачьим Островом селение могли назвать жители присурских русских селений, появившихся здесь уже во второй половине XIV в., но уже по другой причине. У тюркских племен, родов была традиция иметь собственного тотемного животного, покровителя. У булгар такими животными были барс, волк. Ныне силуэт барса введен в герб Республики Татарстан. По свидетельству Г.В.Вернадского, таким тотемом у ногайцев была собака. Вполне вероятно, что на домах жителей Сафаджая были изображения собаки, что могло послужить поводом для названия селения Собачьим островом, оказавшимся островком в окружении чужих племен. Кстати, у кипчакских племен почетными считались личные имена с названиями и кличками собак (кобяк – название крупной собаки, барак – мохнатой большой собаки, боняк – собачка с белой шеей и т.д.).

Таковы некоторые соображения о названии одного из древнейших татарских селений Присурья.

А.М. Орлов, "Нижегородские татары"


Яндекс.Метрика free counters