ya_palomnik

На сайте нет рекламы

село Овечий Овраг Нижегородская область
Village the Sheep Ravine the Nizhniy Novgorod region

ГлавнаяТатары в РоссииНижегородская область

Село Овечий Овраг (Койсуы)

Селение расположено на речке, впадающей в Пьяну со стороны Татарской Степи. О времени его образования ничего не известно. Следует заметить, что селения с таким названием в других районах Поволжья не встречаются. Есть лишь гидронимы – реки, речки с подобным названием в значении "овечья вода" в среднем течении Волги (в правобережье в районе Самары) и на Северном Кавказе – один из притоков Каспийского моря. Первым из ученых на своеобразие названия обратил внимание побывавший в татарских селениях Нижегородского края Г.Н. Ахмаров. Он перевел топоним как "мутная вода". Однако с этим объяснением согласиться нельзя, потому что татарское название звучит не как мутная вода ("куе су"), а как "куй суы" - "овечья вода" или "вода для овец".

Здесь следует пояснить, что "куй" – это мишарское название овцы. Так же называют овцу казахи, узбеки, алтайский и крымские татары. В татарском литературном языке овца называется "сарык", а куй применяется в значении "курдюк", "куй сарыгы" означает "курдючную овцу".

Топоним Овечий Овраг, без сомнения, из лексикона скотоводческих племен. Название отражает особенности ландшафта местности – возвышенные пастбища, суходолы, удобные для овец места для водопоя. Плоские пастбища тянулись на многие километры безлюдной гористой местности по правобережью Пьяны от современной Вязовки до Мамешева - до второй половины XVI в.). Эти мордовские селения находились на противоположной, левой стороне Пьяны. Овечий Овраг, местность, где находится селение, служил станом для овечьих отар и их чабанов. Позднее здесь и образовалось современное татарское селение с древним традиционным названием.

Овечий Овраг вошел в историю духовной культуры татарского населения края как селение, где было создано первое медресе после легализации мусульманских организаций в конце XVIII в. Оно содержалось на средства мугаллимов Абдуллы Желила и Фейзуллы Абубякерова. Их могилы, а также могила организатора медресе Садека абзы почитаются как могилы святых. Любопытна была реакция властей на его открытие медресе – оно было воспринято как вторая "академия". В его деятельности действительно было много интересного – преподавались не только основы ислама, но и такие восточные языки как арабский, турецкий и персидский, а также арифметика. Под первой "академией" подразумевалось не учебное заведение в обычном понимании, а система обучения медведей – край славился учеными медведями, которых водили татарские и русские поводильщики по всей России.

А.М. Орлов, "Нижегородские татары"


Яндекс.Метрика free counters