ya_palomnik

На сайте нет рекламы

деревня Пица Нижегородская область
Village Pitsa the Nizhniy Novgorod region

ГлавнаяТатары в РоссииНижегородская область

Деревня Пица

Название села имеет разные объяснения: обычно говорят о происхождении названия этого населенного пункта от наименования реки Пица. А Пица как название реки возводится к мордовскому (эрзянскому) корню «пиче», что означает «сосна». На берегу реки в 1—2 км к югу от нынешнего места обосновались в начале XVII в. люди мурзы Кучкая. В документе, датированном 1606 г., упоминаются «арземасские тотаровя деревни Пицы». В 1611 г. сын Кучкая Семакай участвует вместе с другими служилыми татарами в разделе земли там, где сейчас расположилось село.

Кроме того, старожилы хранят в своей памяти ряд легенд, которые помогают понять происхождение слова Пица. Одна из них связана с ошибкой, допущенной чиновником при описании деревень. Якобы, прежнее название русской деревни Спица с утратой одной буквы было перенесено на деревню Абай. Таким образом, деревня Абай, расположенная рядом со Спицей, и приобрела название Пица.

История уммы этой деревни тесно связана с возникновением первой мечети. Наиболее ранние из имеющихся в нашем распоряжении материалов фиксируют конец XVIII в. как время существования первой (и единственной) соборной мечети с числом прихожан около 400 (число дворов 70). Жители деревни издавна занимались медвежьим промыслом. С 1782 по 1806/7 гг. мечеть оставалась без муллы, службы «отправляли» образованные люди из этой же деревни. В 1806 г. количество дворов в ней возросло вдвое — до 143; прихожане исчислялись в 416 душ.

К 1810 г. были избраны три религиозных служителя. Первым имамом и мударисом с 1807 г. стал Рахмятулла Адепшин с жалованием от общества 60 рублей в год; вторым муллой был Канюк Шаев. С 1813 г. на посту азанчея оказался брат одного из мулл Урмахат Адепшин.

Существование одной мечети тогда уже не могло устроить общину, насчитывавшую в 1859 г. более 2000 прихожан (рост с 1000 до 2000 за полвека). Постепенно увеличивалось число храмов: если в 1830 г. действовала только одна соборная мечеть (мулла Канюк Кисаков), то уже к 1878 г. их было четыре. Около 1840 г. усилиями уммы была построена третья соборная мечеть. Священнослужителями в ней были отец и сын Невмятулла Кутейлетдинов (с 1836 г.) и Низаметдин Невмятуллин (с 1863 г). Вторая соборная мечеть, по всей видимости, возникла еще раньше, но первые упоминания о ней относятся к 60-м гг. XIX в., когда в 1866 г. её имамом стал 23-летний Мухаммед Зарип (Зариф) Ибрагимов. (Его отцом был прежний азанчей этой мечети Ибрагим Исмятов). Фахретдин Ряхимов стал азанчеем при этой мечети в 1869 г. Четвертая, пятивременная, мечеть строилась в 70-е гг.; активное участие в этом строительстве принял её будущий мулла Багаутдин Шарафетдинов (1848 г. р.).

Старейшая здесь первая мечеть продолжала действовать. Обязанности имамов в ней исполняли Амирхан Наршатуллин (с 1852 г.) и Сейтбаталл Абдул Валеев (с 1870 г.). На место азанчея в 1877 г. приход избрал Алима Шагимириазова. В это время община взяла на себя расходы по содержанию трех учебных заведений с общим числом учащихся в 122 человека, где обучали арабскому и татарскому языкам, а также грамотному чтению Корана . Кроме того, с 1878 г. усилиями губернских властей в этой деревне была создана «татарская одноклассная школа». Она находилась в ведении службы народных училищ; в её учебный план, кроме прочего, был включен и русский язык.

В начале XX в. строительство храмов продолжается. Вслед за пятой соборной мечетью, построенной в 1909 г. на пожертвования Зарифа Схубянова (Севбянова), в 1912 г. появилась и шестая. В это же время приходят и новые священнослужители. Вновь выстроенную пятую мечеть возглавил с 1910 г. Осман Низяметдинов, успешно закончивший религиозное обучение в Казани. Тогда 24-летний Осман был характеризован прихожанами как человек, «знающий шариат, русский язык, жизни трезвой, поведения хорошего». Однако при вступлении Османа в должность возник конфликт, связанный с тем, что пятая соборная мечеть строилась Зарифом Севбяновым с расчетом на то, что его сын Исхак станет муллой. Но поскольку Исхак еще не отбыл воинскую повинность и не получил образования (он учился в Казани), умма «приговорила» к должности Османа Низяметдинова, что и послужило причиной недовольства 3. Севбянова и основой конфликта. И все-таки было решено избрать имамом О. Низяметдинова. Позже его помощником был избран Мухамят Шакер Алимханов. Имамом шестой мечети в 1913 г. стал её устроитель Хамза Абдул Жабба-ров (1883—1938). «Избрали муллой к этой мечети однодеревенца нашего, всеми уважаемого Хамзу Абдул Жаббарова, 26 лет, отбывшего воинскую повинность и не состоящего под следствием и судом ни за какие преступления или даже проступки». Получив четырехклассное образование в Княгининском городском училище и выдержав испытание на знание русского языка, установленное для кандидатов на должность сельского муллы (26 апреля 1911 г.), Жаббаров, имея к тому же богословские знания, полученные у пензенского губернского ахуна Патеева, был утвержден в должности имама Нижегородским губернским правлением. К присяге его приводил мулла первой соборной мечети села Кочко-Пожарки Юнис Фейсханов.

В 1914 г. имамом первой соборной мечети прихожане избрали Дистиан-гера Сейтбаталлова — человека «благонадежного», весьма сведущего в обрядах. Его отцом был мулла этого же прихода Сейтбаталл Велиулин. С. Велиулин был уже в преклонном возрасте и поэтому не возражал против прихода сына на эту должность. ОМДС была проведена соответствующая проверка знаний Дистиангера и в Нижегородское губернское правление отправлена информация, помеченная октябрем 1911 г., что «он оказался способен быть имамом и мугаллимом». После заявления «о непринадлежности к нелегализированным партиям» и успешно пройденного им испытания на знание русского языка, Сейтбаталлов был утвержден в должности и приведен к присяге.

Настоятелем второй мечети вместо заболевшего Жафара Зарипова (унаследовавшего эту должность от своего отца Мухаммеда Зарипа Ибрагимова) умма избрала Бедретдина Мулюкова (1859—1941). В его отсутствие обязанности имама исполнял муэдзин Сабер Султанов.

После 1917 г. упомянутые служители культа продолжали исполнять свои обязанности. В 20-е гг. имамы пытались привлечь в мечети новое поколение, однако им было трудно соперничать с идеологическим давлением властей и мощной антирелигиозной пропагандой. В середине 20-х гг. власти провели учет мечетских зданий. Их стоимость оценивалась в размерах от 90 до 1530 рублей . В 1927 г. прихожане Пицы зарегистрировали шесть приходов, во главе которых стояли следующие муллы: Хамза Абдул Жаббаров, Бедретдин Мулюков, Шарафетдин Низяметдинов, Каюк (Каюм) Багаутдинов, Шакер Алимханов и Осман Низяметдинов, Хиангер (Дистиангер) Сейтбаталлов.

Еще в 1920 г. власти открыли в селе библиотеку. И все же дело советского образования развертывалось крайне медленно. Так на 3648 жителей (в том числе детей от 6 до 16 лет — 1081 человек) приходился всего один учитель, а школу посещали лишь очень немногие (75 человек из указанных 1081).

30-е гг. ознаменовались репрессиями против служителей культа и повсеместным закрытием храмов; это шло на фоне «единодушного одобрения верующих». Так, в 1930 г. прекратили существование два прихода, а мечети (вторая и шестая) были переоборудованы под школы. В августе 1933 г. имам второй мечети Б. Мулюков был осужден к трем годам лишения свободы условно . Настоятель шестой мечети X. Жаббаров, обвиненный в связях с зампредом ЦДУМ К. К. Тарджимановым, был взят под стражу в ноябре 1937 г., осужден и казнен в январе 1938 г. Третья соборная мечеть с 1938 г. стала пионерским клубом. В ответ на запрос властей о «перегибах» при закрытии мечетей один из активистов СВБ указал на следующие детали: 1) «когда решался вопрос о ликвидации мечети большинство присутствующих составляли несовершеннолетние; 2) после собрания молодежь направилась в мечеть с гармошкой, а учет имущества совершался при всей массе народа».

В 1939 г. была закрыта четвертая соборная мечеть. А её мулла Каюм Багаутдинов (1895 - 1938) еще ранее, в 1937 г. арестованный органами НКВД, в 1938 г. был расстрелян. Обвинения в адрес муллы включали в себя довольно безграмотные и надуманные упреки в том, что он имел «...спайку в данном здании (четвертой мечети) с верхошками (то есть кулаками, торговцами и т. п. элементами)...». Семья муллы Багаутдинова еще в мае 1931 г. была лишена возможности существовать: имея в виду «нетрудовые заработки» престарелого имама и его сыновей, власти предписали им выплатить крупную сумму индивидуального сельскохозяйственного налога (479 рублей 28 копеек). Никакие апелляции муллы не помогли — в итоге все имущество семьи (дом, хозяйственные постройки и др.) было распродано. В 1931 г. Кемаль (Каюм) Багаутдинов в жалобе властям писал, что «отец (ему тогда было 83 года — авт.) и я живем у чужих людей...».

В 1940 г. исполком Краснооктябрьского райсовета удовлетворил ходатайство о передаче первой соборной мечети под пионерский клуб. Здание оценили в 3000 рублей. На снятие минарета было намечено выделить 550 рублей. 21 октября 1940 г. исполком облсовета согласился с решением райсовета. Мечеть была закрыта. К 1941 г. был ликвидирован последний храм в этой деревне — вторая соборная мечеть, а здание приспособлено «под врачебный пункт» .

После репрессий и ликвидации всех мечетей мусульмане села молились в частных домах, например, у Файрузы Батталовой, а в летнее время на кладбищах. В послевоенное время обязанности мулл исполняли С. Юсипов (1888 г. р.), Исмагил Даутов, Абдулгани Макжанов, Абдулла Исхаков и Фаяз Якупов. В 70-е гг. обязанности имама взял на себя Абдулахат Аляутдинов.

В 1989 г. «религиозное общество» мусульман села Пица было официально зарегистрировано (председатель — Карим Шаймурзин, 1933 г. р.). Вскоре в центре селения была возведена усилиями уммы новая мечеть. На это было израсходовано 29693 рубля. В 1998 году была открыта еще одна мечеть.

История исламских общин Нижегородской области

Сенюткин С.Б., Идрисов У.Ю., Сенюткина О.Н., Гусева Ю.Н.

Нижний Новгород, 1998 г.


Яндекс.Метрика free counters