ya_palomnik

На сайте нет рекламы

История деревни Тайчи Тевризского района
History of Taychi village, Tevriz region

ГлавнаяТатары в РоссииОмская область

Сабантуй 2019 года
фото: tatarstan-omsk.ru

История деревни Тайчи Тевризского района

Деревня Тайчи находится в Тевризском районе Омской области на берегу реки Иртыш. Рядом проходит автомобильная трасса, связывающая с ближайшим городом Тара (расстояние около 110 км) и областным центром, до которого 450 км.

История возникновения

Территория деревни в XVII веке относилась к Коурдакской волости (в некоторых источниках — Каурдакская). Миллер, упоминая острог писал, что это был образованный в XVI в. с целью защиты от нападения калмыков и казахов татарский городок. Населенных пунктов с названием Тайчи в источниках того периода нет. Б. О. Долгих же в своей работе пишет, что в этой волости в 1625 г. находилась д. Тенкешова, с общей численностью населения в двадцать четыре человека.

В «Хорографической чертежной книге» С. У. Ремезова (1697–1711) наиболее близко к месту современного расположения деревни находятся юрты Тепкашские изображенные на листе 91 (разница лишь в том, что деревня указана на другой стороне реки). А вот деревни Тенкешова уже нет. Вероятнее всего речь идет об одном населенном пункте. В этой местности им обозначены три объекта с названием Тепкашцы. Здесь следует отметить, что ранее рядом с д. Тайчи, на противоположном берегу Иртыша располагались 2 маленькие татарские деревни: Жәйләу (Летнее) и Кышлау (Зимнее). Само название деревень говорит о сезонности их использования. Жители этих деревень переехали в Тайчи во время ВОВ и укрупнения колхозов.

В путевых записках Г. Ф. Миллера (1734) упоминается д. Тепкаш-аул (Tepkatsch-aul) на р. Иртыш. В 1795 г. в Тепкашской проживало 145 мужчин, 125 женщин из ясачных татар. По состоянию на 1868–1869 гг. в есть сведения о двух населенных пунктах Тепкашская Зимняя и Тепкашская Летняя, указано, что они расположены на правом берегу Иртыша. В них проживало в общей сложности 40 мужчин и 37 женщин и было по 7 дворов. В этом же Списке населённых мест Российской империи отмечена деревня инородцев Топчи на левом берегу Иртыш, она расположена между Шухово и Ивановым Мысом, что соответствует современному расположению д. Тайчи. В этом населённом пункте был 41 двор и проживало 87 мужчин и 94 женщины. Указаны мечеть, земская станция, волостное правление. В общем, это крупное поселение с административными функциями. Предположение о том, что Топчи — это Тайчи, подтверждается данными атласа Российской империи от 1871 г., где на карте Тобольской губернии есть Топчи расположенная на месте современной деревни Тайчи.

Анализируя вышесказанное можно прийти к выводу, что деревня несколько раз меняла свое название: в 1625 г. она называлась Тенкешова; в 1701 г. название поменялось на Тепкашцы; в 1800-х гг. появляется название Топчи; в 1820-х гг. деревня приобретает современное название Тайчи.

О возможных причинах смены названий деревень этого края в источниках говорится следующее: В Коурдакской волости к началу XVIII в. находились деревни: Кова (Кау), Кочеук, Сартаул, Ош-Тамак, Аю, Байгальдеева, Танкешева, Ташетканы, Ихир, Люделак, Нижний Коурдак. Названия деревень часто менялись по имени мурзы или старейшины деревни. Лишь в конце XVII в. стали устойчиво повторяться названия Чиганы, Тайчи, Байбы. Некоторые юрты имели зимние и летние жилища в пойме реки и на горе, куда жители переселялись во время разлива рек, по-прежнему сохраняя селения и в пойме рек.

В Тайчах сохранилась легенда о миссионерах из рода Ниязовых, прибывших из Бухары. Они выехали из Бухары на тридцати девяти подводах, в каждой подводе по две лошади, забрав часть своего состояния: одежду, орудия труда, необходимый инвентарь домашнего обихода, товары повседневного спроса, продукты, шёлковые и бумажные ткани, украшения и платки, которые менялись по пути на продукты питания. Основной целью было распространение ислама. Позже из Бухары прибыли роды торговцев Аширбаевых и Сайтбагиных.

Однако в большинстве письменных источников значится, что деревню основали поволжские татары. «Тайчи были заселены, ориентировочно, в 1720 г. татарами, переселившимися с правого берега Иртыша. По переписи населения XIX в. там числилось шестьдесят дворов. В 1926 г. в селе размещался сельский совет, объединивший близлежащие поселения Летнее, Зимнее, Новоникольск». Эти данные находят подтверждение в другом источнике. Согласно ему деревня была основана примерно в 1720 г. татарами, которые переселились с правого берега Иртыша. Позже прибыли переселенцы из Казанской, Самарской, Симбирской губерний.

С этими данными согласны и старожилы деревни. Они утверждают, что, в Тайчи прибыли Алеевы, Галеевы, Джалиловы, Латыповы, Манашовы и Сайфутдиновы с Поволжья (часто упоминается Бугульма, Казань и Самара).

Происхождение названия

Здесь следует отметить, хотя в энциклопедиях и на карте деревня значится как «Тайчи», сами тайчинцы до сих пор называют свою деревню по-своему «Туйчэ». В этом случае при попытке перевода названия следует обратить внимание на слово «туй»:

1. «Туй» — в переводе с татарского языка означает праздник, свадьбу. Туйчы — праздничная, свадебная деревня. Это один из самых распространенный в деревне переводов названия.

2. «Туй» — глагол «наешься»; здесь говорится об обилии всего. Туйчы — кормилица. Огромное количество лесов позволяло заниматься охотой, на болотах собирались ягоды. Татары издавна занимались рыболовством, чему способствовало большое количество рек и озёр.

3. От имени Тайчи — конюх. «Тай» — жеребёнок + -чы < пастух. Подобные личные имена отражают культурно-бытовой уклад жизни татар. Основным занятием татар, проживающих в Сибири была охота и рыбная ловля. В настоящее время в деревне в значении «жеребёнок» используется слово «тайчак». Под словом же «тай» подразумевают более взрослых особей, молодняк.

4. Имя Тайчи также могло быть образовано от крымскотатарского слова тай «тюк, кипа» + суффикс деятеля -чи (ду). Тайчи— «человек, который делает тюки».

5. От мужского имени Тайчи. Нельзя говорить с уверенностью, о правильности лишь этого перевода, но имя было достаточно распространенным. Его носители фигурируют в грамотах XVII–XVIII вв. Например, в ясашной книге Туринского уезда 1601 г. записан Талячин юрт, в котором жили вогулы Тавлей Тайчин и Ермамет Тайчин. А во время Пугачевского восстания на Южном Урале 1773–1774 гг. на стороне повстанцев со своим отрядом сражался хорунжий Красногорских казаков, татарин Юмак Тайчинов, у которого в октябре 1773 г. «ворами киргис-кайсаками было угнато с полеваго корму четыре лошади и семь коров».

5. Тайша (тайчи), мурза — «титул у некоторых местных народов Сибири». В переводе с монгольского «тайщи/тайши» означает «знатный человек» . Мурза «глава татарской волости», тайша (тайчи) «титул у некоторых местных народов Сибири» и др. Интересно, что Г. Ф. Миллер в своих «Путевых описаниях» упоминает некоего Тайчима, который около 1741 г. был ахуном (ахун — мусульманский богослов, учёный мулла), а «его предок был из рода Сабанаков».

Этнический состав жителей

Сегодня тайчинцев можно разделить на три группы: самые многочисленные потомки поволжских татар, коренные сибирские татары и потомки бухарцев.

Деревня сегодня

В деревне осуществляют свою деятельность средняя общеобразовательная школа, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, сельская библиотека и сельский дом культуры.

На стадии ремонта находится мечеть.

От ПАО «Обь-Иртышское речное пароходство» в деревне действует бригада на теплоходе «Лебедь».

Работают 3 частных магазина, пилорама и пекарня.

По данным на 2010 год в деревне проживает 495 человек.

Знаменитые земляки

Алимова (Вильданова) Райхана Хабибулловна. 1921 г.р. Отличник народного образования, поэтесса.

Гизатулина Нуржиян Ахметовна. 1939 г.р. Уроженка деревни Байбы Тевризского района. Большую часть жизни прожила в Тайчах. Поэтесса.

Галеев Минир Хамитович. 1941 г.р. За подвижнический труд он заслуженно удостоен высшей награды ассамблеи — Золотой медали “Бiрлiк”. За сохранение и развитие в диаспоре нравственно-культурных ценностей глава Республики Татарстан присвоил ему почетное звание “Заслуженный работник культуры Республики Татарстан”. Он почетный дорожник Казахстана, а в родном городе Павлодаре — “Почетный гражданин”.

Латыпов Ильнар Минливалиевич. 1974 г.р. Спортсмен.

- 1999 г. — призер чемпионата России по легкой атлетике среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата;

– до 2003 г. — неоднократный чемпион и призер чемпионатов России по легкой атлетике;

– в 2003 г. был принят спортсменом-инструктором по адаптивной физической культуре в государственное учреждение «Омский областной специализированный спортивный центр Паралимпийской подготовки»;

– ежегодно участвовал в спортивном мероприятии «Сильные духом»;

– в 2001 г. — чемпион по пауэрлифтингу на сельском культурно-спортивном празднике «Королева спорта»;

– многократный призер чемпионатов области и России по толканию ядра и метанию диска;

– с 2008 г. начал заниматься пауэрлифтингом, успешно выступил как член сборной России по пауэрлифтингу на чемпионате мира в г. Куала Лумпур (Малайзия);

– в 2009 г. занял «серебро» среди спортсменов года на международных соревнованиях по пауэрлифтингу;

– в марте 2010 г. занял «серебро» в чемпионате России в г. Ханты-Мансийске, выжав 180 кг;

- в октябре 2011 г. завоевал «золото» на кубке России в весовой категории 82,5 кг;

– 12 февраля 2012 г. завоевал «серебро» на Открытом чемпионате по пауэрлифтингу среди спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата (среди ста спортсменов из тридцати регионов России, а также Киргизии, Израиля и Молдовы) в г. Алексин;

– в мае 2013 г. завоевал «серебро» на соревнованиях Открытого чемпионата Европы IPS по пауэрлифтингу (категория до 87 кг), взяв вес в 196 кг. Однако в открытом первенстве у него «бронза».

Литература:

  • Миллер Ф.Г. История Сибири. Т.1. – Москва, 1937. – С. 259.
  • Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. – М.: Изд-во АН СССР, 1960. – С. 53.
  • Ремезов С. У. Хорографическая чертежная книга Т.1. Факсимильное издание. – Тобольск: «Общественный фонд возрождение Тобольска», 2011. – Л. 91.
  • Миллер Ф.Г. Описание городов, крепостей, острогов, слобод, сел, деревень, островов, рек, речек, озер и других достопримечательностей на реке Иртыше и возле него вверх от города Тобольска. URL: http://drevlit.ru/texts/m/Miller_4/text4d6be.php
  • Списки населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. Вып. 60: Тобольская губерния: по сведениям 1868-1869 годов / обраб. ред. В. Зверинским; сост. и изд. Центр. стат. ком. М-ва внутр. дел. – 1871, – С. 104.
  • Там же, с. 103
  • Подробный атлас Российской империи с планами главных городов, 70 карт. – Санкт-Петербург, 1871. – С. 65.
  • Кошукова А. А., Филипченко И. К. Потомкам о земле Тевризской: Исторические очерки. – Омск, 2006. – С. 26.
  • Там же, с. 26.
  • Энциклопедия Омской области. Т.2 / под. общ. ред. В. Н. Русанова. – Омск: Омское книжное издательство, 2010. – С. 396.
  • Томилов Н. А. Этнография тюркоязычного населения Томского Приобья. – Томск: изд-во Том. ун-та, 1987. – С. 11.
  • Токарева Е.Ю. Русские фамилии тюркского происхождения в «Ревизских сказках» г. Тобольска XVIII в // Вестн. Югор. гос. ун-та. № 4 (39), 2015. – С. 94.
  • Там же, с. 95
  • Щитова О.Г. Когнетивный потенциал сибирских заимствований в русских говорах среднего Приобья XVII века // Вестник Томского государственного педагогического университета. Томск: ТГПУ, 2012. – С. 170.
  • Тычинских З.А. Служилые татары и их роль в формировании этнической общности сибирских татар (XVII–XIX вв.). Казань: Изд-во Фэн АН РТ, 2010. – С. 121.

Яндекс.Метрика free counters