ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Оренбургский Караван-Сарай
Orenburg Caravan-Serai

ГлавнаяТатары в РоссииОренбургская область

Оренбургский Караван-Сарай

Оренбургский Караван-Сарай, памятник архитектуры. Спроектирован петербуржским архитектором А.П. Брюлловым по инициативе оренбургского губернатора В.А. Перовского. Строительство осуществлено на средства башкир и татар Оренбургской губернии и губернского бюджета.

Строительные работы были начаты в 1837 за городской чертой Оренбурга. В 1842 был построен основной корпус, завершено строительство мечети; в 1846 г. состоялось открытие караван-сарая. Был окружён парком площадью более 5 га. Состоит из основного корпуса, мечети и минарета. В основе композиции - главный корпус с внутренним двором. 2 других здания вписаны в контур основного корпуса и "посажены" на ось симметрии. Восьмиугольное в плане здание мечети, покрытое куполом, образует центр композиции, минарет поставлен со стороны въезда во двор. Основной корпус состоит из 5 связанных воедино одинаковых по высоте объёмов, образующих П-образную в плане форму. Он опоясывает полураскрытый на юг двумя воротами парадный двор (48х53 м). Первоначально в здании было предусмотрено размещение училища с образцовыми мастерскими, здесь также должны были находиться квартиры офицеров и командующего башкирско-мещерякским войском. В каждое учреждение был предусмотрен изолированный вход. Все 13 входов расположены со стороны внутреннего парадного двора: по 3 на восточном и западном сторонах, 5 - на северном и по одному - на торцах, ориентированных в сторону въездов. Связь между этажами в корпусе осуществляется 5 лестницами. Для хозяйственных нужд имелись особые дворы, которые примыкали к основному корпусу с восточной и западной сторон. К ним можно было пройти через арочные проёмы, устроенные на первых этажах обеих сторон.

Здания оформлены в стиле ранней эклектики с использованием стилизованных элементов восточно-мусульманской архитектуры (трёхлопастные и стрельчатые по форме арки). Фасады основного корпуса, выходящие во внутренний двор, по высоте разбиты горизонтальными поясками, протянутыми на линии подоконников второго этажа и на уровне междуэтажного перекрытия. Выше сильно рустованного цоколя, на гладких стенах первого этажа, в неглубоких нишах, имеющих очертание шпоровидных арок, размещены квадратные окна и входы в здание. Фасады второго этажа расчленены высокими прямоугольными окнами, заглублёнными, как и окна первого этажа, в ниши, завершённые трёхлопастными арками. Широкие простенки превращены в ложные окна, заключённые в такие же арочные ниши. Здание венчают карниз простого профиля и широкая лента фриза. Внешние фасады решены иначе. Поверхность стен с редкими оконными проёмами оставлена гладкой. Углы главного фасада акцентированы сужающимися кверху ризалитами, верхняя часть которых оформлена своеобразным сталактитовым фризом; над карнизом поднимается четырёхскатное островерхие крыши. Другие внешние фасады решены идентично с главным. Каждый угол здания отмечен небольшой башенкой. Кирпичные стены оштукатурены и окрашены. Междуэтажные перекрытия большей частью выполнены из кирпичных сводов, опирающихся на наружные стены и внутренние столбы, остальная часть перекрытий - плоская по деревянным балкам. Многие помещения сделаны проходными, благодаря чему площадь коридоров значительно сокращена.

Мечеть размещена в центре прямоугольного внутреннего двора. Её объёмно-планировочное решение напоминает юрты кочевых народов. В плане мечеть имеет форму правильного восьмиугольника. Вход размещён с северной стороны. Михрабного выступа на южном фасаде нет. Здание перекрыто куполом. Его нижняя часть сферической формы, верхняя - слегка конусообразная. Купольными опорами служат стрельчатые арки окон, которые передают давление от купола на стены в углах здания. Углы снаружи усилены контрфорсами прямоугольного сечения, составляющими со стенами единое целое. В интерьере поверхность купола разделена по высоте двумя горизонтальными линиями в виде колец на 3 части: в центре самой верхней из них на синем фоне изображено солнце, вокруг него - 8 полумесяцев и множество шестиконечных звёзд; средняя часть, заключённая между 2 кольцевыми линиями, разделена тягами на 8 равных долей. Поля украшены одинаковыми лепными узорами. По низу купола - арочные окна, в них вставлены цветные витражи. Гладкие безоконные стены мечети внутри оштукатурены под мрамор, в углах оформлены пилястрами. Над ними проходит неширокая, с точёными балясинами галерея, охватывающая 3 стороны помещения. Широкие архивольты, опоясывающие окна и спущенные до цоколя, использованы как единый мотив архитектурного оформления фасадов мечети. Минарет представляет собой высокую трёхъярусную башню. Нижний ярус в виде массивного четверика переходит в восьмерик, затем - в средний ярус минарета в виде многогранника. Ствол минарета имеет 24 грани, оформленные в виде каннелюр, снаружи облицован глазурованными изразцами белого цвета. Средний ярус минарета завершается сталактитовым карнизом, над которым возвышается третий ярус цилиндрической формы с галереей, ограждённой ажурной металлической решёткой. Минарет имеет остроконечное завершение в виде конуса.

Комплекс известен под названием караван-сарая, т. к. первоначально предназначался для размещения мусульман, приезжавших в Оренбург, но по завершении строительства в Оренбургский караван-сарай перевели канцелярию командующего башкиро-мещерякским войском, квартиры офицеров и казармы солдат. После роспуска в 1863 г. этого войска в комплексе разместились присутственные места, квартира губернатора. Мусульманам были оставлены мечеть и 2 квартиры для духовенства. В 2006 г. Оренбургский караван-сарай был реставрирован. В комплексе находятся мечеть, Духовное управление мусульман Оренбургской области, медресе.

Литература: Караван-сарай: Историко-архитектурное описание памятника зодчества. Уфа, 1995.

Х.Г. Надырова.


Яндекс.Метрика free counters