ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Ислам в Червлёном Яру на территории Воронежской области


ГлавнаяТатары в РоссииВоронежская область

Ислам в Червлёном Яру на территории Воронежской области

Продолжая тему об исламе в Подонье, хочу привести факты не из исторической беллетристики, а из серьезных археологических изысканий. Но для начала, следует понять какова была историческая и этнографическая обстановка в Подонье, в 13-14 веках? Громадная территория места впаденья реки Воронеж в Дон, до устья рек Медведицы и Хопра, являлись северными владениями Золотой Орды. Именно к этому периоду можно отнести возникновение местных гидронимов, рек Еманча, Кисляй, Курлак, Тамлык, Тойда, Толучеевка (Тулучеева), Богучар (Баучар). Но саме интересное что, само имя Червленого Яра и настоящая история этих мест, стерлись из исторической памяти народа с помощью лже-историков, которые ни словом не обмолвились об этом государственном образовании, в своих трудах. Что, же на самом деле говорит нам археология?

Экспедиция под руководством Михаила Владимировича Цыбина (доцента Воронежского Государственного Университета) раскрывает малоизвестную страницу в истории Воронежского края средних веков - почти месяц в селе Красном Бобровского района Воронежской области велись раскопки на месте мечети. В Битюг примерно в 30 км выше его устья впадает речка Мечеть, названная так русскими крестьянами потому, что на ней близ селения Мечетка находятся недалеко друг от друга остатки двух кирпичных построек, которые считались мечетями. Одна из них исследована археологами и оказалась мусульманским надгробным мавзолеем XIV в., какие обычно строились в большом количестве на кочевьях золотоордынских татар. Археологи оперирует лишь фактами и воздерживается от умозаключений. Однако, очевидно, что археологические раскопки свидетельствуют о присутствии на воронежских землях в XIV-XV веках мусульманского духовенства, руководившего территорией улуса.

Первое упоминание о «мечетях татарских» сделал Иван Иванович Жолобов в 1865 году, «Повыше того броду с левой стороны с Нагайской степи пришла и впала в Битюк реку речка Мечеть. А лесов по ней нет. А в верху той речки на левой стороне стоит татарская мечеть каменная. А от того броду до мечети по скаске того ж Воронежца Ивана Дрозжигина с товарыщи версты с четыре. А по досмотру та мечеть стоит на степь в вышину сажени с четыре, а около той мечети – сажен з десять. А своды вверху у той мечети развалялись».

Однако представить истинные масштабы этих построек довелось в 2002 году археологам под руководством доцента кафедры археологии ВГУ Михаила Владимировича Цыбина. Для раскопок был выбран свободный от кладбища холм, который уже был слабо виден на местности. Надежды на выявление хотя бы плана здания были невелики: местные жители к тому времени почти сравняли развалины здания с землей, выбирая кирпич для хозяйственных нужд. Лишь по частично сохранившемуся фундаменту удалось установить, что этот мавзолей-мечеть имел размеры 21,5 х 10,5 метров. На месте же поисков Левашовой было сельское кладбище, причем христианское и мусульманское, разделенное рвом. В то же время на протекающем невдалеке Битюге археологи обнаружили остатки русских поселений примерно того же времени. Это своеобразный символ тюрко-славянского и одновременно мусульманско-христианского духовного сотрудничества. Как отмечает Асадуллин Ф.А.: "история того времени знает другие примеры мирного сосуществования религий. Так, например, знаменитая икона Дионисия «Житие митрополита Алексия» с двадцатью клеймами по периметру, на которых изображены наиболее важные события биографии митрополита Алексия от рождения до смерти. Шесть клейм из двадцати посвящены взаимоотношениям митрополита с ордынцами-мусульманами, и при том, что икона была создана после 1480 г., когда Русь уже формально не подчинялась Орде".

Т.е. в те времена в Верхнем Подонье, мусульманское и славянское население мирно сосуществовали друг с другом и культовые постройки спокойно соседствовали друг с другом.

Сложная архитектура и богатая отделка мусульманских зданий свидетельствует об их особом назначении – ее посещали мусульмане-ордынцы, имевшие в то время большую власть, высокий статус и положение в обществе, а именно Чингизиды (потомки-последователи Чингизхана).

По словами академика Валерия Павловича Алексеева, земля Центрального Черноземья «настоящее Эльдорадо для археологов». Одним из источников доказательств присутствия мусульман в Воронежском крае в средние века является ценный археологический памятник - Новохарьковский могильник, находящийся у с. Новохарьковка в правобережье Дона в пойме правого берега р. Ольховатка. Вскрытые там 150 захоронений эпохи средневековья относят функционирование могильника к эпохе Золотой Орды, а именно – к XIV веку. По мнению ученых, население могильника переживало какой-то сложный этап реформирования этих воззрений – старое, языческое постепенно отмирало, а новое в лице ислама еще не заняло ярко выраженных позиций. По территории Воронежской области в XIV веке вследствие оживленного торгового пути, на Хопре, Вороне, Битюге обнаружены следы русских поселений, а рядом - стоянки кочевников - хазар и половцев. Где-то в этих местах проходили северные границы Золотой Орды. Из вышеуказанных археологических раскопок получены доказательства, подтверждающие одновременное присутствие представителей русского этноса и этносов кочевников - мусульман.

Конец ордынскому периоду историии Верхнего Подонья, положил Тамерлан. В 1395 войска Тимура «разорили все города, в том числе и Воронеж, центр городов Червленого Яра». Нашествие Тамерлана продолжалось почти 19 лет. Соответственно население Червленого Яра, было вынуждено бежать, в северные земли. Уходя население Червленого Яра уносило не только культуру, но и военную организацию, основанную на сотенной организации войска. Вернулось ли это население на прежние земли после нашествия Тамерана, вопрос открытый, но с переходом Верхнего Подонья под власть Московского государства, ислам перестал играть какую либо значимую роль в жизни местного населения. Хотя на мой взгляд вопрос взаимоотношения ислама и христианства на Верхнем Дону требует дополнительного изучения.

Применительно к истории донских казаков следует учитывать многообразие фактов, следующих из истории Червленого Яра и последующей истории, которая продолжилась уже после его гибели. Нам известны указы Ивана Грозного о переносе кочевий татар - мишарей, в среднее Подонье, а они как известно были и остаются мусульманами, хотя как считается часть их слилась с верховым донскими казаками. Следующий факт, состоит в том, что до 1593 года, Верховое войско упоминалось в царских грамотах отдельно от низового. И лишь потом сам царь признал и установил верховенство Низового войска над Верховым. При установлении всякого рода генеалогического родства, следует помнить, что Старое Поле, бывшая территория Червленого Яра никогда не входила ни в состав Киевской Руси и тем более Руси Залесской, т.е. Московского государства. В следствии смешения племен, эта местность породила особую материалььную культуру, особый язык с огромным количеством тюркизмов. И в последствии под напором Московии и впоследствии России, эта культурная идентичность и природная независимость от Руси, никуда не делась. Она осталась у потомков местного населения на уровне подсознания.

Origin: karabai96.livejournal.com

14 декабря 2015 года


Яндекс.Метрика free counters