ya_palomnik

На сайте нет рекламы

С лучиной будущее не увидеть
The future is not to be seen at candle


ГлавнаяТатары в РоссииРеспублика Саха (Якутия)

С лучиной будущее не увидеть

Автор статьи: Гамида Гадельшина, origin: rt-online.ru
Фото: Гамида Гадельшина, Олег Маковский
Дата: 15.03.2017

Зимние пейзажи Якутска

Тут более 800 тысяч озер и почти 700 тысяч рек и речек, общая протяженность которых – около 2 млн километров. Самая холодная точка северного полушария – полюс холода, как и единственный в мире Музей мамонта, находятся здесь. Именно в этом месте добывается четверть мировых запасов алмазов. И это самая большая в мире административно-территориальная единица, регион федеративной страны.

Если вы еще не догадались, куда на сей раз привела нас рубрика «Татарский мир», сообщаю: мы в Якутии. С XVIII века здесь живут наши соплеменники. Не одно поколение татар-якутян считает эту землю своей, не теряя при этом связей со своей духовной родиной – Татарстаном…

СЕРДЦЕ В АЛМАЗАХ

Пример того, как плохо мы знаем родную страну, – Якутия. О ней мы ведаем не больше, чем иностранцы о России: снежная пустыня, где бродят дикие животные, тундра, по которой перегоняют с одного конца в другой стада оленей. Какая же она сегодня – далекая и незнакомая Якутия?

Начнем с карты России. Самый большой регион страны, занимающий ее пятую часть, тянется от Северного Ледовитого океана до Станового хребта на юге. Это две с половиной тысячи километров с севера на юг и две тысячи – с запада на восток. На три с лишним миллиона квадратных километров меньше миллиона жителей.

Очертания Республики Саха (Якутия) напоминают сердце, пронизанное громадным числом кровеносных сосудов – рек, потенциал которых оценивается в 700 млрд кВт. Здесь крупнейшее в России месторождение урана, а Южно-Якутский угольный бассейн включает в себя огромное месторождение, к разработке которого, по сути, только приступили. На реке Колыме – золотые прииски, в недрах – две сотни крупных месторождений алмазов. По данным экспертов, разведано лишь пять процентов территории республики, примерная стоимость минерально-сырьевых ресурсов, найденных там, оценивается в 2,4 триллиона долларов (встречаются оценки и в 3,2 трлн долл.).

Природа Якутии находится в зоне вечной мерзлоты и, без сомнений, одна из самых необычных на планете. Климат в этих местах экстремальный, самый холодный из всех мест, где обитают люди. Температура воздуха колеблется от плюс 35 с лишним градусов летом до минус 70 градусов зимой. Такие суровые условия жизни не имеют аналогов в мире.

РОДИНА ПЕРВОГО ЧЕЛОВЕКА?

Первые археологические памятники, найденные на территории Якутии, датируются в рамках от 300 тысяч до 3 млн лет назад. Наиболее известный из них – стоянка древнего человека Диринг-Юрях, найденная недалеко от знаменитых Ленских столбов. Сейчас весьма уверенно высказываются предположения, что формирование людей современного типа началось именно здесь 3,2–1,8 млн лет назад, а не в Африке…

Не каждая республика Российской Федерации может похвастаться такими красивыми и необычными государственными символами. Центральная фигура герба – всадник, перенесенный с древних наскальных рисунков, или, как их еще называют, писаниц, обнаруженных еще в 1545 году возле небольшой деревни Шишкино на берегах Лены. Всадник, держащий флаг с тремя «хвостами», символичен и олицетворяет собой единение племен в один народ.

В Доме Арчы – центре духовной культуры саха – можно познакомиться с историей религии коренных народов Якутии

Крупнейший из коренных народов нынешней республики, давший ей имя, – якуты (исконное название – саха), чьими предками были тюркоязычные племена, которые смешивались с палеоазиатскими родами, а также с пришлыми монголоязычными хоринцами и тунгусами.

До XVII века Якутия жила в полной географической изолированности от большой земли. История заселения края русскими насчитывает около 400 лет. Промысловики и служилые люди, а также крестьяне-переселенцы преодолели Уральские горы и двинулись на восток в конце XVI века. Чтобы закрепить этот щедрый край за Российским государством, на Лену отправилась военная экспедиция казацкого сотника Петра Бекетова. 25 сентября 1632 года отряд заложил Якутский (Ленский) острог на правом берегу реки на земле борогонских якутов. В 1638 году острог стал центром новообразованного Якутского воеводства. Затем он был перенесен на современное место – в долину Туймаада и переименован в Якутск в 1643 году.

Являясь военно-административным и торговым центром всего Ленского края, город с 1708 года был подчинен Сибирской, в конце XVIII века – Иркутской губерниям. В 1822 году он становится областным городом, а с 1851 года Якутия получает статус самостоятельной области на правах губернии с центром в Якутске.

ТАЙНЫ И ЗАГАДКИ КРАЯ

Аномальные зоны Якутии входят в самые известные загадочные места мира. Тут и патогенные «смертельные» места, и предполагаемые базы НЛО, и места обитания снежного человека, священные места, которые связаны с шаманизмом, магнитные аномалии, озера, где водятся монстры, места обитания загадочных духов и многое другое.

Мы же едем в Вилюйский улус по тому самому печально знаменитому Вилюйскому тракту, который пропустил через себя сотни ссыльных, в том числе и декабристов. Из-за крепких низкорослых сосен медленно поднимается багровое солнце, за окном машины – под минус сорок, связи – никакой.

Рукой подать до знаменитой Долины смерти. Именно там находятся огромные металлические полусферы – уфологи полагают, что это древняя база инопланетян. Многие века этот район считается у якутов и эвенков запретным. Исследователь древних культур Якутии Н. Архипов писал о странных объектах: «Среди населения бассейна реки Вилюй издревле бытует предание о наличии в верховьях этой реки громадных бронзовых котлов-олгуев. Предание это заслуживает внимания, так как к этим предполагаемым районам местонахождения мифических котлов приурочено несколько речек с якутским названием Олгуйдах, что означает «Котельная». Исследователи из города Мирный А. Гутенев и В. Михайловский сообщили нам о старом кочевнике, который, побывав в Долине смерти, рассказывал им о какой-то металлической норе, в которой лежат промерзшие насквозь «шибко худые, черные одноглазые люди в железных одеждах».

И это только одно из загадочных мест Якутии, а ведь тут их десятки. Но самой необычной для меня здесь оказалась… пустыня. Настоящая пустыня посреди таежного северного края. Самые обширные массивы песка, напоминающие каракумские барханы, встречаются в низовье реки Вилюй и вдоль долины реки Линдэ. Называются они тукуланами. Удивительное сочетание тайги, внезапно сменяющейся ландшафтом Средней Азии. Пески отлично видны из космоса, как желтые пятна посреди зеленого моря тайги. Самые крупные песчаные массивы достигают длины в несколько десятков километров. Ученым пока непонятно, откуда здесь могли взяться такие массы песка.

ТОЛЬКО ФАКТЫ

Как оказалось, в Якутии не так уж и холодно. Минус 20 градусов в Казани будут куда как тяжелее, чем минус 40 в Якутске, так как воздух здесь очень сухой.

Якуты едят сырое мясо – жеребятину в замороженном виде, печень, наструганные или порезанные брусочками. Любимое лакомство – строганина, эдакая толстая стружка мякоти речной рыбы, в основном чира и омуля.


Состав населения республики удивляет своей пестротой: 156 национальностей на 956,9 тыс. жителей. Из них саха – более 48 процентов, на втором месте – русские, на территории республики их проживает около 37 процентов. Татары – на шестом месте по численности населения.


Вопреки распространенному мнению, в Якутии большинство населения никогда не видели оленей. Олени водятся в основном на крайнем севере Якутии и, как ни странно, в южной Якутии.

Легенда о железе, становящемся хрупким, как стекло на сильном морозе, – чистая правда. Если при температуре ниже 50 градусов врезать чугунным ломом по твердому предмету – лом разлетится на куски.

В Якутии прекрасно вызревают за лето почти все зерновые, овощи, некоторые фрукты и даже клубника.

Умилительны якутские лошади, напоминающие лохматых пони и круглый год пасущиеся сами по себе без присмотра. Это очень древняя порода, единственная в мире.

ПОД НЕБОМ ДРЕВНЕГО ОЛОНХОО

Особый интерес у историков вызывает этногенез народа саха, заселившего значительные территории северо-востока Сибири и распространившего свое экономическое влияние далеко за пределы своего проживания.

Якутский язык с входящим в его состав долганским языком относится к уйгурской группе тюркских языков, тем не менее в нем есть наличие значительного пласта монгольских слов. И, что любопытно, в якутском языке очень много слов, начинающихся с буквы «Ы». В татарском я с ходу припомнила только три-четыре таких слова.

Газета «Сибирская жизнь», издававшаяся в Томске, в 1913 году писала: «Якутское племя, занимающее огромную Якутскую область, является наиболее культуроспособным народом тюркского происхождения. Заброшенное на крайний северо-восток, окруженное враждебной суровой природой, якутское племя не зачахло, как другие туземные племена, оно, напротив, развило изумительную энергию, приспособилось к суровым условиям и стало властелином крайнего северо-востока. Проявляя энергию в практической жизни, якутский народ, по-видимому, не отставал и в духовном отношении; народное творчество якутов изумляет своей художественностью, богатством слов и выражений».

Министр Сардана Гурьева и руководитель татарского центра Миназим Мифтахутдинов

Сегодня Саха (Якутия) черпает плоды той планомерной госпрограммы по возрождению народной культуры, которая была запущена первым президентом республики Михаилом Николаевым. Делается много, но самое интересное – с детского сада дети знакомятся с уникальным героическим эпосом Олонхоо – сердцем якутского фольклора, изучают его. А ведь это развитие и актерского, и певческого мастерства, и дара импровизации, и ораторского искусства.

И еще меня изумило то, как, удивительно тесно переплетаясь в повседневной жизни, сосуществуют глубинное языческое нутро народа саха и христианство. На границе каждого улуса мы останавливались, кормили духов ритуальными оладьями, привязывали цветные ленточки к деревьям, вымаливая у невидимых хозяев округи добрую дорогу. При этом наши попутчики не забывали и церкви, куда непременно заходили отбить земные поклоны.

ТАТАРСКИЕ КОРНИ В ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ

Состав населения республики удивляет своей пестротой: 156 национальностей на 956,9 тыс. жителей. Из них саха – более 48 процентов, на втором месте – русские, на территории республики их проживает около 37 процентов. Татары – на шестом месте по численности населения, нашего брата здесь теперь около одного процента.

Первые переселенцы-татары, по официальным данным, появились на берегах Лены во второй половине XVIII века. Это были в основном участники крестьянской войны под руководством Емельяна Пугачева. Татар среди восставших было 85 тысяч. По приказу Екатерины II самые активные из них вместе с семьями были сосланы в Якутию на поселение.

Вот что, к примеру, сообщал известный писатель Владимир Короленко, отбывавший ссылку в Якутии в 1881–1884 гг., об Амгинской слободе и ее обитателях: «Кроме пашенных, слобода была почти наполовину заселена ссыльными татарами. Главный их контингент были сибирские татары, переселенные откуда-то с юга целой деревней… Потом к первоначальным поселенцам прибавляли отдельные семьи с юго-западной Сибири и даже из Уфимской и Оренбургской губерний. Татары эти держались очень дружно…»

Статистические сведения о мусульманах Якутской области, представленные в департамент духовных дел МВД канцелярией губернатора области от 5 июня 1913 года, говорят, что в начале XX века «в Якутске и округе проживало 624 мусульманина, из них татар – 516. В то же время в Олекминске и округе – 47 татар. В Верхоянском округе – трое татар, в Колымском – четыре. Таким образом, всего по Якутской области было 1172 мусульманина, из них татар – 1067. В области было два молитвенных дома – в Якутске и Олекминске, две русско-татарские школы: в Якутске обучалось 35 учащихся и работал один преподаватель, в Олекминске – 37 учащихся, два преподавателя, состоящих в духовной должности».

По факту же татары в этих краях появились куда раньше. Примером тому – история семьи Рахматуллиных, чей предок обосновался тут еще в начале XVIII века. Архивы семьи Анатолия Рахматуллина, до последнего времени возглавлявшего местную татарскую общину, гласят: «В Мэлджэхсинском наслеге, восточнее от Бэрдигестяха (Горный улус) на аласе (елани) по названию Джондогор поселился татарин по имени Tyллa. Вскоре, перезнакомившись со всеми, стал называться в числе хороших семей наслега. По образу жизни – питанию, одеянию, манерам поведения он объякутился, но религиозная вера была другая – магометанская…

Фамилия Туллы была Рахматуллин. У него было трое сыновей: старший – Аргылла, средний – Эллэ (Илья), младший – Чымылла. Аргылла и Чымылла поселились в Якутске. Наш рассказ о среднем сыне – Илье Рахматуллине, по прозвищу Боссоойко (он и есть прадед Анатолия Рахматуллина. – Г.Г.). Боссоойко ростом был выше двух метров, крепкого телосложения, статный, с волнистыми волосами, с черными усами, краснощекий. Про него люди говорили: «Ну и красный же молодец!» Славился силой, спокойно поднимал 75-пудовую гирю. Жена у него была маленькая татарка, едва достигала до его подмышек. Детей у них было пятеро – три дочери и два сына. Родным языком для него был якутский…»

Известный адвокат и краевед, почетный гражданин Намского улуса и Бетюнского наслега Иннокентий Лукин – Лэгэнтэй Тыын Харбаса в одной из своих книг пишет о татарах, которые жили в местности Хатын-Ары. Со многими Иннокентий Лукин был знаком лично и о каждом вспоминает по-доброму: «Сарра Зинатулловна Кутукова (Ибрагимова) из своей небольшой пенсии умудрялась каждый год вносить средства на благотворительность, помогая ученикам Модутской школы. Отец Сарры Зинатулла Ахмадуллович Ибрагимов был родом из Казани. Мать Сарры Зинатулловны была нашей соседкой, до сих пор помню ее сладкие мучные изделия. Сарра Кутукова после окончания финансового техникума многие годы занимала ответственную должность в финансовой организации Намского улуса.

Ветеринар Иватулла Гизатуллин жил от нас совсем близко, у него было трое сыновей. Его сын Сабир работал прокурором Якутска. В деревне Хатын-Ары жили мусульмане Байбуллины, Гизатуллины, Ибрагимовы, Каримовы, Насыровы, Рахматуллины, Файзуллины и многие другие. Они особо хорошо разбирались в огородничестве, многие якуты переняли их опыт. Моя бабушка Лаглайа Авдотья рассказывала, что мусульмане угощали местных необычными, вкусными, большими, как голова теленка, красноватыми арбузами и тыквами. Они разводили домашних птиц – уток и гусей. В праздник Курбан-байрам по традиции мусульмане должны были принести в жертву барана, но, так как в Якутии их не было, держали коз. Из их целебного молока делали кумыс и сыр».

КАЗАНСКИЙ СЛЕД

Что касается самого Якутска, то здесь в свое время сложилась целая Татарская слобода, которая располагалась по правую сторону от моста в районе Залога. Мы колесим по ее улочкам с Анатолием Рахматуллиным, который возглавлял Татаро-башкирский центр «Якташ», созданный в 2001 году, но ныне расформированный, так как башкирская часть организации решила отделиться.

– В истории освоения Залога еще немало неизвестных страниц, – рассказывает Анатолий Шарапович. – Один из подробнейших планов старого Якутска был составлен в 1916 году Пантелеем Поповым. На нем дом по адресу: улица Полицейская, 40/1, обозначен как татарский молельный дом. Его относят к концу XVIII века.

Рыбный базар я Якутске

Как выясняется, татарский молельный дом не вошел в реестр особо охраняемых исторических объектов Якутска, хотя его ценность несомненна. Еще одно место, дорогое для памяти татар, – мусульманский зиарат, кладбище, которое общими усилиями и при помощи властей Якутска было приведено в порядок. Здесь есть и памятник татарам, погибшим в Великую Отечественную войну.

Немало татарских ниточек тянутся из Якутии в Казань. Ярким примером тому может служить история якутской учительской династии Башировых, насчитывающей более трехсот лет. Ветеран педагогики Раис Ахмедович Баширов, проработавший здесь многие годы и лишь в преклонном возрасте вернувшийся в Татарстан, делился воспоминаниями своих родителей: «Самыми трудными были 20–30-е годы. Катастрофически недоставало подготовленных специалистов – учителей, врачей, фельдшеров. Большую помощь в создании местной интеллигенции оказали вузовские центры России, в том числе Казань. Для удобства якутян вступительные экзамены проводились в Якутске – будущим студентам оставляли определенное количество мест. После окончания вуза выпускники возвращались в Якутию. Первое высшее учебное заведение в Якутии – государственный педагогический институт был создан в 30-е годы. Большая часть якутских учителей подготовлены в стенах этого вуза. Появились учительские кадры и среди татар, в том числе Башировы».

Многие татары, получив образование именно в Казани, возвращались в Якутию, чтобы верой и правдой служить новоприобретенной родине. Среди тех, кто внес свой вклад в развитие республики, – почетный и заслуженный архитектор РС (Я) Ильдус Волков, окончивший архитектурный факультет КИСИ в 1974 году.

Яркая звезда среди наших соплеменников – Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР Сайма Сафиевна Каримова, которую именовали матерью якутских геологов. По окончании в 1950 году геологического факультета Казанского университета она прибыла в южную Якутию в Алданскую геологоразведочную экспедицию. В 1968 году Сайма Каримова была назначена главным геологом Южно-Якутской комплексной экспедиции. Она внесла весомый вклад в геологическое изучение юга Якутии, подготовку к промышленному освоению Южно-Якутского бассейна коксующихся углей, на базе которого вырос современный территориально-промышленный комплекс. Именно под руководством Каримовой было проведено окончание разведки Нерюнгринского угольного месторождения. В 1981 году ею было открыто Эльгинское угольное месторождение, она также принимала участие в оценке россыпных месторождений золота, урана, молибдена, гранита, мрамора, строительных материалов, облицовочного сырья в Якутии.

… И ЧТО ИМЕЕМ

Татарская община, которая сегодня не просто находится, а застряла на распутье, переживает непростые времена. Неприятие сложившейся ситуации члены нового культурного центра «Туган як», который возглавил выходец из знаменитого мишарского села Шыгырдан, что в Чувашии, Миназим Мифтахутдинов, и не скрывают.

Разговор у нас получился нелегкий. Расформированный нынче культурный центр «Якташ» имел свой книжный фонд в Национальной библиотеке РС (Я). Велась работа по пополнению фото– и видео-тек, была и художественная самодеятельность.

По факту нынче нет ничего. Но есть желание строить работу иначе, вырваться из застойного, номинального существования общины. За нашим круглым столом – Ильдус Волков, предприниматели Игорь Халилов, Габделкави Гатин, Равиль Садриев, Римма Хущамова. Активен в разговоре хазрат Азат Сафин, который был выбран на эту должность татарами и башкирами Якутска.

Якутская лошадка

Сетований немало. Да, к сожалению, сегодня татары могут собраться только в этом зале приемов Дома дружбы народов им. Кулаковского. Отдельных кабинетов для диаспор, как в казанском ДДН, здесь не предусмотрено. Не сложилось и с этнической деревней, где предполагалось выделить участок для национального дома. К сожалению, ее почему-то решили строить за городом, куда никто и не поедет для встреч.

Какого вопроса мы ни касались – от образовательных или культурных программ для местной татарской молодежи до создания торгового дома «Татарстан», все сводилось к тому, что практически нет связи со Всемирным конгрессом татар. Нужны тесные контакты с исполкомом ВКТ, общение с теми, кто уже прошел этот нелегкий путь становления.

Ведь успешный опыт регионов несложно переложить на эту почву. Как найти дом или место, где могли бы собираться члены общины? Есть опыт Владимира, где всем миром купили частный дом и обустроили его для своих нужд. Объединить предпринимателей для развития общины? Есть опыт Мордовии с торговым домом «Татарстан». Отправить на учебу молодежь? Отдел существует в исполкоме ВКТ, который занимается этим вопросом. До сих пор все отношения с конгрессом были односторонними: из Казани идут вести и приглашения, а вот обратно – тишина.

У татар есть пословица, в которой упоминается грудной ребенок, мол, не заплачет он, так его и не накормят. То же самое и тут. Кто поможет, если о твоих проблемах не знают даже те, кто должен поддерживать своих соплеменников далеко за пределами духовной родины?

ВЫРВАТЬСЯ ИЗ «ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЫ»

Не из Якутии мечтают вырваться наши соплеменники. Они здесь – на родине.

Основоположник письменной якутской литературы, поэт Алексей Кулаковский, именем которого назван Дом дружбы народов в столице Саха, писал: «Никто не прозревал свою будущность, осветив ее лучиной».

Разморозить равнодушие, избавиться от одолевшей в последние годы некоей обреченности – вот главное, что требуется общине. Важно и другое: у местной власти есть и стремление, и возможность ее поддержать.

Тому подтверждением – наш разговор с министром по развитию институтов гражданского общества Республики Саха (Якутия) Сарданой Гурьевой. Единственное в стране министерство такого рода создано в прошлом году указом главы Якутии для усиления государственной политики в области поддержки гражданских инициатив, некоммерческих организаций, в сфере национальной политики, повышения эффективности диалога власти и общественных институтов, а также СМИ.

– Всю мою жизнь я пересекаюсь с татарами, – говорит Сардана Михайловна. – Одно могу сказать: это люди с активной жизненной позицией, позитивные, с которыми хочется дружить. Татарская страница в истории нашей республики – это ее яркая и заметная часть. А сколько нужного и полезного мы черпаем в вашей республике благодаря контактам разного уровня! Нам важен опыт Татарстана, как многонациональной и многоконфессиональной республики. И мы не просто говорим о гармонизации межнациональных отношений в Якутии. Власти региона всегда открыты к диалогу культур и поддерживают все добрые дела, направленные на интернациональное воспитание, единение народов России. И потому нам хочется видеть татарскую общину Якутии сильной, успешной и дружной. Мы открыты для любой инициативы, любого разговора.

Остается верить, что первое рукопожатие, которым обменялись министр Сардана Гурьева и новый руководитель татарского центра Миназим Мифтахутдинов, станет той отправной точкой, которая позволит говорить о начале нового, обнадеживающего этапа в жизни наших соплеменников на далекой земле Саха. У якутского народа есть мудрость: «Слово человека – стрела». Хотелось бы, чтобы все слова, сказанные при нашей встрече, – и горькие, и обидные, и раздумчивые, и обнадеживающие, связанные одним стремлением, – долетели до своей цели. А она одна – сохранить себя в меняющемся мире…


Яндекс.Метрика free counters