ya_palomnik
История села Бердяш Зилаирского района

ГлавнаяРайоны БашкортостанаЗилаирский район

История села Бердяш Зилаирского района

Бердяш – село, расположенное в юго-западной части Зилаирского района, центр сельского совета, куда входят такие деревни: Верхняя Казарма, Новоалександровка, Сосновка.

Официально считается, что село было основано в 1774 году крестьянами –чувашами, скрывающимися от насильственной христианизации и наказания за участие в Пугачевском восстании. Они являлись переселенцами из Уфимской и Самарской губернии.

По другим источникам село появилось тогда, когда был создан Преображенский медеплавильный завод в с. Зилаир. Эта информация переносит основание на 20 лет раньше. Руда была привозная и для ее доставки на завод и вывоза готовой продукции, был построен Исетский тракт, который связывал г.Оренбург с Преображенским заводом. Для обслуживания и охраны этой дороги создавались поселения крестьян и солдат. Бердяш создавалось также для обслуживания тракта. Дальнейшее изучение истории села вызвало предположение, что оно возникло еще раньше и основателями села являлись уже не чуваши, а татары. Подтверждение этому можно найти в рукописном труде известного географа – путешественника Рычкова И.П., датированного 1776г. В нем сообщается, что Бердяш – это татарская деревня Оренбургского ведомства, основалась не позднее 1770г. В ней по переписи насчитывалось 18 душ м. п. Не исключено, что П.И. Рычков смешивает татар и чувашей, но вероятно и то, что такое малое население было ассимилировано чувашами.

По чувашски название села «Тiрiш», по башкирски «Бiрзiш». Это объясняется тем, что переселенцы селились у истоков реки Бердяшки, ее название произошло от башкирского слова «бiрде», что в переводе означает «харле». Название речки в свою очередь дало название селу.

Строиться переселенцы начали в разных местах, на холме и вдоль речки. У них были разные традиции, обряды, одежда. Это говорит о том, что они были из двух разных губерний. Одни назывались – «тури», другие – «анатри». «Тури» – белые, «анатри» – синие чуваши.

Со временем эти два небольших поселения разрослись и объединились. Сейчас в планировке села это хорошо заметно, две части как бы объединены улицей, названной Центральной.

В середине XIX века деревня была еще слабо заселена. Она относилась к Верхнеуральскому уезду Оренбургской губернии.

В 1866 году в селе насчитывалось 97 дворов, количество жителей достигло 574 человека.

В хозяйственном отношении население села было занято земледелием. Преобладали посевы ржи, ячменя, пшеницы. Из технических культур засевали лен, коноплю, так как они были необходимы для шитья одежды. Немаловажное значение в хозяйстве играло огородничество, животноводство и пчеловодство.

Активно были развиты домашние и кустарные промыслы. Основные орудия, инвентарь, одежду, обувь, предметы домашнего обихода, а также обработку растительных волокон, шерсти, древесины и ряда других продуктов жители села производили сами.

Наиболее распространенными и преимущественно женскими видами домашнего промысла являлись изготовление холста и сукна, крашение тканей, вышивание, шитье одежды. Большого искусства чувашки достигли в вышивке, которая широко использовалась в украшении одежды, полотенец, занавесок.

В середине XIX века обучение в селе велось в Георгиевской церкви, являвшейся точной копией Спасо-Преображенского храма, расположенного в с. Зилаир. Детей обучали грамоте, а также, чтению молитв и псалмов.

В 1883 году была построена школа с обучением на чувашском языке. Кто окончил 4 класса, считался самым грамотным на селе. Обучались в основном мальчики. Занятия в школе начинались в октябре, когда завершались уборочные работы, а заканчивались уже в марте.

Календарный цикл чувашей начинается с зимнего праздника «Сурхури». В своей первоначальной основе этот праздник является древнейшим языческим обрядом, связанный с поклонением духам. Подобным явлением является и праздник «Саварни», в переводе означает «Масляная неделя». Праздник, приходившимся на начало весны, был «Манкуй». До массого крещения он обозначал обряд поминовения и воздание почестей умершим предкам. Следующий цикл весенних обрядов был непосредственно связан с началом полевых работ. К таковым относятся обряды «Варлах каларни» - вынос семян в поле, «Анна Пахти» - первый весенний сев и праздник весенний пахоты, «Акатуй», что в переводе означает свадьба плуга. Следующий важный этап в развитии села начинается в XX веке. В селе несколько раз занимали казаки атамана Дутова, а также и красные. Население подвергалось грабежам, насилию. Семь красногвардейцев были расстреляны и захоронены в общую яму. Сейчас это место носит название Братской могилы. В 1919 году против Колчака и Дутова в Бердяше был организован отряд добровольцев из 68 человек, организатором являлся Ф.Степанов.

В 1920 году в селе насчитывалось 205 дворов, 1179 жителей. В 20-е годы Бердяш стал относится к Преображенской волости Зилаирского кантона. С 1926 по 1960 годы к Бердяшскому сельсовету относились следующие поселения: д.Верхняя Казарма, д.Александровка, х.Аксаир, х.Еровча, х.Турайгир, х. Григорьевск, х.Ренный. эти населенные пункты были небольшими, число жителей составляло от 25 до 200 человек, по национальному составу русскими. В Бердяше в 30-е годы XX века проживали только чуваши.

В 1924 г. в селе была создана комсомольская ячейка под руководством Кузнецова М.И и Антонова А.И.. Она считалась одной из самых крупных в районе.

В 1929 году в селе была создана партийная организация и организован колхоз «Парижская комунна». Уже к 1930г. жители села вступили в него. Широко развернулось раскулачивание. Для его эффективности были созданы этапные команды, следившие за порядком. Они участвовали в подавление кулаков в ближайших селах.

Во время Великой Отечественной Войны жители села приняли активное участие. 22 июня в Зилаирский райвоенкомат поступило 150 заявлений от добровольцев. Всего из района было призвано 75854, только с Бердяшского сельского совета на фронт ушли 500 человек, из самого Бердяша 2004, из них 604 не вернулось с войны. Среди них Герой Советского Союза Ириков Николай Романович. За героизм и отвагу он посмертно награжден орденом красного знамени.

История села – эта история башкирских чувашей, преодолев трудности переселения и освоения края, они нашли здесь свою Родину.

Source: ist-konkurs.ru

Родились в селе Бердяш

Фамилии на следующей странице ...


Яндекс.Метрика free counters