ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Сабитов Нариман Гилязович
Sabitov Nariman Gilyazovich

ГлавнаяИзвестные люди

Сабитов Нариман Гилязович

Сабитов Нариман Гилязович (Гилязетдинович)

Родился 11 января 1925 г. в г. Казани, умер 7 июня 1971 г. в г. Уфе.

Сын - Сабитов Рустэм Нариманович - художественный руководитель Башкирского государственного театра оперы и балета.

Башкирский композитор и дирижер, заслуженный деятель искусств РБ (БАССР), представитель поколения композиторов 50-60-х годов. Композитор родился в Казани, в семье актера Татарского государственного театра драмы, с детства привившего любовь сыну к музыке. Уфа становится постоянным местом жительства будущего композитора с 1932 гола, здесь проявляется желание стать профессиональным музыкантом. В 1944 г. Н.Сабитов поступает в башкирскую национальную студию при Московской консерватории, а затем заканчивает композиторский факультет по классу профессора А.Н. Александрова, симфонического дирижирования (В.С. Смирнова и И.Д. Дружинина), фортепиано (П.Я. Слободской) МГК (1953). После окончания консерватории Н. Сабитов возвращается в Уфу, где работает дирижером (до 1971) и главным дирижером Башкирского театра оперы и балета (1953-1967), одновременно активно занимаясь творчеством.

Произведения композитора постоянно исполнялись и были поставлены в центральных городах страны (Москве, Ленинграде-Петербурге, Астрахани, Душанбе, Волгограде, Ижевске, Казани, Кургане, Омске, Тюмени, Челябинске и др.) звучали на пленумах и съездах Союза композиторов СССР и РБ, под управлением известных отечественных дирижеров (народных артистов СССР С.А. Самосуда, Г.Н. Рождественского), записывались на Всесоюзном радио и грампластинках фирмы "Мелодия", издавались Всесоюзным издательствами "Музыка". В Уфе учрежден открытый музыкальный конкурс инструменталистов (фортепиано, струнные инструменты) им. Н.Сабитова.

Н.Г.Сабитов много сделал для развития и становления жанров национального балета, симфонической (поэмы, сюиты, концерты для скрипки, фортепиано и симфонического оркестра), камерно-инструментальной и камерно-вокальной музыки.

Образный строй сочинений композитора глубоко гуманистичен, тематика творчества насыщена гражданственно-патриотическим пафосом, любви к Отчизне и родному Башкортостану, вечным темам любви и дружбы. "На первом месте у него стояла любовь, любовь ко всему", - метко выразился один из его друзей. Через эту призму композитор воссоздает мир жизни героев своих произведений, своего рода лирико-драматической "летописи" истории жизни страны, башкирского народа в ХХ столетии. Его привлекают темы исторического прошлого народа, воплощенные в концепции сифонических поэм ("Героическая поэма"), балете "Горный орел" (совместно с Х.Ахметовым), рисующем образ национального героя башкир Салавата Юлаева, сложных противоречивых социально-политических конфликтов драматического времени периода гражданской войны (балет "Гульназира"), жизненные коллизии послевоенного времени ( Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.) и судьба человека - в центре содержания балета "Люблю тебя, жизнь", патриотизмом и любовью к родине пронизана концепция балета "Страна Айгуль", повествующая о судьбе молодой башкирской девушки и ее матери, волею драматических обстоятельств военного времени, оказавших в различных странах мира. Н.Сабитова привлекает и детская тематика: балеты "Буратино", "Мурзилка-космонавт", опера "Безусый волшебник", детские фортепианные пьесы.

Балеты композитора продолжают развивать традиции лирико-драматических сочинений этого жанра русских композиторов и национальной этнографической драмы, строящихся на основе конфликтной драматургии. Тенденция психологизации жанра, углубленной трактовки образов героев (Айгуль, ее матери, Гульназиры и др.) наиболее ярко проступает в последних балетах "Страна Айгуль", "Люблю тебя, жизнь", хореографической сцене "Поэма о платке".

Тяготение Н.Сабитова к инструментальным жанрам и формам академической музыки, обращение к принципам симфонического развития (лейтмотивная драматургия в балетах и симфонических произведениях) подчеркивает связь его творчества с классическими традициями. Он внес существенный вклад в развитие инструментальной башкирской музыки, создав жанр национального инструментального концерта, вариаций, развив традиции инструментальной национальной миниатюры (фортепианные прелюдии, скрипичные миниатюры). Мелодическое начало является господствующим в сочинениях композитора и рельефно заявляет о себе в жанрах песни и романса (создано свыше 200). Примером могут служить: "Дикие гуси", "Песня жаворонка" (сл.Г.Рамазанова) и других. Мелодический дар композитора проявляется во многих лирических и жанрово-бытовых сценах балетов (лирические Adagio Гульназиры и Бахтияра, Айгуль и Ричарда, "песенка" Буратино и т.д.).

В творчестве композитора преобладает лирическая сфера образов (лирико-драматических, - эпических, - жанровых, идиллических), определяющих близость стилистической направленности творчества к романтизму и синтезирующему сплаву национально-фольклорного языка с ладогармоническими явлениями современной музыки (усиление роли диссонанса, хроматики в мелодической и гармонической структуре мышления). Композитор обращается как к цитированию известных фольклорных тем, так и к их стилизации.

Произведения для музыкального театра:

"Горный орел" (в соавторстве с Х.Ахметовым), балет (сценарий Х.Сафиуллина), 1958;

"Гульназира", балет (сценарий Г.Сабитова, С.Дречина), 1958;

"Буратино", балет (по сказке А.Толстого), 1960;

"Поэма о платке", хореографическая сцена, 1958;

"Легенда о лесной девушке", хореографическая сцена, 1959;

"Мурзилка-космонавт", балет;

"Люблю тебя, жизнь", балет, сценарий Н.Сабитова, 1967;

"Страна Айгуль", балет по драме М.Карима, 1970;

Вступление к балету "Горный орёл"

Адажио Амины и Салавата из балета "Горный орёл"

Адажио Гюльназиры и Бахтияра из балета "Гюльназира"

Симфонические произведения:

"Героическая поэма" для симфонического оркестра (1950);

Первый концерт для скрипки с оркестром (1951);

Концерт для фортепиано с оркестром (1958);

Второй концерт для скрипки с оркестром, (1959); Симфоническая сюита из балета "Горный орел" (1961);

Ораториально-хоровые произведения:

"Бессмертие", кантата на сл. Г.Рамазанова (1953);

Камерно-вокальные произведения:

"Гляжу в глаза", вокальный цикл, 1965;

"Пусть звенят песни", песни и романсы на стихи башкирских поэтов, 1971;

"Весенние песни", "Песни любви" на стихи башкирских поэтов, 1968.

Камерно-инструментальные произведения:

Семь наигрышей для фортепиано, 1965;

Прелюдии для фортепиано.

источник: borgo.ucoz.ru


Яндекс.Метрика free counters