ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Татарские мари, марийские села Татарстана


ГлавнаяТатары в РоссииРеспублика Татарстан

Татарские мари, марийские села Татарстана

Марийское население Татарстана насчитывает около 24 тыс. человек. Его сельскую часть представляют более 30 сел и деревень, рассредоточенных в бассейнах Вятки и Камы, в северных и восточных районах республики.

Около двух третей из существующих в Татарстане марийских населенных пунктов расположены восточнее Вятки, и их, таким образом, можно считать восточно-марийскими.

Проживающие в Татарстане восточные марийцы разделяются на несколько этно-ареальных групп. Северную группу, которая расселена в Вятско-Камском междуречье и через ареал проживания которой проходит татарстанско-удмуртская граница, принято называть камской или вятско-камской. В Татарстане селения этой группы распространены в Елабужском, Менделеевском и Агрызском районах.

Самое большое число марийцев, 2,9 тыс. человек, сосредоточено в Агрызском районе.

Они образуют как бы переходное звено между камскими и проживающими к юго-востоку от Камы икско-сюньскими марийцами (Актанышский, Мензелинский и Муслюмовский районы). От Татарстана ареал икско-сюньской группы простирается и в западные районы Башкортостана.

С 1960–1970-х годов регион нижней Камы испытывал бурный индустриально-урбанизационный подъем, связанный прежде всего с развитием автомобилестроения и нефтеперерабатывающей промышленности. Новые рабочие места в растущих городах (Набережные Челны, Нижнекамск и др.) привлекали из прилегающих сельских районов рабочую силу, в том числе и марийскую.

В результате урбанизация марийцев ускорилась. Притяжение больших центров, таких, например, как Набережные Челны, наблюдалось как внутри Татарстана, так и за его пределами. Поэтому их марийское население состоит не только из восточных марийцев ближайших районов. Среди них немало и более далеких мигрантов, в том числе из Марий Эл. В этой связи интересно отметить, что из городов Татарстана самое большое число марийских жителей имеет не Казань, а Набережные Челны, где их насчитывается около 4 тыс.

Главной группой непосредственных этнических контактов для сельских марийцев Татарстана является, как правило, титульная нация республики. Прежде всего это касается икско-сюньских марийцев, которые оказались практически в полном окружении татар. Поэтому представители этой группы марийцев в качестве второго языка используют в основном татарский, а русский язык стоит только на третьем месте. Через школу и средства массовой информации знание русского языка распространяется в молодежной среде, но среди старшего поколения встречается еще немало людей слабо знающих этот язык.

Марийские села Агрызского района РТ

Всего в Агрызском районе проживает 3035 марийцев. В Бимском сельском поселении – 1053 марийцев, Кулегашском – 497, Кадряковском – 517, Азевском – 283, Красноборском – 150, Терсинском – 85, в Агрызе – 450. Марийцы – третье по численности население.

Сохраняя традиции

10 ноября 2016 года в Пелемешском доме культуры Агрызского района Татарстана прошел праздничный концерт, посвященный Дню Матери, где на одной сцене встретились представители разных поколений.

Средняя и старшая группы артистов подарили прекрасные стихи, юмористические сценки, современные танцы, русские и марийские песни и, конечно, марийский национальный танец. Изюминкой, одним их важных номеров, стало исполнение взрослой группой старинного марийского танца в советующих костюмах.

В течении всего мероприятия чувствовалась теплота, искренность, а некоторые маымы не удержали слез радости.

После завершения выступления зрители еще долго благодарили артистов за этот вечер.

Трудно в чужой среде сохранить свой язык и национальность. Так уж вышло волей судьбы, что марийский народ раскидало практически по всей России. Особенно сложно стало для тех марийцев, кто попал в края инородцев совсем не похожего вероисповедания и менталитета, не особо лояльных к другим. Так случилось с марийцами, переселенными в годы жестокой внутренней политики нашего государства, в соседний татарский край. Но, не смотря на нападки местного населения, марийцы веками сохраняли свою культуру. Как же сейчас они с этим справляются с учетом всемирной глобализации, где малочисленные народы просто теряются!? Об этом мы расспросим молодую марийку и жительницу г. Агрыз республики Татарстан Любовь Михайлову.

Любви двадцать два года. В этом году девушка окончила Удмуртский государственный университет по специальности «Реклама» и через некоторое время устроилась на работу в редакцию районной газеты «Агрызские вести» редактором сайта. Поэтому ей, как представительнице местной прессы и как молодежной активистке, не понаслышке известно о том, как обстоят дела с сохранением родной марийской культуре и национального самосознания. Как говорит Любовь, в Агрызском районе республики Татарстан живут преимущественно татары, поэтому тяжело в такой чужой среде сохранить свой родной язык, культуру. Даже дети-марийцы в обязательном порядке изучают татарский язык с детского сада, чужой язык в школе изучают пять раз в неделю, сдают экзамены. Концерты, мероприятия проходят с преобладанием татарского языка. Все это пагубно сказывается на развитии марийской культуры, на сохранении наших традиций, обычаев, а главное происходит вытеснение родного языка. Но не все так страшно, как кажется на самом деле. Марийцы Агрызского района с особым рвением стараются не забыть свои корни.

Так происходит и в деревне Пелемеш Агрызского района, которую Любовь называет скромно «моей любимой Малой Родиной». Там с делами сохранения национального самосознания все замечательно. В ее «марийском округе» все еще говорят на родном языке, поют песни, танцуют, соблюдают обычаи и традиции предков, готовят национальные блюда: «коман мелна», «шергом когольем», «шыдан пучумуш» и т.д. Частенько их навещают артисты из Марий Эл, Башкирии, Удмуртии. Есть так же ансамбли, созданные в марийских деревнях. В деревне Бима организовали коллектив «Эр Южара» (народный ансамбль с 2010 года), в Пелемеше - «Ош вис-вис», в Кулегаше - «Курмызак олык», в Кадряково - «Кадрек сем». И во всех ансамблях есть две возрастные группы: младшая и старшая. Коллективы ездят друг к другу, в различные города и села с концертами на родном языке, участвуют в разнообразных конкурсах и фестивалях. Не одно событие жизни марийцев Агрызского района не проходит без песен: будь то похороны, свадьба, рождение ребенка и тому подобное. Каждое мероприятие сопровождается национальными марийскими танцами, марийскую «восьмерку», делать «дробушку» умеют и стар и млад. Так же отрадно, что школах вышеуказанных деревень изучается марийский язык и литература наравне с татарским. В библиотеки школ, сел приходят книги, газеты, журналы. Все это благодаря тому, что детей обучают родному языку настоящие профессионалы: Эмма Ильина, Алексей Исанаев, Лидия Ишманова. Их ученики участвуют на конференциях различного уровня, на республиканской олимпиаде по марийскому языку и литературе. И каждый год становятся призерами.

Выше уже упоминалось о мероприятиях с марийским колоритом, но мне бы хотелось остановиться на одном из них. С 2008 года в «марийской округе» Агрызского района по очереди в деревнях проходит «Мари лыжня». Организатором является папа Любви, директор Бимской СОШ Эдуард Иванович Михайлов. В феврале 2015 «Мари лыжня–7» проходила в д.Пелемеш., где собралось более 300 участников, 12 семейных команд из Удмуртии, Татарстана, Башкирии, Марий Эл. Так же был поставлен своеобразный рекорд: 2 больших котла каши, 2 больших котла рагу, 60 ведер чая, 16 кг оладьев, около 500 национальных блинов. Поэтому не удивительно, что с каждым годом спортивный праздник расширяет свою географию, и из районного мероприятия он уже перерос в межрегиональный (в перспективе федеральный) уровень. На этом спортивном празднике готовиться национальные блюда, проводятся игры, проходят другие спортивные состязания: перетягивание каната, поднятие гири, прыжки на мешках. Весь день играют марийские песни, слышны задорные танцы. В будущем зимнем сезоне «Мари лыжня – 8» будет в д.Кулегаш, куда Любовь всех и приглашает.

Но не все так гладко как хотелось бы. Молодежь уезжает в город, создают семьи, и все…останавливается развитие. На родном языке не говорят, на марийские концерты ходят редко, забываются песни и танцы, не говоря о том, что книги, газеты, журналы лежат нетронутыми на полках. И никто об этом не задумывается, словно так и должно быть – это пугает. Будем надеяться на то, что они осознают свою ошибку.

Как уже выше упоминалось, Любовь живет в Агрызе. Недавно в ее районе официально зарегистрировалась местная общественная организация «Национально-культурная автономия марийцев Агрызского района». Ее председателем был избран Владимир Кибатов. Это очень знаменательное событие, так как раньше у марийцев, которых в Агрызском районе насчитывается 8%, не было общей организации. Теперь в дальнейшем организацией будет проводиться работа над сохранением родной марийской культуры, жизни: проводить дискотеки, планируется открыть «воскресную» школу с изучением марийского языка, приглашение марийских артистов и певцов из других регионов России.

Не смотря на трудности, чувствуется, что именно более молодое поколение неравнодушно к национальному вопросу. Они все чаще покупают и носят одежду с надписью «Марий улам», «Сылне марий удыр-рвезе», слушают марийские песни, устраивают «Мari party», ездят на форумы. Отрадно, что в Марий Эл проводится Всероссийский слет марийский молодежи, куда съездила и Люба вместе с земляками. Там она и ребята встретились с другими молодыми людьми их национальности, узнали много интересного и полезного.

Сама Любовь почувствовала тягу к марийской культуре только тогда, когда переехала учиться в город. Ей очень не хватало чего-то родного, поэтому она и вступила в марийский ансамбль «Ош пеледыш». В этом коллективе Любовь научилась петь, танцевать, вместе с ребятами ездила по разным городам, даже выступала на мероприятиях в Ижевске.

«Сердце болит за свой народ. Хочется, чтобы он цвел и развивался. То, что я марийка, не разу не жалела и даже больше, горжусь этим. Считаю, что каждый уважающий себя человек должен знать свой язык, традиции и обычаи. Мне знание языка позволяет свободно общаться на родном языке с родными, друзьями, односельчанами. Преимущество еще в том, что можно писать статьи, материалы, держать связи с другими марийцами, живущими в других регионах», - говорит Любовь в конце интервью.

Думаю с ее словами согласиться каждый мариец, уважающий свою национальность. А как по-другому!? Если ты родился марийцем, так неси с гордостью свой крест до конца своей жизни. Зачем связывать свою судьбу с западными и прочими культурами, обезличивая свою национальную принадлежность!? Зачем идти вопреки судьбе!? Родители подарили тебе жизнь, так будь же благодарен им и прими их национальность.


Источник: Команда Кочующие

18.02.2017 год

komanda-k.ru

Яндекс.Метрика free counters