ya_palomnik
Башкирские волости
Bashkirian volosts

Для веб-мастеров. Пользуюсь хостингом в Германии 5 лет.
Рекомендую, нареканий нет.
Поиск по сайту
Введение
Административное
управление

Башкирские
волости
Сарапульский уезд
Агрызский район

Елабужский уезд
Менделеевский район

Мензелинский уезд
Тукаевский район

Мензелинский уезд
Мензелинский район

Мензелинский уезд
Сармановский район

Мензелинский уезд
Актанышский район

Мензелинский уезд
Муслюмовский район

Бугульминский уезд
Азнакаевский район

Бугульминский уезд
Альметьевский район

Бугульминский уезд
Бугульминский район

Бугульминский уезд
Лениногорский район

Бугульминский уезд
Ютазинский район

Бугульминский уезд
Бавлинский район

Заключение

Жалованные и сберегательные грамоты царей - юридическая основа для владения башкирскими волостями своими вотчинными землями

Башкиры испокон веков являлись владельцами своих вотчинных земель. По родословным родов и племен (шежере) видно, что они имели вотчинное право при сыновьях Чингисхана, в годы господства Золотой Орды, после ее распада их вотчинное право не раз подтверждалось казанскими и сибирскими ханами. Об этом ясно сказано в челобитной башкир из многих волостей и дорог от 26 февраля 1709 г. «И как де был в Казани Шигалей царь, в Тобольском Кучюм царь, и у них де раментом служили и ясаки платили из давних лет деды и отцы их, и те деды и отцы их владели в Уфимском уезде вотчинами». Затем «все де юрты с уездами (казанского и сибирского ханства) достались деду и отцу его великаго государя. И после де того им великим государем деды и отцы их покорились без спору и без войны и, приехав, из своей воли покорились, и которыми вотчинами при царях своих владели и ясаки платили, договорились, чтоб их веры не нарушить и как ясаки платили деды и отцы их изначала, и им бы платить также, как и наперед сего плачивали при прежних царях, против прежняго без прибавки, и они де великому государю покорны. А о том в прошлых де годех присланы к ним великого государя грамоты, что всяких поборов вновь не накладывать и вотчин не отымать, и их веры не нарушить до окончания жительства. И ныне де государева указы стали нарушены, и прибыльщики наложили на них прибыльные дела (72 вида налога) и в наказе им прочитали».

Царь Иван Васильевич и его наследники, цари из Романовых подтверждали все грамоты или давали новые жалованные или сберегательные грамоты. Земельные споры между волостями решались третейским судом с приглашением поверенных из соседних волостей, незаинтересованных в сути решаемого вопроса.

Обратим внимание на жалованные и сберегательные грамоты башкирских волостей. Их названия редко кто называет в своих работах, а Татарская энциклопедия о них вообще умалчивает.

Енейская волость

Начнем с грамот башкир Енейской волости. Башкир д. Ушар (Семиостровная) Биктимер Кадыров (без «товарищей») получил копию сберегательной грамоты с копии таковой от 7140 (1632) года, данной прадеду Баичку Токтамышеву. «От царя великого князя Михаила Федоровича всея России на Уфу воеводе Ивану Федоровичу Желябужскому (1628 1634 гг.) да подьячему Лотухину бил нам челом Уфимского уезда башкирец Баичко Токтамышев, а сказал на оброке де за ним в Уфимском уезде рыбныя ловля озеро Баргадак и около того озера пашня и сенные покосы, а платит он в нашу казну на Уфе с того озера Баргадака по 15 куниц, да в Казань платит с пашни и с сенных покосов оброку он по полу пяти пуда меду на год и ставятца де блиско того озера на Белой Волошке на устье всякие люди, проезжие и в том его озере Баргадаке рыбу ловят и пашни пашут и сено косят горная и луговая схожая черемиса насильством и нам бы Енбоичка пожаловати в том его в оброчном озере Баргадаке проезжим никаким людям рыбы ловить с горной и луговой схожей черемисе пашни пахать и сено косить не велети и будет так ... и вы б впредь проезжим людям в том его оброчном озере Баргадаке рыбы ловить, горной и луговой схожей черемисе пашни пахать и сена косить не велели, чтоб обид и насильства никакого не было, а кто будет впредь станет в том его Баичюва в оброчном озере Баргадаке рыбу ловить и около того озера рыбу ловить и пашню пахать и сено косить насильством и вы б ему Боичке на тех людей в насильстве давали суд.

Писан на Москве лета 7140 года марта в 23 день».

Думается, что вторая из них касается не всей волости, а только одного из подразделений ее - Бугадинской тюбы, поскольку в других грамотах от 1646 и др. лет тем же башкирам упоминаются вотчина Бугады, речки Терпели и Толнамас.

Ниже приводим текст сберегательной грамоты от 1640 г.

«Лета 7148 (1640 г.) марта в 3 день били челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея России, а воеводе Ивану Ивановичу Салтыкову (1639-1640) подали челобитную Уфимскаго уезду, Енейския волости, ясашные башкирцы Янбатычко Кудабахтин сын, Магозячко Байбахтин сын с товарищи, а в челобитной их написано: вотчина де дедов и отцев их вниз по Ику реке по обе стороны борт-ныя ухожия и всякие зверевые ловли и с озеры, а межи де той вотчине по Ику реке вверх Тамдума озера исток, да нижняя межа той вотчины по Ику реке вниз заводь Уртаря, да в той же вотчине озера Таралы и с ыстоками и всякими угодьи, в тое де их вотчину приезжают из Казани русские люди и чуваши и черемиса и вотяки и в той де их вотчине в озерах и в ыстоках рыбу ловят и борти выдирают и насильства де им всякое чинять, а они де с той вотчины дают твоего государя ясаку на Уфу десять куниц, да в Казань девять куниц, да полдевята батмана (в батмане 8 пудов) меду, и им де и тех приезжих людей житии стало невозможно и государева де есаку добыти негде и государь бы их Янбахтычко с товарища пожаловал, велели бы им дать оберегательную память, чтоб казанцы, русские люди и чуваши и черемиса и вотяки, приезжая им насильства никакова не чинили и по государеву цареву и великаго князя Михаила Федоровича всея России указу воеводе Ивану Ивановичу Салтыкову, Уфимскаго уезду, Енейской волости, башкирцам Ян-Бахтичку с товарищи дать оберегательную память, чтобы их башкирские вотчины в их реку и в озера для рыбныя ловли и для всяких обид не приезжали, а будет приезжать учнуть безоборочным памятям им тех людей не впущать. К сей сберегательной памяти государеву цареву и великаго князя Михаила Федоровича всея России печать уфинскаго города приложил воевода Иван Иванович Салтыков».

Известны и другие сберегательные грамоты енейцев. 5 декабря 7147 (1638) г. башкиры д. Суксу Ямалейко Ядигаров с тов. получили оберегательную грамоту, защищающую их от посягательств русских людей на их землю.

Тогда же башкиры Уркенячко Чермышев с тов. получили такой же документ.

В 1700 г. к Петру Алексеевичу обратились башкиры Жденко Асылов, Енгилдейко Едигаров с просьбой оградить их от гостиного человека Симановского, захватившего их озеро. Получили владенную память.

Башкиры будущего Большого аймака Енейской волости в 7177 (1669) г. получили нижеследующую владенную выпись (сберегательную память) (д. Семиостровная состояла из Большого, Среднего и Малого аймаков), где говорилось, что «вотчина их старинная дедов и отцов их по Каме реке по обе стороны верхнея межа по речке по Бую по речке по Амзе по речке Кутмесю, Ик, вниз по речке Каме по обе стороны да по речке Ельденю на правую сторону да по речке по Потруче и по болоту Чистому на озере Тениды вниз по речке да по речке Белой по обе стороны и до устья Белякова и Жатынского до озера Сингильда да Кутуш озеро и Сауш озеро со стороны в Биясальской остров, а на острову Малые озерка с острова по клочку до речке Синдя до речке Лушчивы до речке Шумшор до речки Уса, до речке Гутмес до речке Сала, а платят де они с той вотчины великому государю ясаку 65 куниц да 22 батмана меду в Казань, а великого государя грамоты на ту вотчину почему им владеть нету, а они де свезли на Уфу великого государя грамоту, а по той великого государя грамоте велено им дать на ту их вотчину сберегательную память и, чтоб великий государь пожаловал велел им на тое их вотчину дать сберегательную память почему бы им было владеть тою вотчиною государя царя и великого князя Алексея Михайловича за приписью дъяка Н. Зыкова на Уфу к стольнику и воеводе к Федороу Сомову дан дъяку Ивану Родионову по челобитью Уфимского уезду Казанской дороги Енейской волости башкирцев Бориска Биздерганова да Онтошка Бисарина да Уркенечка Чермышева с тов. прошлого 7176 году написано вотчина да за ними старинная дедова и отцов их по Каме реки по обе стороны. Дать на ту вотчину владеную выпись».

Граница енейских вотчин доходила до р. Оса. Из-за разорения деревни Нагашево, ее хозяйства в годы восстания 1704-1711 гг. башкиры не могли «с вотчин своих кунной ясак платить», поэтому из д. Нагашево 4 Нагашевых, 2 Урусметевы, Актуган Янчурин с тов. из д. Яланъяр уступили подьячему с. Каракулино С. К. Арзамасцеву «в вотчине своей на пашню гаревые земли по Осе реке Бахтиские поля», которому на берегу этой речки «дворами строитца» с условием уплаты в казну ясаку в год по кунице или деньгами по 4 гривны».

Енейская волость подразделялась на тюбы (аймаки). Тюбы образовались во второй половине XVII в. В Мензелинском уезде их 5: Большая, Средняя, Малая, Терпелинская, Канбарская (д. Буаскулево, Калмаш, Картово, Сууксы) тюбы. Были и Енейская тюба Енейской волости (д. Семиостровная, Новосемиостровная, Челнанарат), а также Бугадинская тюба (д. Старые и Новые Бугады, Сафарово, Кадырметево, Солтангулово, Зилево). В Елабужском уезде находились Салаушевская, Тугузская, Чигирская тюбы, в Сарапульском уезде - Тугузская тюба.

О Кан(м)барской тюбе несколько слов. Название от гидронима. Река Канбарка приток Буя. В 1738 г. вотчину вверх по р. Каме напротив с. Сарапула по обе стороны речек Канбарка и Ишбай на 10 лет с условием продления срока отдали в аренду дворцовым крестьянам. По правую сторону Канбарки крестьяне возвели 8-дворное селение. В 1749 г. енейцы отдали в аренду свою вотчину на нагорной стороне р. Камы, где находилось и озеро Канбарка. На проданной еней-канбаровцами земле в 1767 г. был построен Канбарский завод.

Большой тюбе принадлежали 4, Малой и Средней - 1 грамота. В большом селе Ушар (Семиостровная) находились Большая и Малая тюбы, частично и Средняя, объединив и соседние деревни.

Байлярская волость

Байлярская волость имела 3 участка вотчинных земель. Все они были обеспечены жалованными и сберегательными грамотами. Все части территории волости были обособлены друг от друга вотчинами других волостей.

Первая часть волости получила грамоту в 1696 г.

Башкиры д. Тураево Байлярской волости Казанской дороги команды старшины Надыра Килеева Еркей Асеинов, Усеин Аднагулов, Имансар Якупов, Мумак (Мемет) Юнусов, Исамбай Юсупов, Чапдар Сатыков продали свои паи из общей вотчины в Уфимском и Казанском уездах поручику Казанского драгунского полка Оренбургского гарнизона И. Л. Мильковичу за 500 руб. При этом потребовали жалованную грамоту от 4 ноября 7205 (1696) г. «Оная вотчинная земля состоит в Байлярской волости по нижеписанным межам, а именно: рыбным ловлям - первая межа Большое озеро, а нижняя - на низ по Ику реке озера Урла, и сенным покосам - верхняя межа Большое озеро, нижняя - Бережное озеро до озера Теня и по Ику реке по обе стороны да по Шильке речке, вверх в одну сторону да по Кошале речке по одну сторону по Безкечене по обе стороны, с вершины до устья Ику реки, а бортные угодья на Каме реке от устья Ику реки, по обе стороны Камы реки, да за Камой реки, по Ику реки по обе стороны выморок (оставшийся после владельца без наследника), на которую землю отдал я, Мамет, ему поручику Мильковичу, жалованную деду и отцу в 7205 г. ноября в 4-й день из бывшаго в Москве Казанского дворца старинную грамоту, по которой с имеющихся в оной же вотчинной земле рыбных ловель мои паи иметь во владение поручику Мильковичу».

Данная грамота от 1696 г. относилась к вотчинным угодьям Байлярской волости, находящимся по pp. Иж, Камы, Ика.

Вторая часть территории Байлярской волости тоже имела свои поземельные права.

«Имеется у нас жалованная от царей предкам нашим земля со всеми угодьями, состоящая за Камою рекою, верхняя межа подле Камы реки Красный Яр, а нижняя межа гора Лоденка по Ижу, по Салагушу речки с вершины и до устья до Ижу по Уфимскую сторону от острова Каратова до Большого озера и по речке по Ижу, а Тыганского и Мензелинского устья по обе стороны реки Ижу и до Усалы-Тамаку и по Мензеле реке вверх по правую сторону до болота Бикасаз с мелкими речками до против того болота за Мензелей межи Калтамон и межи Кавзияку речки до дубровы, до по другую сторону болота Бикасаз по речкам по Игине и по Дрюше по правую сторону, и то ниже владение состоит смежностию Булярской и Иректинской волостей и коронною землею дер. Сармашбашевой и Налимовой с прочими деревнями и между ними не было никакого спору и владели каждый своим повытьем и по своими правами особенно, не входя друг к другу в границы. Права наши в межевую кантору представлены. Землемер Добровольский обмежевал земли Салагушевой тюбы Байлярской волости не отдельно, особо, а вместе с Саралиминской волостью «в одну округу», которые владеют «по одну округу», которые владеют «по особому от нас праву», и обошел как их землю, так и нашу и всю соединил, неразлича нас владельцев по правам порознь зделал формальную межу в одну округу».

Просьба поверенного: «Обмежевать нашу землю особою округою».

Таким образом, все части Байлярской волости имели жалованную или сберегательную грамоты, которые давали вотчинникам право свободно распоряжаться своими землями.

Третья часть территории Байлярской волости получила грамоту 8 октября 1797 г.

Указом Сената от 8 октября 1797 г., «основанным на грамоте 7166 (1657) г. башкирам Байлярской волости всею землею велено владеть с жителями Кыр-Еланской волости вместе».

Еланская и Кыр-Еланская волости

По Р. Г. Кузееву, племя Елан - древнейшее образование на территории Башкирии.

Название этнонима от змеи: по Ибн-Фадлану, еще в 921 г. башкиры поклонялись и змеям.

В XIII-XIV вв. еланцы составляли часть (род) кипчаков («мы еланы - кипчаки», - говорили старожилы-информаторы). Упоминается в источниках народ Елан. Еланы - потомки одного из древнетюркских племен, которые включались в состав кипчаков еще на ранней стадии их истории миграции на запад.

Роды еланцев: еланы, кыр-еланы, эске-еланы, которые в свою очередь подразделяются на тюбы (аймаки) как уразай, тугузлар, лаяшлы, сырым.

Башкиры-вотчинники Кыр-Еланской и Байлярской волостей владели вотчинными землями на основе царских грамот, полученных ими в XVI-XVII вв.; в частности, выше уже говорилось о том, что байлярцы из д. Бавлы имели грамоту 7166 (1658) г. Башкиры Кыр-Еланской волости (д. Исергапово, Кызыльярово) являлись владельцами вотчинных угодий по грамоте от 23 февраля тоже 1658 г. Известно ее содержание. «Лета 7166 (1658)-го февраль 23-го дня били челом великому государю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великия и Малыя и Белыя России самодержецу Уфимского уезду Казанской дороги д. Тынламас ясачные бобыли (бывшие башкиры-вотчинники) Кошайко да Урмаметко да Уразлыйко Бакшилдины да Уразбахтка, Уразлея, Багишка да Уразметка да Тиметка Башаевы дети да Скейка Шихмаметев, а на Уфе в съезжей избе стольнику и воеводе Алексею Ивановичу Головину подали челобитную, а в челобитной писано: вотчина де у них старинная дедов и отцов их в Уфимском уезде по реке Ик, а вверх по той Ику реке нижний рубеж выше Дымского устья, а верхний рубеж по Ику Кандыкское устье по обе стороны Ику и степной стороне по Бугульминской дороге, а по другую сторону и лесу с устья Напыща речки верхний рубеж Рямское устье по обе стороны и с теми речками и с вершинами, которые речки и вершины впали в те речки, по речке Белебея по обе стороны Белебея речки и которые речки впали в ту Белебея речку и с теми речками по Усень речку по устье Бишинды речки, что впали речки Нюгуша, что впала в Усень речку Агырзы и по Агырьязу (?) и меж речки Юнкогуша и ниже Агырзи словет Черный лес Ямады и в тех угодьях озеро Большое да Меньшее Бавла до Большое да меньшее Чюты и в тех де речках и озерах рыбные ловли и с ыстоками и в тех де урочищах бортные деланыя деревья и звериные ловли и всякие угодья и от той де вотчины платят они в казну ясаку по 12 алтыну по 2 деньги, да на Уфу з земли бобыльскаго ясака «платят по 16 куниц на год».

Несмотря на наличие грамот в середине XVIII в. разгорелся спор о земле между владельцами вотчин двух волостей, который был разрешен третейским и вышестоящим судами, решившими владеть спорной землей «пополам». Кроме того, у байлярцев была грамота на владение землей от 7082 (1574) г.

Кыр-Еланцы выделились из общей Еланской волости, тем не менее они продолжали пользоваться общей вотчиной материнской волости.

Булярская волость

Булярская волость еще до Генмежевания земель подразделилась на 2 поземельные дачи: 1-я дача д. Кадыровой вместе с другими в Бирском уезде (затем Белебеевский уезд) имела 38 713 дес. всей земли, 2-я - д. Чуракаева с другими селениями в Мензелинском уезде.

К Булярской волости относились д. Ахуново, Сафарово, Якшиево, Буляково, Бикабызово, Альметево, Чуракаево, Сеитово, Кадырово, Сынряново (7 деревень в 1-й даче, где, по 7-й ревизии, башкир-вотчинников 293 души, по 8-й - 291 душа, башкир-припущенников по 7-й ревизии - 216, по 8-й - 265 душ, тептярей по 7-й ревизии - 361, по 8-й -497 душ- мещеряков по 7-й ревизии - 48, по 8-й - 63 души (но «никто из них, даже башкиры-вотчинники не имеет крепостных актов»). Однако это не совсем верно.

Булярская волость с севера была окружена вотчинами Байлярской, Енейской, Гарейской волостей, с востока - Киргизской, с юга -Юрмийской, с запада - Иректинской волостей.

Башкир д. Буляр Булярской волости из д. Сап(ф)ерово, как вотчинник, обращается к царю: «7161 (1658) году марта 5 дня бил челом государю царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Руси, а на Уфе в съезжей избе воеводе Ивану Андреевичу Франзбекову подал челобитную Уфимского уезду Казанской дороги деревни Бюлярские и волости есашной башкирец Бача(р)ко Козяшев, а в челобитной ево написано: платит де он Байсарка государева есаку в Казань по пяти батман меду да по две куницы да на Уфу по десяти куниц на год».

Об этом говорится и в родословной Булярской волости, но с другим именем получателя владеной памяти (Айтуган сын Субака).

На вопрос, почему башкиры и другие часть оброка платили в Казань, они сами ответили. Оказывается, на некоторые угодья «Казанская губернская канцелярия имела владенную выпись с положением оброку».

В жалованной грамоте конца XVII в. указаны ориентиры владе-емой вотчины. «А в той данной им жалованной грамоте написано: «великие государи цари и великие князя Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич в прошлом в 199-м (1691) году пожаловали, указали отдать на оброк башкирцем Уфинского уезду Маметку Бигилдееву с товарыщи в Казанском уезде уфинские рыбные ловли в реке Ику и озера Темошево и Дотпирю, да заводь старицу Сагадан с ыстоками и мелкие озерка, и в Уфинском уезде бортные ухожьи и рыбные же ловли озеро Илюк и от Илюку до Большого озера, от Большого озера до Ику реки и по Ику реке по обе стороны с озерами и истоки впредь бес перекупки, понеже они платят в казну на Уфе по 114 куниц да 21 батману меду, да сверх того им, башкирцам, платить с тех вод в Казани на рыбной двор старого откупу и новой наддачи по 20 руб. на год».

По челобитью башкир всех четырех даруг (дорог) грамотой запрещается отдавать пришлым людям башкирские земли. В 7201 (1694) г. грамотой из Приказа Казанского дворца в Москве уфимскому воеводе Д. Н. Головину об ограждении вотчинных прав башкир предписывалось следующее: «В недавних годех на тех их старинных вотчинах и во всяких угодьях поселились пришлые русские люди, и татара, и чуваша, и черемисы, и вотяки, пришед из Казанскаго, из Тобольского и из Кунгурского уездов и из Соловарного городка, чтобы башкирцам от теснения пришлых людей и да столь вконец не раззориться и наших великих государей (Иоанна и Петра Алексеевичей -А. А.), службу и ясаку и всяких податей не отбыть ... и о том дати б им великих государей, грамоту. И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б их угодий и земель пришлым людям в оброк и в тягло и в службу отдавать не велел».

Как ответ всем тем, кто легко превращает любого припущенника в вотчинника, т. е. в башкира, приводим предписание военного губернатора Оренбургской губернии генерал-майора Н. Н. Бахметева (1798—1803 гг.) от 16 июня 1802 г. кантонному начальнику 11 -го башкантона поручику Султанову: «Жительствующих самовольно на земле, принадлежащей башкирцам Булярской волости, башкирцев же 11-го кантона Енейской волости команды старшины Ильяса Шарипова, а так же байлярцов в 6 дворах; вследствие вашего ко мне представления, что от 17 марта по прошению тех вотчинников булярцов, предлагаю сослать на собственную их землю Енейской и Байлярской волостям подлежащую, и впредь наблюдать, что подчиненные вам башкирцы отнюдь не смели по своевольству своему, оставя собственные земли, поселятся на чужих».

Возвращали на места выхода самих башкир, самовольно оказавшихся в чужих волостях. А «своевольство» припущенников находило соответствующую реакцию властей.

Гарейская волость

По Р. Г. Кузееву, племя Гэрэ - кипчакизиро-ванные потомки тюркского или тюрко-монгольского объединения ке-реит. Их миграция на Урал происходила одновременно с кипчаками. По легенде, предок «Гэрэ - баба из рода монгол» кочевал на Волге. Расселились на Белой, потеснили енейцев.

Соседями гарейцев были енейцы, уранцы, буляры, киргизы, еланы. Часть енейцев была ассимилирована гареицами. В XIV-XV вв. часть гарейцев углублялась в Забельские леса, затем их называли урман-гарейцами. Идель-гарейцев знали в бассейне р. Белой.

Упоминается сберегательная память Гарейской волости от 7140 (1632) г., состоящая из Янзигитовой и Такталачуковой тюб.

Сберегательная память, выданная Уфимской воеводской избой ясачному башкирцу Биртюку (Буртюк) Кудабахтину с тов. на их вотчины в Гарейской волости Уфимского уезда от 27 марта 1641 г., относящаяся к Янзигитовой тюбе (ныне Краснокамский район РБ), опубликована В. А. Новиковым. Ниже ее текст. «Лета 7149 (1641 г.) марта в 27 день бил челом государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея России, Гирейския волости ясашные башкирцы Биртючка Куда-Бахтин, Бекбовка Бисарин с товарищи своею деревнею, а воеводе Льву Афанасьевичю Плещееву подали челобитную, а в челобитной их написано: вотчина де их искони век отцев их и дедов речка Старица, гнило Танып, от Белые реки да деревни Биртюковы вверх, зверовые и рыбныя ловли и бортные ухожия и по оремам хмель, и в тое де их вотчину приезжают русские люди вятчина и сарапульцы и березовцы зимою и летом и в той де их вотчине в канале реке те русские люди насильством своим рыбы неводами и жерлицами и сетьми ловять и хмель по рекам дерут и борти со пчелами подсекают и подлаживают и как де они в той речке в своей вотчине езе бьют и те де русские люди приезжая и тот езе разламывают и государь бы их Гирейские волости башкирцов Биртючку Кудабахтина, Бекбовка Бисарина с товарищи пожаловал велел бы им дать сберегательную грамоту от тех русских людей от насильства и по государеву цареву и великаго князя Михаила Федоровича всеа России указу воевода Лев Афанасьевич Плещеев дал им сберегательную грамоту русским людем вятченям и сарапульцам в том в их вотчины не въезжать насильством и жерлицами и сетьми не ловить и хмель по оремам не драть и бортей со пчелами не подсекать и не подлаживать и езе в той речке в их вотчине не ломать к сей сберегательной грамоте государеву цареву и великаго князя Михаила Федоровича всеа России печать уфинскаго города приложил воевода Лев Афанасьевич Плещеев».

«Такову сберегательную память податель Казанской дороги, Гирейской волости, деревни Бюриковой (Буртюково), башкирец Малгагилда Енуров взял и во взятье тамгу приложил и толмачил Андрей Вязмитинов по ево приказу сын ево Михайло руку приложил».

В следующей сберегательной грамоте речь идет только о землях Такталачуковской тюбы Гарейской волости Мензелинского уезда.

«Представлены от повереннаго башкирцов, данных предкам их Кузюмке Бекмянину и Ишкинячке Темкееву с тов. в 1700 и 1701 году по указам е. в. жалованных сберегательных памятей видно: велено Бекмянину и Темкееву с тов. владеть старинною своею вотчиною, как предки их владели, и состоящими в той их вотчине озерами Ликадой, Емадой, Чуклеем, а по руски Чекаево, Шабизаказеим, Каргиным, Емалинским, Кабанским, двумя бакарами, Толепинским и речкою Тармалою с мелкими озерами, ключами и стоками и мелкими речками, рыбными, звериными ловлями, бобровыми гонами и бортными ухожиями; из числа которых и на план оной волости значутся Шабиз, Карым, Чекей, а по руски Сутбы, Елилы, речки Тормала и мелкия безыменныя озера; по межеванию оказалось в ней удобной земли 13 904 дес, неудобной 1210 дес, а по присланной из Оренбургской казенной палаты в 1796 году о ревизских душах ведомости в вышеписанной деревне Такталачуковой с деревнями по 5-й ревизии показано башкирцов 518 душ, тептярей 111 душ муж. пола, всего 629 душ муж. пола.

3 тюбы Гарейской волости находились: Янзигитовская в составе Бирского уезда (10-й башкантон), Такталачуковская и Азякулевская тюбы - в Мензелинском уезде (11-й башкантон).

Киргизская волость

По Р. Г. Кузееву, племя Киргиз находится в Вельской долине, восточный сосед гэрэйцев. На юге земли киргизов вытянуты до верховья pp. Ик и Зай. Киргизы находились в Огузской среде в VIII-X вв. (Коркут-ата). Проникли к западу от Волги, а позднее в Золотоордынскую эпоху - на Бугульминскую возвышенность. В Башкортостан пришли в составе кипчакской волны в XIII-XIV вв. одновременно с соседями по Вельской долине - гэрэйцами и еланцами. Предки киргизов Тонак-бий (род Тэкэй) и Кадык-бий (род Кадыкай). Древняя родина - «в Сибирской стороне», кочуя добрались до р. Волги. Родоначальник их Коркут - ата (Бухарская сторона), его сыновья: Ахмедбий, Мухамет-бий, от него - Янабий, от него Кушыкбий (в д. Киргиз), жил в долине р. Белой близ оз. Татыш. Кушык-бий, проживающий в д. Киргизово, принял русское подданство. Его сыновья Аккуш-бий и Куккуз-бий, у последнего - близнецы Кылчан и Тонуч (Тонуз).

Близнецы Кылчан и Тонуч Куккузевы «получили жалованную грамоту от царя Алексея Михайловича, правившего в 1645-1676 гг. Это сведение подтверждается владенной грамотой, действительно полученной жителем дер. Старокиргизово (Илишевский р-н РБ) Кулчаном (Кылчаном) Куккузевым в 7140 (1632) г., только не от Алексея Михайловича, а от его отца Михаила Федоровича Романова. Получили ее через Уфимского воеводу князя М. Ю. Трубецкого (1632 г.). Они платили за вотчину ясак 83 куницы, кроме 17 батманов меда с бортей.

Не приводя полный текст владенной грамоты от 1632 г., покажем только ориентиры вотчинных земель Киргизской волости. Ориентиры киргизской вотчины в 1632 г.: По отцовскому разделу: через Белую на устье р. Манашты и вверх от той речки до устья Кичу, через р. Кичу по лугам Базыво, вверх р. Маты, р. Лязяды, Четкурга, Писаман, М. Маты, р. Балчиклы, р. Телгазы, Имчак, Сухов дол, р. Зюня, Сарсаз, Сагын, Узень дол, р. Ик, через р. Ик до р. Кривой Туб, до устья р. Ютазы, до устья Дымской, до верш. р. Клану, от вершины Бавлы до устья р. Нижней Усоярлык, до верш. р. Дымской до вершины р. Заю, по р. Заю до р. Зарыелы, до вершины р. Ютазы, до истоку Кугуст, через р. Лесной Зай до устья р. Имашу, от него до Кантюбы через р. Ик до Кайслы, до вершины р. Чукай, до вершины р. Соковой, через р. Зай до киргизского Булыку, от него до Дищуй, до соснового суходолу, вниз до р. Ушази и до устья Ишази через Су(ю)нь реку, до устья р. Большой Маты и вверх по Мате до вершины р. Илды, а с вершины до р. Ташлы, до устья через р. Сунь, до р. Мезиллы до Карык Кулану, от него до р. Бизяды, до Сарсаз от вершины Сарсазу, до вершины р. Актаныш до оз. Иргинеш, от него до вершины р. Кутылга, от нее до горы Иградуш, через р. Белую до р. Кунь, от нее до р. Илдаяку, от нее до вершины р. Калтию и до Старых Киргиз с пашенною землею, сенными покосы и рыб. ловлями и звериным гоном... з бортного угодья 17 батман меду. В ясачных книгах Р. А. Д (1604) г.

В 1690 г. огромную по площади выморочную вотчину «по р. Самаре, от Кинельского сырта и от Красного Яру, по обе стороны по рч. Юшаду до Терпелинского верхнего сырта» получил башкирский тархан Киргизской волости Явгильда Мурзагалдиев. Вот ее полный текст: «От великих государей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея великия и малыя и белыя России самодержцев на Уфу стольнику нашему и воеводе Ивану Андреевичу Толстову (1689 1691) били челом наш великим государям Уфимского уезда Казанской дороги Киргизской волости тархан Явгильдок Мурзагалдиев в прошлых де давных годах владел Казанского уезду Арские дороги деревни Ачи чувашенин Бойрягозя*, отцу ево имени не ведает, вотчиною по Самаре реке, от Кинельскаго сырта и от Красного яру, по обе стороны по речке Юшаду до по Тернинской (или Терпелинской?) верхней сырт, а в тех урочищах звериные ловли, а бобровые гоны, и бортные угожьи и всякие угодьи, а с тое вотчины платил он в нашу великих государей казну в Казани Бойрягозя ясаку денег по три рубли на год; тому де ныне лет с двадцать и больши он Бойрягозя умре и та де вотчина по 123-й (1615) год лежала в пусте, никто ею не владел, и в прошлом де в 193 (1685) году бил челом наш великим государям он, Явгильдка, чтоб тою вотчиною владеть ему, а сверх того прежняго ясаку в нашу великих государей казну наддал он полтора рубли и о том даны ему в Казани и на Уфу наши великих государей грамоты и по тем нашим великих государей грамоты и тое вотчину ему во владение отдана, велено тое вотчину и ясак переписать из Казани на Уфу за ним и с тех де по вся годы в нашу великих государей казну на Уфе ясак платили и доныне без доимки, а наши де великих государей владеннои грамоты на тое вотчину ему не дано и нам великим государям пожаловати б ево велети ему на тое вотчину дать нашу великих государей владенную грамоту с прочетом, а с тое вотчины в нашу великих государей казну на Уфу прежней ясак и с новою наддачею платить он будет по все годы без недобору и как к тебе ся наша великих государей грамота придет и та вотчина ему будет отдана из наддачи и ныне тою вотчиною владел, он на тое вотчины по вся годы деньги платил бездоимки и ты б тою вотчиною велел владеть ему по-прежнему, а прочем сю нашу великих государей грамоту и список оставить в Приказной избе. А подлинную ею нашу великих государей грамоту отдать ему Явгилдке; впредь до иных наших воевод писана на Москве лета 7198 (1690) году февраля в ... день, а назади у подлинной грамоты пишет дияк Семен Стрюков».

Ире(э)ктинская волость

Ире(э)ктинская волость окружена Булярской, Сарайли-Минской, еще раз Байлярской (по р. Мелле), Юрмийской волостями. Через вотчину протекает р. Ик. Делилась на Абдулбинскую и Байсаринскую тюбы.

Иректинцы в 1675 г. получили сберегательную грамоту. «Казанской дороги Ирехтинской волости башкирцы Каракузка Аканаев да этот Бойрягозя - чуваш по национальности, Д. М. Исхаковым был превращен в ясачного татарина, чтобы попытаться доказать, что там проживали татары.

Сарабышка Бараков с тов. всею волостою просили: в 7183 (1675) г. была у них о дедовских и отцовских и о их родных вотчинах очная ставка Уфимского уезда Казанской дороги с чувешею Чувашай Тураевым с тов. и сыски были, а в сыских многия люди сказали по них, что та вотчина и при бусурманских царях была ирехтинских башкирцев и по той их просьбе происходили обыски и многие дела, на после велено тое вотчину поворотить назад и владеть вотчинникам ирехтинским башкирцам, потому и в прежнем деле в обыску сказано, что та вотчина и при бусурманских царях и была ирехтинских башкирцев, а не Чувашайко с товарищи, да и в ясашных книгах написано оболгательством ирехтинскою выморочного вотчиною, потому им ирехтинским башкирцам стольник и воевода Венедикт Хитров и велели владеть вотчинникам по указу и по Соборному уложению, а не вотчинникам чувашам отказать потому что они той вотчине не вотчинники и владели они оболгательством со стороны.

В отказных книгах 1717 года генваря 16-го, что по наказу из Уфимской канцелярии повелено: в Уфимском уезде по Казанской дороге по Ику реке по обе стороны вотчину Осинской дороги Ирехтинской волости башкирцев, которою прадедов и дедов и отцов их завладел, назвав выморочного, которая им Ирехтинской волости башкирцам по описанным урочищам отказали. Верхняя межа вотчины ирехтинских башкирцев по поступке Мурзакая с тов. и по записи вверх по Ику реке озеро Чаплык с истоком, исток впал в Ик реку смежна с вотчиной Мурзакая Юкаева с тов., а то озеро Чаплык по истоку вниз по Ику реке по левую сторону речки впали в Ик реку речка Уменгал, речки Мелля, речка Текаркеилиш, речке Зеранчик, озеро Карчик с истоком, исток впал в Ик реку, нижняя межа вотчины ирехтинских башкирцев: речка Тюзяна-Бика смежна Казанской дороги Янайской волости башкирцев с вотчиною Тогузцы, а ниже посторонния межи по левую ж сторону Ику реки вниз от озера Чаплык и истоку до речки Турьянибики гора словет Сырт, за тою горою вотчина байлярских башкирцев. А в тех урочищах вниз по Ику реке и меж вышеназванных речек до нижней межи степи, пашенная земля, сенные покосы, леса, займища, островы, сосняг словет Кирчит-Нарат, а в их бортныя ухожья, бобровые гоны, звериныя и рыбныя ловли, озера и источки Ик река с заводями, хмелевое щипанье и всякия угодья ирехтинских башкирцев; да их вотчины верхняя межа вверх по Ику реке по правую сторону от вотчины юрминских башкирцев от речки Елезы вниз по Ику реке, речка Мелегус, речка Абдар, речка Вереш, речка М. Вереш, река Безьмен, р. Шуран, р. Ализар в Мазар речку пала, р. Яныбах, от Мазара речки вниз по Ику реке, речка Мушуга, речка Умер, р. Ташлыяр, р. Камышлы; нижняя межа устье Камышенские и вотчина смежна тогузских башкирцев. А у записи и на межеванье были многие сторонние люди с ирехтинскими башкирцами и споры от них о том межеваные и от оных ближних вотчинников им от кого не было. Из числа означенных речек на плане д. Ковзяк-Тамаковой (Ташлияр починок тож) значится одна только Мелля».

В родословной иректинцев говорится о поездке в Москву, о принятии ими русского подданства, «мечтая стать хозяевами всех своих юртов, русское государство наделило их землей».

Сарайли-Минская волость

Сарайли-Минская волость соседствовала с севера и юга с Байлярской волостью, с востока - с Булярской и Иректинской волостями. Реки: Иганя, Мелеля. Ее часто называли Сарали-Минской волостью.

По словам поверенного башкир д. Сулюкова Сарайли-Минской волости Мензелинского уезда Темира Муртазина, их предки получили жалованную грамоту для своей волости в 7151 (1643) г. «В памяти, данной 7185 (1677) г. 19 декабря по челобитью на Уфе в Приказной избе стольнику и воеводе Венедикту Хитрову Уфимского уезда Казанской дороги башкирцы деревни Ишнлы (?) Байчурка Байчурин с тов., дер. Кубаты Ильгилда Абагушев, в челобитье писали: платят они в казну в Казани с вотчины ясак и деньги, а та вотчина их вверху речки Мензелы бортное ухожье, лес и степные места, рыбныя и всякия звериные ловли и живут они на Уфимской земле; ясак же платят в Казане, просили, чтоб их написать в Уфимских ясашных книгах и платить ясак на Уфе, и по той их просьбе в ясак на Уфе написаны и та память со взятьем печатных пошлин за подписанием стольника и воеводы Хитрова дана».

Более ранняя грамота волости относится к 1653 г. «От сотника Фейзуллы Аиткулова Сарайли-Минской волости прошение по манифесту от 15 марта 1736 г. разрешено нам продать землю свою жалованную, хотя мы некоторые земли разным людям и продавали, но таковые продажи через единое совершение купчих не делали в намерении нашей решительной развязы потому, что оставались не межеванными и, следовательно, не имели желаемого различия от оставших за нами земель. А вот межевание земель проводилось по грамоте 7151 (1643) г.».

Спорные земельные дела между башкирами Сарайли-Минской и Байлярской волостями в 1800 г. были решены полюбовно. «О землях Байлярской волости и Саралиминской волости происходили прежде обоюдные споры и в Оренбургской палате суда и расправы во втором департаменте производилось дело, по коему башкирцы Саралиминской волости сознавались в несправедливых своих спорах и потому недож-давшись окончания этого дела, полюбовно поговоря с нашими доверителями (байлярцы) и разобравшись в своих правах примирились на таковых условиях: чтоб по течению речки Мензели с вершины по обе стороны до смежников Ирехтинской волости башкирцов и от устья речки Ургуды вверх по ней левой стороной до вершины, также речки Боуклы, а со вершины оной черным лесом до болота Бикасас владение иметь общее обеих волостей башкирцам и впредь друг без друга землям ровно и на урочные годы не отдавать, а если отданным землям истек срок, то отдавать обеим волостям».

С того времени межевщики объединили две волости, ставшие Сарайли-Минско-Байлярской волостью.

Все волости всех 4 уездов считались мало- и среднеземельными, кроме Юрмийской Бугульминского уезда и Бугадинской тюбы Енейской волости Мензелинского уезда. Комиссия для наделения землей вотчинников и припущенников на случай переселения припущенников (иногда даже вотчинников) из малоземельных дач предполагала оставить в запас земли по Юрмийской волости 26 745 дес, из них для башкир-припущенников 2 430 дес, для мишарей - 15, для тептярей - 24 300 дес, по Енейской волости Мензелинского уезда - 3 882 дес, в т. ч. для башкир-припущенников - 2 764 дес, для тептярей - 1 117 дес.

По Юрмийской волости у автора нет материалов, говорящих о владении и пользовании вотчинными общинными землями.

Таким образом, во всех 4 уездах башкиры-вотчинники обладали законодательными актами о землях, по которым они ими владели, распоряжались и отчуждали.

Вотчинное право на общинные земли в России имел только башкирский народ. Жалованные, сберегательные, подтвердительные («ввозные») грамоты после добровольного вхождения в состав России башкирские роды (волости с 1586 г.) Бугульминского, Елабужского, Мензелинского, Сарапульского уездов (уезды - с 1781 г.), вернее, Уфимского уезда в целом (с 1586 г.) первыми получили вышеназванные документы. Названия башкирских волостей ни у кого не повторяются. С 1586 по 1866 год они сохранились как поземельные общины. Вместо башкирских поземельных волостей в 1866 г. создали административно-территориальные волости, сохранившиеся до районирования ТАССР в 1930 г. К этому времени кануло в прошлое вотчинное право народа по декрету ВЦИК РСФСР в 1917 г. Постепенно намного сократилась площадь общинных земель (в конце XVIII в. всех вотчинных земель было 38 - 40 млн. дес, во второй половине XIX в. - 20 с лишним, в начале XXв. - 7, к 1917 г. – 4 млн. дес). Функционирование вотчинного права консолидировало башкирский народ, охраняя и защищая его в социально-политической и социально-экономической жизни как самостоятельный народ. Выдающаяся роль вотчинного права в истории народа заключалась в этом.

Почти все населенные пункты всех этносов и сословий возникли на башкирской вотчинной земле. При этом широко использовался институт припуска и конфискация башкирских земель властями России для поселения дворцовых крестьян.

В социально-политической жизни Российской империи активность проявляли представители почти всех волостей. Участвовали в восстаниях XVII-XVII1 вв., в войнах против Франции в 1805-1807, 1812-1814 годов и в последующих событиях. В Пугачевском движении принимали участие 382 и 177 дворов башкир башкирского старшины Енейской волости Шерипа Айдарова, 408 дворов башкир старшины Байлярской волости Масея Асаинова и 345 дворов башкир старшины Байлярской волости Тойгузи Мамыкова, 105 дворов башкир старшины Булярской волости Имангула Кутлина, 154 двора башкир старшины Булярской волости Муссы Муслюмова, 140 дворов башкир старшины Юрмийской волости Биккини Яушева, 114 дворов башкир старшин Киргизской волости Кадыргула Баисланова и Минигула Тангатарова, 143 двора башкир Сарайли-Минской волости, 118 дворов башкир старшины Гарейской волости Аднагула Темирова и 134 двора башкир старшины Гарейской волости Абдуллы Аитова.


Яндекс.Метрика free counters