ya_palomnik
Хронологическая таблица правления ханов Золотой Орды

Для веб-мастеров. Пользуюсь хостингом в Германии 5 лет.
Рекомендую, нареканий нет.
Поиск по сайту
Содержание (клик для 'развернуть')

1. Хронологическая таблица правления ханов Золотой Орды (1236-1481 гг.)

Вплоть до последнего времени, т.е. вплоть до конца XX века, полной и ясной хронологии правления ханов не существовало. Попытки составить перечень правителей Золотой Орды в строгой хронологической последовательности неоднократно предпринимались западноевропейскими и русскими историками начиная с конца XVIII века, но получить полный список никому не удавалось. Поэтому приходилось ограничиваться либо приблизительным уточнением имен ханов, поскольку их транскрипция в разных источниках была неясной, путаной, так что многие имена было просто невозможно идентифицировать с конкретными историческими личностями, либо добиваться хотя бы общей реальной последовательности в перечислении ордынских правителей. Уточнение же хронологии, лет правления отдельных ханов, было уже следующим, «высшим» достижением историков-ориенталистов, пытавшихся составить полный перечень ханов Орды. Эта работа растянулась на 200 лет, но так и не была закончена до последнего времени.

Так, в 1798 г. французский историк Жозеф Дегинь (Deguignes) насчитал впервые 28 ханов. В. В. Григорьев в 1834 г. - 38 ханов, П. де ла Круа в 1836 г. - 40 ханов, академик Х.М. Френ в 1838 г. - 41 хана, австрийский ориенталист И. Хаммер-Пургшталль в 1840 г. - 50 ханов, военный историк Е.А. Белов в 1889 г. - 59 ханов (без хронологии). Татарский мусульманский историк Р. Фахретдин насчитал в 1919 - 1921 гг. 41 хана, назвав их поименно, и еще 14 ханов, правивших в годы смуты (т.н. Великой Замятии) в Орде (но без имен и хронологии). Наконец, советский историк А.Ю. Якубовский в 1950 г. предполагал, что могло быть свыше 50 ханов, но лишь частично и в разбивку сообщал годы правления 20 - 25 из них. То, что А. Якубовский, соавтором которого во втором издании книги стал академик Б.Д. Греков, так и не попытался составить сводную таблицу правления всех ханов, было вызвано, по-видимому, вполне естественной неуверенностью в хронологии, приводимой в книге.

Дело в том, что главы, посвященные внутренней политике и социально-экономическим условиям в Орде, писал один автор (Б.Д. Греков), а главы, относящиеся к внешней политике Орды, к ее войнам и взаимоотношениям с покоренными народами, - другой (А.Ю. Якубовский), хотя формально книга была общей и авторство ее отдельных разделов не обозначено. Однако, упоминая того или иного хана, авторы всегда помещали в скобках после его имени годы его правления, независимо от того, сколько раз на протяжении текста книги повторялись такие упоминания.

Это привело, однако, к тому, что каждый из соавторов приводил различные даты (т.е. в которые он больше верил или которые попадались ему в источниках и литературе). Так, одни и те же ханы на разных страницах этой работы получили разные годы правления.

Сводить в таблицу всю эту путаницу и тем самым совершенно определенно подчеркнуть ее оба автора не решились. Они просто промолчали, что с ханской хронологией вопрос совершенно не решен.

Так, для хана Менгу-Тимура на разных страницах книги приводятся следующие даты правления: 1266-1280, 1266-1282, 1270-1276!

А для такого известного хана, как Берке, на с. 67 указаны годы 1256-1266, а на с. 76 - 1257-1266, причем это не опечатка, а попытка другого соавтора приблизить дату начала правления Берке к вполне ошибочной, но зато летописной дате - 1258.

Что же касается менее известных ханов, то у них расхождения в датах еще более разительны. Например, Абдаллах: 1362-1363 гг. и 1369-1370 гг.

Ясно, что при сведении всех этих данных в таблицу такие расхождения не только бы выявились, но и помешали бы вообще создать ясную, последовательную линию правления ханов, так как их порядок следования друг за другом был бы перепутан. Без надежной хронологии даже простой перечень ханов создать невозможно.

Только М.Г. Сафаргалиев в 1960 г. серьезно занялся вполне достоверным уточнением хронологии правления около 38 ханов. На этом двухсотлетние попытки внести ясность в хронологию правления Золотой Орды были приостановлены на 40 лет.

Никакого списка, перечня ордынских ханов, подводящего итоги (полные или хотя бы частичные) проделанной разными историками работы, нигде опубликованы не были.

Все сделанные историками разных стран в разное время подсчеты, уточнения имен и дат, критика работы коллег, высказанные в ходе научной полемики контрдоводы и т.п. так и оставались в их научных монографиях и статьях, никем не были обобщены, сведены воедино и сопоставлены (перепроверены) и являлись, таким образом, лишь достоянием узких специалистов. Крайне малые тиражи подобной литературы в еще большей степени препятствовали введению даже уже добытых историками данных в широкий научный оборот.

Представляемый ныне читателю хронологический перечень правления ордынских ханов является первой попыткой в исторической литературе дать сводное, полное, ясное представление о численности (количестве), последовательности смены, достоверных именах и периоде нахождения у власти всех верховных правителей Орды за все время истории ее существования.

Вполне понятно, что в нем возможны некоторые неточности. Но главное - он дает итог того, что ныне известно исторической науке при современном уровне обнаруженных источников. И особенно важно, что в нем ликвидированы противоречия в хронологии путем учета всех параллельно правивших ханов в разных частях Золотоордынской империи. Это дает ясную картину всей сложности и запутанности смены правителей Золотоордынской Монархии.

Хронологическая таблица правления ханов Золотой Орды (улус Джучи) 1236 - 1481 гг.

I. Династия Джучидов рода Батыя (Бату)

1. Батый (Бату). 2-й сын Джучи 1236 - 1255

2. Сартак, сын Батыя 1255 (неск. недель)

3. Улагджан (Улагчи), сын Сартака 1255 (неск. дней)

4. Берке (Беркай), 3-й сын Джучи 1256 - 1266

5. Менгу-Тимур (Темир), племянник Берке 1266 - 1282

6. Туда-Менгу (Тудай), внук Батыя 1282 - 1287

7. Талабуга (Телебуга) 1287 - 1291

8. Тохта (Токтай, Токтагу), сын Менгу-Тимура 1291 - 1312/13

9. Узбек, сын Тохты 1312/13 - 1342. 7 апреля

10. Танибек (Исанбек), сын Узбека 1342

11. Джанибек [в правление Джанибека Орде был нанесен сильный удар распространившейся в 1364 г. на всей ее территории чумой. Ущерб от потери населения и скота был столь велик, что в течение 2—3 лет невозможно было произвести даже захоронения умерших, ибо в живых осталось меньше, чем погибло от мора], сын Узбека 1342 - 1357

12. Бердибек, сын Джанибека 1357 - 1359 Синяя Орда [Синяя Орда — восточная крайняя часть улуса Джучи, выделенная в юрт Орда-Ичена еще при Батые и обособившаяся к середине XIV в. Ее первым самостоятельным правителем, в качестве отдельного (параллельного) хана, стал Мубарек-Ходжа. В работе Грекова и Якубовского Синяя Орда ошибочно обозначена как западная территория Орды, т.е. спутана с Белой Ордой (Ак-Орда)]?

1 (13) Мубарек-Ходжа 1345-1352

2 (14) Чамтай (Чимтай) (отказался занять престол всей Орды) 1353-1372 или 1357-1372

II. Прекращение рода Батыя, начало 20-летней смуты

15. Кулпа (Аскулпа) 1359 (6 месяцев)

16. Неврузбек (Невруз), хан Западной Орды 1359-1360

17. Хидербек (Хидыр, Хидрбек) 1360

18. Тимур-Хаджа (Темир-Ходжа), сын Хидербека 1361, 1 месяц

19. Орду-Мелек (Орда-Шейх) 1361

20. Кильдибек (Гильдебек) 1361

21. Мир-Пулат (Темир-Булат) 1361, неск. недель

II а. Удельные ханы, обосновавшиеся в разных частях Золотой Орды и не вступавшие в борьбу за престол в Сарае

22. Булат-Тимур (Булак-Темир) - в Булгарах 1361 - 1367

23. Сеит-Бей (Сигизбей) - в Мордовии 1361

24. Хаджи-Черкес - в Астрахани; 1-й раз 1361 - 1369

25. Алибек (Айбек, Аталюк) - в Заяицком юрте 1362 - 1374

26. Урус-хан - в Хорезме; 1-й раз 1361 - 1376

27. Мурат (Мурид, Амурат) 1361 - 1363

28. Булат-Ходжа 1364

29. Азиз, сын Тимур-Хаджи (18) 1364 - 1367

30. Абдаллах 1367 - 1368

31. Хасан (Асан), 1368-1369 - в Булгарах 1369 - 1376

32. Хаджи-Черкес, 1369-1374 - в Астрахани, 2-й раз (24) 1374 - 1375

Синяя Орда:

33. Урус-хан, сын Чамтая, 2-й раз 1372 - 1376 [в Синей Орде устанавливается временная преемственность ханской власти, своя династия]??

34. Алибек (Айбек, Ильбек, Али-Ходжа) (25), 2-й раз 1374 - 1375

35. Карихан (Гиясэддин, Коанбек-хан), сын Алибека 1375 - 1377

36. Араб-шах (Арапша) из Синей Орды 1375 - 1377

36а. Араб-шах (Арапша) в Мордовию 1377 - 1378

37. Урус-хан, сын Чамтая, 3-й раз 1377 - 1378

38. Тактога, сын Урус-хана 1378, 2 месяца

39. Тимур-Мелек (Темир-Мелик)

II б. Ставленники Мамая - ханы в Прикубанье, на Нижнем Дону и Северном Кавказе

40. Мухаммед-Булак (с 1369 г. фактически) 1378 - 1380

41. Тулук-бек (Тулунбек) апрель - сентябрь 1380

III. Восстановление единства Орды

42. Тохтамыш, 1-й раз 1379 - 1391

43. Бек-Булат июнь - август 1391

44. Тимур-Кутлу (Тимур-Кутлуй), 1-й раз сентябрь - октябрь 1391

45. Тохтамыш, 2-й раз 1392 - 1395

46. Таш-Тимур-оглан (хан) 1395 - 1396

47. Кайрыджак (Куюрчак), сын Урус-хана 1396

48. Бердибек II 1396

49. Тимур-Кутлу, 2-й раз 1396 - 1399

50. Шадибек (Чанибек), брат Тимур-Кутлу 1399 - 1406

51. Пулат (Пулад, Булат-хан), сын Тимур-Кутлу, 1-й раз 1406 - 1407

52. Джелял-эддин, сын Тохтамыша, 1-й раз 1407

53. Пулат, 2-й раз 1407 - 1411

54. Тимур, сын Тимур-Кутлу 1411 - 1412

55. Джелял-эддин, 2-й раз 1412 - 1415?

56. Керим-Берды 1412 - 1413

57. Кепек 1414

58. Чекри (Чегре, Чингиз-оглан) 1414 - 1416

59. Джаббар-Берды (Еримберды, Яримфердеи) 1416 - 1417

60. Дервиш (Дариуш), хан Восточной части Орды 1417 - 1419

61. Улу-Мухаммед, хан всей Орды, 1-й раз 1419 -1423

62. Кадир-Берды, сын Тохтамыша, хан Западной Орды 1419 - 1420

IV. Разделение Орды на Западную и Восточную части

IV а. Западные ханы

63. Улу-Мухаммед 1421 -1422

65. Худайдат (Худад) 1422-1423

66. Барак 1422-1423

67. Улу-Мухаммед 1425

68. Джумадух-хан 1425-1428

69. Девлет-Берды 1426-1427

70. Улу-Мухаммед, 4-й раз 1427-1429

IV б. Восточные ханы

64. Хаджи-Мухаммед (Хаджи-Махмуд-хан) 1421 – 1423

66а. Барак 1423 – 1428

71. Хаджи-Мухаммед, 2-й раз 1428 – 1430

72. Абдулхаир-хан 1430 – 1451

73. Улу-Мухаммед в Сарае, 5-й раз 1429 – 1431 (36)

74. Кичи-Мухаммед, внук Тимур-Кутлу, 1-й раз Хан всей Орды. Ведет борьбу с претендентами на престол, которые изгоняются 1431 – 1443

75. Гиас-эддин в 1430 г. в Литву

76. Хаджи-Гирей в 1432 г. в Крым

77. Улу-Мухаммед в 1437 г. в Казань

78. Сеид-Ахмет в 1442 г. в Западной части Орды

79. Сеид-Азмет, внук Урус-хана, в Западной части Орды 1442 – 1445

V. Ханы Большой Орды

80. Кичи-Мухаммед, 2-й раз 1443-1459

81. Мухмуд, сын Кичи-Мухаммеда 1459-1465

82. Ахмат (Ахмед), сын Кичи-Мухаммеда 1465-1481

Конец Золотой Орды

Начало ряда региональных Орд, осколков Золотой Орды: Ногайская Орда, Казанское ханство, Крымское ханство, Астраханское ханство, Сибирское ханство, Касимовское царство.

Примечания:

Таким образом, за всю историю Орды в 245 лет в ней правили 64 персон ханов, которые вступали на престол в обшей сложности 79 раз. Из 64 ханов 12 были чисто региональными, сидевшими в своих уделах (юртах), 4 - смешанными (из регионов пришли в Сарай) и только 48 - общеордынскими. Эта статистика объясняет расхождения историков в подсчете числа ханов. Дважды в Орде правили 10 ханов, трижды - Урус-хан и 5 раз - Улу-Мухаммед (Мухаммед Великий).

Средняя продолжительность пребывания на ханском престоле по отдельным периодам:

I. У потомков рода Батыя за первые 120 лет Орды 10 лет 1236-1359

II. Во время 20-летней смуты менее 1 года 1359-1379 (> 9 мес.)

III. В период восстановления единства Орды 2 года 1380-1420

IV. В период разделения Орды, на Западную и Восточную части 4 года 4 мес. 1420-1455

V. В период Большой Орды 13 лет 1443-1481

Приложение к хронологической таблице

В истории Золотой Орды существовали периоды, когда власть ханов ослаблялась и Орда фактически управлялась темниками, т.е. военачальниками, обладавшими реальной властью, при которых ханы выполняли роль номинальных правителей. Таких периодов было за 245 лет три:

1266 - 1300 гг. при темнике Ногае - 34 года

1357 - 1380 гг. при темнике Мамае - 23 года

1396 - 1411 гг. при темнике Едигее - 15 лет

Нетрудно увидеть, что длительность таких периодов узурпации власти в Орде все время сокращалась, а степень нестабильности внутренней обстановки во время самих этих периодов все более возрастала, так что исторически они как бы служат показателями нарастания противоречий в Орде и маркируют ускоряющиеся темпы ее упадка с XIII по XIV век, что подтверждается и конкретными биографиями темников.

I. Ногай - внук Бумала, 7-го сына Джучи. Выдвинулся военными способностями при хане Берке. Совершал успешные походы в Закавказье, Иран (против Хулагидов). После смерти Берке его влияние в Орде быстро выросло. Он стал наместником и фактически правителем огромной территории от Нижнего Дуная и Днестра до Дона, т.е. Западной части Орды, граничившей с юга с русскими землями.

В 1273 г. он женился на дочери византийского императора Михаила Палеолога - Ефросиний и тем самым как бы получил «международное признание» как владетельный государь, а не «чиновник» хана. Ногай держал под контролем соседние государства - Венгрию, Польшу, Сербию, Болгарию, все южно-русские княжества - Курское, Рыльское, Липецкое, которые искали союза с ним и его покровительства, опасаясь его вражды. Ногай всецело контролировал ханов в Сарае. Сверг хана Талабугу, посадил на престол Тохту. Последний, пытаясь осободиться от зависимости, начал войну с Ногаем в 1299 г. и разбил его войско в 1300 г., взял Ногая в плен и убил его.

II. Мамай - был женат на дочери хана Бердибека, при котором стал, на правах зятя, с 1357 г. фактическим правителем Орды, а после смерти Бердибека - в обстановке борьбы за власть между временными ханами продолжал править через подставных, номинальных ханов, поддерживая состояние смуты, «Великой Замятии» и назначая своих ставленников не только в Сарае, но и в регионах. Такой политикой Мамай фактически ослабил Орду за 20 лет.

В 1378 г. отряды Мамая были впервые разбиты русскими на р. Воже. Пытаясь взять реванш, Мамай организовал в 1380 г. поход на Москву, в союзе с Литвой (Ягайло) и Рязанским княжеством, но получил сокрушительное поражение в Куликовской битве 1380 г., с которой начинается отсчет реального ослабления и упадка Орды. Остатки войска Мамая после Куликовской битвы разбил хан Тохтамыш, восстановивший единство Орды. Мамай бежал в Крым, в генуэзскую колонию Кафу, где и был убит в 1381 г.

III. Едигей - эмир Синей Орды, в Заяицком юрте. В 1376 г. бежал к Тамерлану, поссорившись с Урус-ханом, и воевал в армиях Тамерлана против Тохтамыша. В 1391 г. изменил Тамерлану и с 1396 г. стал правителем части Орды между Волгой и р. Урал (Яиком), которую стали называть позднее Ногайской Ордой. С 1397 г. стал главой золотоор-Дынского войска, в 1399 г. разгромил на р. Ворскла литовскую армию кн. Витовта и отряды Тохтамыша, посадил на престол в Орде хана Шадибека и стал фактическим правителем Орды (всей). В 1406 г. убил Тохтамыша, в 1407 г. сверг его сына Джелал-Эддина, в 1408 г. напал на Русь, чтобы заставить платить снова дань, сжег Можайск, осадил Москву, но взять ее не смог. В 1411 г. был изгнан из Орды, бежал в Хорезм, в 1414 г. изгнан оттуда, а в 1419 г. убит одним из сыновей Тохтамыша.


Яндекс.Метрика free counters