ya_palomnik

На сайте нет рекламы

Кигинский район
Kiginsky district of the Republic of Bashkortostan

ГлавнаяРайоны Башкортостана

История Кигинского района

Киги Дом культуры

В прошлом территорию района занимали Айлинская (8 деревень), Дуванская (4), Кущинская (1), Тырнаклинская (5) башкирские волости. После разделения айлинского племенного объединения на 10—12 родов-волостей в собственно Айлинской волости в Троицком уезде по Генеральному межеванию земель осталось 119 636 десятин угодий, в т.ч. под пашней было 4 250, под покосами — 11 450, под лесом — 73 400, под степью — 24 552 десятин. Неудобных угодий было 5 757 десятин. Этими землями владели башкиры-айлинцы в числе 502 душ мужского пола по VII ревизии 1816 г. На их землях проживали припущенники в количестве 379 душ мужского пола тоже по той же ревизии (из них 15 душ тептярей, 364 души русских государственных крестьян из д. Айлиной). Деревня Айлино была основана мордовскими крестьянами из Бугурусланского и Бузулукского уездов Оренбургской губернии по договору с башкирами Айлинской волости от 1782 г.

Кроме того, башкиры Айлинской волости проживали припущенниками на землях Кара- и Барын-Табынской волостей в Челябинском уезде. В 1816 г. их насчитывалось 2 084 души, в 1850 г. — 3 164 души мужского пола, проживавших в 32 селениях.

В «Реестре—описании башкирских волостей» за 1730 г. по Казанской дороге среди других башкирских волостей по р. Ик — Тунгаурской, Бурзянской, Кипчакской, Табынской и др. — указана и Айская.

На территории современного Кигинского района в прошлом к Айлинской волости относились башкиры-вотчинники деревень Абдрезяково, Арсланово, Асылгужино, Кулбаково, Сюрбаево, Кургашево, Идрисово и Тугузлы.

Все населенные пункты Кигинского района Республики Башкортостан возникли на вотчинных землях башкир. С конца 60-х годов XIX в. эти поземельные волости превратили в территориальные с названиями некоторых населенных пунктов (Айлинская, Верхне-Кигинская, Дуван-Мечетлинская).

К Айлинской волости принадлежали следующие башкирские села и деревни: Абдрезяк, Сюрбай, Асылгужа, Кулбак, Сюрбай, Кургаш, Идрис, Тугузлы.

К Дуванской волости относились 4 деревни: Абзай (Уртаул), Алагуз (Кабыл), Масяк, Юсуп.

Тырнаклинская волость объединяла деревни, находящиеся сегодня на территории данного района: Сагадей (Сутуш), Ибрай (Сунка), Мухамет, Ягун.

На башкирских вотчинных землях были основаны села и деревни мишарей и тептярей. Башкиры Тырнаклинской волости на определенных условиях припустили мишарей сел и деревень Верхние Киги, Душанбика (Халил), Вакияр (Гумер), Еланлы, Юкаликуль, Кульмет. Башкиры-вотчинники Мурзаларской волости приняли мишарей и тептярей сегодняшнего села Нижние Киги.

На земле башкир Дуванской волости возникли русские села Леуза и Сарагул.

Ревизии и учеты населения в течение 200 лет (с 1795 года по 1989 год) выявляли и подтверждали башкирское происхождение жителей следующих сел и деревень: Абзай, Масяк, Абдрезяк, Асылгужа, Верхний Лапас, Кулбак (Сатай), Сюрбай (Самар), Юнус, Сагир, Ибрай, Новый Мухамет, Старый Мухамет, Ягун, Юсуп, Алагуз (Кабыл), Идрис.

Вместе с тем жители некоторых населенных пунктов, в течение 200 лет считавшихся башкирскими, в последнюю советскую перепись 1989 г. отказались от своей национальности. Так, если башкиры д. Тугузлы (Старый Тугузлы) в 1795, 1816, 1834, 1850, 1859, 1870, 1897, 1902, 1912—1913, 1917, 1920, 1926, 1939, 1959, 1979 годах подтверждали свое этнонациональное происхождение, то в 1989 г. они все до единого человека, если можно так выразиться, утром проснулись представителями другого этноса. Между тем, в этом селении никогда не было владельцев земель, т.е. вотчинников из других этносов. Тугузлы — коренное население башкир-вотчинников Айлинской волости, которые сами участвовали в припуске мишарей и тептярей на свои владельческие земли. Башкиры д. Тугузлы всегда управлялись своими старостами (с 1736 г. — старшинами). Здесь не было ни тептярского, ни мишаро-татарского управления, кроме башкирского. В 1798—1865 гг. деревня находилась в составе 1-го юрта 4-го башкирского кантона башкирского войска. Взрослые мужчины несли военную службу в Западной Сибири по охране границ Российской империи, участвовали в войнах и походах России, особенно в Отечественной войне 1812 года. Тугузлинцы — активные участники всех башкирских восстаний, целью которых были: защита и охрана своих вотчинных земель от посягательств на них заводчиков, дворян и казны, а также сохранение своих личных свобод против попыток превратить их в крепостных крестьян и христиан.

Одной из особенностей хозяйства башкир было количественное преобладание поголовья лошадей над поголовьем крупного рогатого скота (в 1842 г. у тугузлинцев было 136 лошадей и 80 коров) или предпочтение ими ярового хлеба нежели озимого (в Тугузлах в том же году было засеяно 832 пуда ярового и 560 пудов озимого хлеба).

В книге «История сел и деревень Башкортостана» (книга четвертая, с. 73—75) мною перечисляются имена всех башкир д. Тугузлы за 1811 год. И в последующих переписях среди башкир-айлинцев в Тугузлах невозможно найти представителей других этносов, так как их в этом селении просто не было никогда.

Часть башкир д.Тугузлы, выехавшая на вотчину башкир Кыр-Еланской волости, в 1724—1727 годах, основала деревни Балтай и Нижние Бишинды (ныне Туймазинский район РБ). После издания Царского указа 1832 г. часть балтаевцев и бишиндинцев, узнав о том, что этот закон предоставляет башкирам-вотчинникам по 40 десятин (десятина равна 1,09 га), припущенникам военного ведомства (мишари, безземельные башкиры) — по 30, государственным крестьянам (тептяри, татары, ясачные) — по 15 десятин земельного надела на душу мужского пола по VII ревизии 1816 г., осознав, что они — припущенники башкир кыр-еланцев (за пользование их землей платили им по 10—25 коп. с двора в год), решили вернуться на родину прадедов в Айлинскую волость Троицкого уезда. Сородичи — айлинцы из д. Тугузлы, сверив родословную (шежере) прибывших к ним башкир и свою, установили, что балтаевцы и бишиндинцы — их кровные родственники, сородичи, и решили принимать их на равноправных условиях. Прибывшие на родину айлинцы наравне с местными вотчинниками-тугузлинцами пользовались вотчинным правом и стали владельцами айлинских земель с правом продажи и аренды этих угодий. Вернувшиеся на родные земли осели в Тугузлах, затем основали деревни Арслан и Есаул.

Такова краткая история тугузлинцев, точно также обстоит дело и с упомянутой деревней Арслан, основанный возвращенцами-айлинцами в 1837 г., во главе с башкирским зауряд-сотником Арсланом Таймасовым. Известны и имена «репатриантов», перечисленные в четвертой книге «Истории сел и деревень Башкортостана» (с.180—181). Башкиры дер. Арслан, с 1837 по 1979 г. признававшие свою этническую принадлежность, в 1989 г. стали татарами, хотя здесь представителей другого этноса не было никогда.

Отметим еще несколько «новшеств» переписи 1989 года. Башкирско-мишарская деревня Юкаликуль (1795, 1859, 1870, 1917 гг.) переросла в татарскую, а мишарские (Вакияр, Еланлы, Душанбека) — в татарские; тептярско-мишарское село Верхние Киги (башкирско-тептярское в 1917 г. и башкирское в 1959 г.) – стало татарским; тептярское село Нижние Киги (башк. в 1917 г.) также татарским.


Яндекс.Метрика free counters