ya_palomnik
На службе отечеству
On service to the fatherland

ГлавнаяИстория

От служилых татар к татарскому дворянству. • Предисловие научного редактора "На службе Отечеству". • ВведениеФормирование сословия служилых татарСлужбаПоместные и денежные окладыХозяйственная деятельность: промыслы, торговляКрепостное населениеКасимовское ханство и Касимовский уездМещерский край (Темниковский, Кадомский, Шацкий уезды)Казанский уездХлыновский уезд (чепецкие, каринские татары)Уфимский уездРомановский и Ярославский уездыТрансформация института служилых татарПолитика христианизацииВозвращение к истокам: «отпадение» в исламВ «благородном» достоинстве (формирование татарского дворянства)


Фамильный состав на АФамильный состав на БФамильный состав на ВФамильный состав на ГФамильный состав на ДФамильный состав на ЕФамильный состав на ЖФамильный состав на ЗФамильный состав на ИФамильный состав на КФамильный состав на ЛФамильный состав на МФамильный состав на НФамильный состав на ПФамильный состав на РФамильный состав на СФамильный состав на ТФамильный состав на УФамильный состав на ХФамильный состав на ЧФамильный состав на ШФамильный состав на ЭФамильный состав на ЮФамильный состав на ЯИсточники и литература


На службе отечеству

Золотая Орда была, как и Россия, государством многоконфессиональным. Ислам сохранял сильные позиции в завоеванной монголами Средней Азии, в Поволжье (на территории разгромленного ордынцами Булгарского государства). Но создатели Золотой Орды, первые Чингизиды, были язычниками, почитателями монгольских родовых богов; и самому их роду традиция приписывала божественное происхождение. Были среди монголо-татар, в том числе и высшей знати, христиане-несториане, последователи одной из неканонических ветвей христианства, распространившейся в Азии. К моменту монгольского нашествия христиане встречались и среди половцев (православным был половецкий хан Юрий, один из участников битвы при Калке в 1223 г.). Эту же религию исповедовали и некоторые члены правящей ордынской династии, и даже правители Золотой Орды, например, хан Сартак, сын Батыя. Его преемник Берке (1255-1266) был первым ханом-мусульманином, но лишь через несколько десятилетий, в правление хана Узбека (1313-1342) ислам был объявлен господствующей религией и стал активно насаждаться среди подвластных народов. Процесс насильственной исламизации встретил довольно сильное противодействие, в том числе и среди татарской аристократии; но хан Узбек, жестоко подавив заговор золотоордынских эмиров, сумел утвердить свою волю. Именно нежеланием многих представителей старой татарской знати принять ислам часто объясняют массовый выезд ордынских мурз в XIVв. на службу к русским князьям, - в Москву, Рязань, Тверь.

Таким образом, в течение первых веков существования золотоордынской державы (впрочем, как и теперь, в наши дни) татарское происхождение и самосознание вовсе не обязательно предполагали мусульманское вероисповедание. Но хан Узбек не оставил для татар альтернативы; те, кто не желал принять новую веру, были истреблены или должны были покинуть Орду и уйти на Русь или в Литву.

Выезжая на русскую службу, большинство татар-несториан или язычников, как правило, принимали православие, и уже в ближайших поколениях их потомки ничем не отличались от других русских служилых людей, хотя и сохраняли с гордостью память о татарском происхождении. Многие русские дворянские роды возводили себя к татарским предкам, выходцам из Золотой Орды. Не все эти родословные легенды соответствовали действительности, но удельный вес родов татарского происхождения в Московском государстве и Российской империи действительно был очень велик, и они на протяжении многих столетий играли видную роль в жизни страны. Даже если отбросить как недостоверное предание о татарском происхождении царя Бориса Годунова, бесспорным потомком Мамая, по линии матери (происходившей из уже православного рода князей Глинских), был царь Иван Васильевич Грозный (по прямой мужской линии - потомок Дмитрия Донского), Чингизидом - его формальный соправитель Симеон Бекбулатович и т.д. Крещёные татарские царевичи роднились с московским правящим домом; но и Чингизиды, сохранявшие мусульманское вероисповедание, получали видные военные должности, крупные пожалования; в составе Русского государства Касимовское ханство долгое время оставалось мусульманским анклавом, управляемым ордынской династией.

Процесс христианизации татарской знати протекал на протяжении нескольких веков. Аристократические русские фамилии татарского происхождения, например, князей Юсуповых, Урусовых, Мещерских, широко известны не только в России, но и во всём мире. Можно назвать и многие другие татарские семьи, чьи потомки прославили свои имена на военном и гражданском поприще, в области науки, культуры - Девлеткильдеевых и Енгалычевых, Кугушевых и Кудашевых, Тенишевых, Чегодаевых, Ширинских-Шихматовых — все они играли заметную роль в русском обществе; а к ним можно добавить сотни других известных русских фамилий, также имеющих татарские корни.

Именно христианизированная знать составляла наиболее заметную, влиятельную часть татарского дворянства. Но сохранялись и мусульманские ветви этих семей; существовали и многие другие мусульманские роды, не столь знаменитые, не столь известные, но так же много веков верой и правдой служившие России.

Корни большинства татарских родов - в Золотой Орде, но, кроме князей и мурз, потомков ордынской знати, среди этих служилых семей были и выходцы из непривилегированных групп татарского населения, получившие русское дворянство по офицерским чинам в XVIII-XIX вв.

В конце XVII - начале XVIII вв. судьба татарского служилого населения сложилась трагично. Реформа вооруженных сил в эпоху Петра I сделала практически ненуменой прежнее дворянское ополчение, и государство ликвидировало прежние привилегии многих прежних служилых людей, в том числе и значительной части прежнего татарского дворянства. Не нужно думать, что эти меры были направлены именно против последнего. Перевод в число государственных крестьян, так называемых «однодворцев», ожидал и многих русских дворян, тех, кто не владел крепостными крестьянами и добывал себе пропитание собственным трудом. Государство больше не нуждалось в их военной службе и предпочло уравнять измельчавших помещиков с крестьянством, чтобы, отменив налоговые льготы не только «лапотных мурз», но и массы обедневших русских детей боярских, пополнить казну, нуждавшуюся в средствах на развитие регулярной армии. Возложенная на эти категории населения на общих основаниях рекрутская повинность позволила пополнять армию и лишёнными привилегий выходцами из старых служилых родов. Но эта же военная служба создавала для них и для других татар, башкир и прочих мусульман, в том числе и незнатного происхождения, шанс дослужиться до офицерского чина, то есть получить дворянские права по личным заслугам, и таких примеров было немало.

Существовали, - и об этом очень подробно пишет И.Р. Габдуллин, - и другие проблемы, связанные с религиозной политикой русского правительства во второй половине XVII - первой половине XVIII вв. Курс на дальнейшую христианизацию татарской знати сопровождался и чисто репрессивными мерами по отношению к тем более или менее зажиточным представителям этой группы, которые отказывались перейти в православие. По указам Петра I (в частности, по указу З ноября 1713 г. о запрете мусульманам владеть крепостными-христианами) их ожидала конфискация крестьян, а иногда и всех поместий, перевод в податное состояние. В результате православные и мусульманские ветви одних и тех же родов оказались в разных сословиях, в разных социальных группах. Христианизированная аристократия татарского происхождения влилась в состав русского дворянства, а их мусульманские родственники в большинстве своём превратились в простых крестьян, сохранивших от прежних привилегий только личную свободу.

Хотя эти репрессии по религиозному принципу продолжались сравнительно недолго, в их результате на рубеже XVII-XVIII вв. татарскому мусульманскому землевладению был нанесен сильнейший удар.

Как мы уже отметили, процесс христианизации ордынской знати начался задолго до петровских реформ. Но до второй половины XVII в. обращение татар в православие осуществлялось более или менее добровольно (разумеется, многих «новокрещен» привлекали привилегии, предоставляемые им правительством при перемене веры; но были и другие, отнюдь не только меркантильные, побуждения). Жёсткая альтернатива - принять крещение или потерять сословные права - была поставлена перед татарской знатью именно в петровскую эпоху. Поэтому, естественно, фигура великого преобразователя России в татарской истории предстает не столь светлой (хотя и в России у Петра Великого было немало критиков, и даже император Николай II говорил, что не одобряет многие деяния своего предка, связанные прежде всего с насильственным насаждением западных обычаев). Но нельзя забывать, что эти петровские «перегибы» были во многом исправлены его преемниками, и в целом политика русского правительства по отношению к мусульманскому населению уже во второй половине XVIII в. претерпела значительные изменения.

В мирном договоре с Турцией, подписанном в 1774 г., русское правительство гарантировало неприкосновенность религиозных свобод мусульман России. Но и внутренние причины (участие мусульман в многочисленных волнениях и восстаниях) подталкивали к изменению политики, прежде всего по отношению к привилегированным слоям мусульманского населения Среднего Поволжья и Приуралья. В июне 1775 года был издан указ «О терпимости всех исповеданий», который заметно улучшил положение многих иноверцев, в том числе и мусульман. Что особенно важно, почти одновременно в с этим была создана возможность для восстановления сословных прав потомков татарского служилого дворянства.

Основополагающее значение для этого имел указ императрицы Екатерины II 22 февраля 1784 г. «О позволении князьям и мурзам татарским пользоваться всеми преимуществами российского дворянства». После издания 21 апреля 1785 г. «Жалованной грамоты дворянству Российской империи» права татарских родов также рассматривались губернскими дворянскими депутатскими собраниями, и по представлению последних Екатерина II, Павел I, а в последующие царствования - Правительствующий Сенат приняли немало решений о восстановлении в «первобытном дворянском состоянии» многих старых татарских мусульманских родов. Но эти решения принимались, как правило, в индивидуальном порядке и далеко не все потомки татарских князей и мурз смогли воспользоваться этой возможностью (требовавшей долгих хлопот и значительных расходов); некоторым было отказано в утверждении из-за отсутствия необходимых документов или по иным причинам. Тем не менее, после 1784 г. татарское мусульманское дворянство, в том числе и титулованное, утверждённое в достоинстве князей татарских (Акчурины, Девлеткильдеевы, Еникеевы, Кудашевы, Мамлеевы, Тенишевы, Чанышевы, Яушевы и др.) составляет неотъемлемую часть высшего сословия Российской империи.

Впрочем, и после этого действовали некоторые ограничения, и прежде всего - запрет владеть крепостными-христианами (единственное исключение составляло литовско-татарское дворянство; полученное их предками от литовских великих князей и польских королей право владеть крепостными-христианами было за ними подтверждено и в Российской империи, но только на территории западных губерний и Царства Польского). Это, естественно, препятствовало восстановлению татарского поместного землевладения, и даже семьи, сохранявшие достаток, в большинстве своем были лишены возможности вести «дворянский образ жизни» (некоторые, впрочем, всё же имели крепостных-мусульман), Тем не менее, татарские дворяне-мусульмане пользовались всеми остальными привилегиями дворянства, в том числе на военной и гражданской службе, и с гордостью носили звание российского дворянина.

В отличие от большинства предшествующих работ, посвящённых наиболее знатному, прежде всего титулованному, татарскому дворянству, в книге И. Р. Габдуллина раскрыта и история очень многих «рядовых» родов, ранее не привлекавших внимания исследователей. Упоминаемые в его перечне фамилии чётко локализованы, «привязаны» к определённым населённым пунктам. Можно надеяться, что для многих читателей знакомство с этой работой станет стимулом к восстановлению собственной родословной. Как мы уже говорили, существует немало семей, чьи предки, несомненно, принадлежали к служилому сословию, но которые так и не сумели до настоящего времени восстановить свой исторический статус. Но право это сохраняется за ними, и, если удастся достоверно проследить происхождение от предков, в XVI-XVII «вёрстанных» поместьями, принадлежавших тогда к татарскому дворянству, их прямые потомки могут восстановить свои дворянские права, обратившись с соответствующим прошением в Герольдию Главы Российского Императорского Дома (на тех же основаниях, как до 1917 года их предки должны были бы обратиться в Департамент Герольдии Правительствующего Сената).

В XX столетии русское, грузинское, украинское, польское, прибалтийское и прочее дворянство Российской империи утратило не только сословные привилегии, но и имущественные права. Теперь, в XXI веке, уже не важно, когда ваши предки потеряли родовые владения, при Петре Великом или при Владимире Ленине; общественное положение семьи определяется собственными достижениями её нынешних представителей, и среди наиболее влиятельных семей России практически нет прямых потомков прежней знати. Но старое имя - это тот знак, который подтверждает принадлежность к исторической корпорации, к тем, чьи предки, по словам Жалованной грамоты дворянству Екатерины Второй, «обрели потомству имя благородное». И книга И. Р. Габдуллина возвращает нам имена тех многих и многих, кто в боях и походах верно служил великому Государству Российскому и чьи потомки и в наши дни на многих славных поприщах продолжают это служение нашему общему, единому Отчеству.

С.В. Думин, президент Российской генеалогической федерации, генеральный секретарь Международной генеалогической академии, ведущий научный сотрудник Государственного Исторического музея


Яндекс.Метрика free counters