От служилых татар к татарскому дворянству. • Предисловие научного редактора "На службе Отечеству". • Введение • Формирование сословия служилых татар • Служба • Поместные и денежные оклады • Хозяйственная деятельность: промыслы, торговля • Крепостное население • Касимовское ханство и Касимовский уезд • Мещерский край (Темниковский, Кадомский, Шацкий уезды) • Казанский уезд • Хлыновский уезд (чепецкие, каринские татары) • Уфимский уезд • Романовский и Ярославский уезды • Трансформация института служилых татар • Политика христианизации • Возвращение к истокам: «отпадение» в ислам • В «благородном» достоинстве (формирование татарского дворянства) Фамильный состав на А • Фамильный состав на Б • Фамильный состав на В • Фамильный состав на Г • Фамильный состав на Д • Фамильный состав на Е • Фамильный состав на Ж • Фамильный состав на З • Фамильный состав на И • Фамильный состав на К • Фамильный состав на Л • Фамильный состав на М • Фамильный состав на Н • Фамильный состав на П • Фамильный состав на Р • Фамильный состав на С • Фамильный состав на Т • Фамильный состав на У • Фамильный состав на Х • Фамильный состав на Ч • Фамильный состав на Ш • Фамильный состав на Э • Фамильный состав на Ю • Фамильный состав на Я • Источники и литература Касимовское ханство и Касимовский уездНаряду с такими удельными княжествами как Можайское, Белозерское, Старицкое, Звенигородское, где правили Рюриковичи, на территории Московского государства в середине XV в. возник новый удел, правящую элиту которой составила татарская феодальная знать. Н.А. Фирсов характеризует это государственное образование как «удельное татарское ханство, по видимому [внешне - И.Г.] самостоятельное, на деле же вполне зависимое от московских государей». Но в начальный период истории царства это было далеко не так. Образование Касимовского ханства связано с битвой 1445 г. под Суздалью и пленением казанскими татарами московского великого князя Василия II. Помимо огромного выкупа за свое освобождение (200 тысяч рублей) московский властитель вынужден был дать в кормление брату казанского хана Махмутека Касиму город Городец Мещерский с частью Мещерского края, на территории которого и возникло Касимовское царство. Видимо, тогда же по договору были предусмотрены поступления денежных выплат в пользу касимовских царей, их князей, казначеев и даруг как из Московского великого княжества, так и из Рязани. С усилением Московского государства статус Касимовского ханства и его владетелей меняется. Если в начальный период образования ханства касимовский царь Касим был в некоторой степени автономен от московского великого князя, то с течением времени преемники Касима становятся фактически только марионетками московских властей. Они подпадают под строжайший надзор. Каждый новый касимовский государь обязан был приносить «шерть» (присягу) на верность Московскому государству, а великие князья передают Касимов тем или иным татарским царевичам, с учетом внешнеполитических и иных соображений. В тот период, когда Москва и Крым состояли в более или менее дружественных отношениях у власти в Касимове находились представители крымской ветви Чингизидов. Сразу после серьезного охлаждения между двумя государствами у власти в ханстве были поставлены сибирские царевичи. Власть хана во многом становится номинальной. Это подтверждается и тем, что к хану в качестве надзирателя приставляется русский воевода. Согласно указу воеводе, данному 11 июля 1651 г., ему, как и прежним воеводам, предписывалось «беречь и разведывать того, чтоб к Касимовскому царевичу и его людям, из которых басурманских государств или от Ногайских людей и от Черемисы о каких делах присылки или совета с царевичевыми сеиты и с иными людьми совета же и ссылки не было и не скрали бы его никто; да будет что проведает не пригожее дело, или ссылку с кем, и ему о том писать к государю к Москве тотчас». Воевода также не должен был допускать встреч Касимовского царя и его людей с зарубежными послами во время их проезда через Касимов в Москву. Со времени княжения Ивана III Касимовское ханство выполняло роль противовеса в борьбе Москвы с Казанским ханством. Касимовские цари Шах-Али и Джан-Али, помимо Касимова, какое-то время правили и в Казани. Казанские, крымские, ногайские, сибирские изгнанники вместе со своими сюзеренами, а также часть плененного тюркского населения также размещались на территории ханства. Чингизиды, размещенные в Касимовском царстве, использовались также для давления на те или иные татарские государства. Наличие на своей территории мусульманского владения Московское государство использовало также в качестве аргумента в диалоге с Портой (Османской империей), доказывая этим свою веротерпимость. Вместе с ханами и царевичами в Касимовское царство переселялась и их свита. Известны и имена князей Кобяка Айдарова и Исака Ахматова, подчиненных первому касимовскому царевичу Касиму. Возможно, последний из этих князей имеет прямое отношение к существовавшему позднее в Касимовском уезде селению Ахматово (татары именовали его Карлар) и Ахматовскому стану. Помимо князей в том же XV в. в царстве упоминаются и другие категории мусульманской элиты: уланы, казначеи и дароги, сеиты. Позднее многие выходцы из Казанского ханства также размещались властями в Касимовском царстве. Известен, в частности, казанский князь Мамин, жалованный в первой половине XVI в. одним из мордовских «беляков». С его же именем, видимо, связана и татарская деревня Мамишево (Малышево), отмеченная в Касимовском уезде в 1715 году! Известны также казанские князья Аиповы и Кастровы (Костровы), поселенные также в Касимовском крае. Наряду с казанскими выходцами мусульманский нобилитет царства пополнялся и другими этническими компонентами. Так, воспитатель царя Араслана Алеевича «дядка» Келмамет аталык Айгилдеев «вышел из Сибири с царем Арасланом вместе». Оттуда же были Деум Бектемиров, Исенгилдей Янгилдеев и многие другие. В этногенезе касимовских татар участвовали калмыки и турки. Среди служащих «царева двора» отмечены калмыки Молла Чепанов и Кичей Чоров. Муса Асанов показан как «турченин». Емикей Бибулушев был московским татарином, а Абдулла абыз Асанов - крымским. Достаточно много было выходцев и из Ногайской Орды. Так, родоначальник известного княжеского рода Шемердяновых Тохмамет Шемердянов, Сара Еломанов и ряд других служащих «царева двора» оказались ногайскими татарами, вышедшими из Казыева улуса. Ряд потомков золотоодынского правителя Едигея или же Идигея (1352-1419) также оказался в Касимовском царстве. Среди них отметим Сююндюка мурзу, сына Саид-Ахмета (Шейдяка) и внука правителя Ногайской Орды Мусы. Уже к началу XVII в. жили в д. Бутаково. Следует отметить также то, что среди потомков Едигея отмечен мурза Бутак. Видимо, в это же время часть представителей рода Сююндюковых перешла на жительство в казанский уезд. Позднее, во второй половине XVII в. часть казанской ветви рода Сююндюковых была переведена в Уфимский уезд и проживала некоторое время в д. Кулаево Осинской дороги. К 1622 г. в самом Касимове проживали ногайские мурзы Ян-Мамед Джанаев и его дядя Абдул Теникеев. Последний из этих мурз также был из потомков Едигея (правнук бия Ногайской Орды Исмагиля). По данным десятни 1623 г. в Касимовском царстве насчитывалось 446 служилых мурз, татар и казаков. К 1638 г. численность служилых мурз и татар составила 610 человек. Видимо, все эти цифры связаны с поверстанными служилыми татарами. Имея в виду, что в XVII в. среди татарских служилых было немало и неверстанных, общую численность татарского служилого сословия необходимо определять в большей степени. В этой связи достоверными можно считать цифры, приведенные В.В. Вельяминовым-Зерновым в «Исследовании о касимовских царях и царевичах» о численности служилых татар Мещерского края. По его данным, количество служилых мурз и татар Мещеры составляло 3,4 тысячи человек. По мнению же Д.М. Исхакова, численность служилых татар вместе с семьями только в Касимовском царстве достигала 24 тысяч человек. Ко времени 1-й ревизии 1719-1724 гг. касимовские татары (Касимовский уезд) проживали помимо посадов г. Касимова в 5 селах и 44 деревнях. |