ya_palomnik
Город Казань - Литература
City of Kazan - the Literature

Для веб-мастеров. Пользуюсь хостингом в Германии 3 года.
Рекомендую, нареканий нет.
Поиск по сайту
Татары за рубежом Районы Татарстана Статьи Старые фото городов
Татары в России Районы Башкортостана Известные люди Кухня народов

Главная / Районы Татарстана
     Использованная литература

Город Казань - столица Республики Татарстан

     Литература

     Литературная жизнь средне-вековой Казани преемственно складывалась от периодов Волжской Булгарии и Золотой Орды к Казанскому ханству, что проявлялось в художественных формах, жанрах, тематическом содержании литературных произведений. Город жил насыщенной литературной жизнью. Каюм Насыри
     В историю татарской поэзии вошло имя хана Мухаммад-Амина. С Казанью связаны жизнь и творчество выдающегося татарского поэта Мухаммадьяра, который в одной из своих поэм писал, что в городе "большой и малый мнит себя поэтом" и ищет славы на литературном поприще. Достойное место в истории Казани и татарской литературы занимает имя поэта, государственного и религиозного деятеля Кул Шарифа. Здесь жили и творили поэты Гарифбек, Касим-Шейх и др. От периода Казанского ханства сохранился ряд прозаических произведений. Перу писателя и государственного деятеля Аднаша Хафиза принадлежит книга "Сирадж алю-кулюб" ("Светоч сердец", 1553 г.). Шариф Хаджитархани в сочинении "Зафер наме-и вилайет-и Казан" ("Послание о победе Казани", 1550 г.), описывавшем неудачный поход Ивана IV на Казань в 1549-50 гг., восторженно восклицал: "В мире нет нигде такого цветущего города, как Казань!". В ханской Казани переводились и распространялись в многочисленных списках известные литературные памятники мусульманского Востока.
     Завоевание Казани войсками Ивана IV, гибель большей части населения города, разрушение мечетей, медресе, библиотек, политика насильственной христианизации привели к упадку в духовной жизни и литературном творчестве. Но любовь к художественному слову не угасла, она находила выражение в произведениях устного народного творчества. В одном из них - "Казан баите", повествующем о событиях последних лет существования Казанского ханства, говорится:
         "262 года Казань находилась в руках мусульман,
         В конце концов была взята кяфирами - русами.
         Много было воинов славных и знатных,
         Мужей учёных во времена Ядыгара.
         Не было в стране зла и притеснений, а мир был светел,
         Немало было мюридов (учащихся) и муршидов (наставников-учителей) в те славные времена,
         Учёный люд был дружен, а муршиды - утончённы в своей науке...".
     Татарская литература стала возрождаться лишь в 17 в. Первым проявлением этого было творчество поэта Мавля Колыя. На рубеже 18-19 вв. в городе жил и работал поэт Кулмухаммад. Сохранилась его религиозно-дидактическая поэма на персидском языке "Наставление о городе Казани". Казань как центр духовной жизни и национальной культуры татар привлекала внимание многих творцов художественных ценностей. Поэт Гали Чокрый под впечатлением от посещения города создал стихотворное произведение "Мэдхе Казан" ("Хвала Казани", 1889 г.), в котором писал:
         "Там всюду - чистота жилья, чисты и жёны, и мужья,
         Там - песни чистая струя, там знаний кладезь драгоценный...
         Немало там врачей, певцов, писателей и мудрецов,
         Хвалы текут со всех концов - тебе, приют благословенный!".
     В конце 19 в. в литературной жизни Казани наметилось заметное оживление. Увидели свет первые татарские прозаические произведения: роман "Хисамеддин менла" (1886 г.) М. Акъегетзаде, роман "Олуф, яки Гузел кыз Хадича" ("Тысячи, или Красавица Хадича", 1887 г.) З. Бигиева, пьеса "Бичара кыз" ("Несчастная девушка", 1887 г.) Г. Ильяси, "Повесть о Гульрух и Камарджане" (1896 г.) К. Насыри и др. Их появлением был обозначен поворот татарской литературы от традиционных сочинений религиозно-дидактического содержания к светской литературе. Период после революции 1905-07 гг. отмечен подъёмом татарской литературы. В это время в Казани жили и работали Г. Исхаки, Ф. Амирхан, Г. Камал, С. Рамеев, Ш. Камал, М. Файзи, М. Гафури и др. Их творчество составило целую эпоху в истории татарской литературы. В Казани расцвёл талант народного поэта Г. Тукая, который посвятил городу строки: "Здесь науки, здесь искусства, просвещения очаг".
     В первые десятилетия после Октябрьской революции писатели Казани посвящали свои произведения темам труда, строительства новой жизни, борьбы за торжество идей социальной справедливости. С этим периодом связана литературная деятельность К. Тинчурина, Т. Гиззата, Ф. Бурнаша, Х. Такташа, М. Джалиля, А. Кутуя, Ф. Карима. В 1920-30-е гг. в Казани возникли первые литературные кружки и объединения - "ТАПП", "ТАТЛОКАФ", в 1934 г. был создан Союз писателей Татарской АССР. Хади Такташ
     Великая Отечественная война внесла кардинальные изменения в духовную жизнь города. Многие писатели ушли на фронт, сражались с врагом силой оружия и художественного слова (А. Алиш, М. Джалиль, Ф. Карим, А. Кутуй, М. Хусаин и др.). На войне погибли 42 татарских писателя (почти все были из Казани). В 1950-70-е гг. татарские писатели Казани, наряду с традиционной деревенской тематикой, активно разрабатывали темы национальной интеллигенции, рабочего класса, строительства промышленных объектов. Наиболее видные представители этого периода в татарской литературе - А. Абсалямов, М. Амир, Г. Баширов, Х. Вахит, И. Гази, Н. Даули, Н. Исанбет, К. Наджми, З. Нури, Х. Туфан, С. Хаким, Ф. Хусни, А. Шамов, в русской - А.Г. Бендецкий, М.С. Бубеннов, Б.И. Зернит, В.В. Корчагин, Г.А. Паушкин, в творчестве которых получили развитие тема Великой Отечественной войны, проблемы современности, научно-приключенческие сюжеты. С.Б. Радзиевская создавала произведения для детей, писала о родной природе.
     В 1947-59 гг. в городе издавался альманах "Литературная Казань". С конца 1980-х гг. в татарской литературе усиливается интерес к исторической тематике, подвергается художественному переосмыслению богатое культурное наследие татарского народа, возрождаются восточные поэтические жанры, развивается детективно-приключенческая и мемуарная литературара, активизируется публицистика (особенно в творчестве Г. Ахунова, А. Гилязова, А. Еники, М. Магдеева, Т. Миннуллина, Н. Фаттаха, М. Хабибуллина, И. Юзеева). Современная литература Казани обозначена именами М. Аглямова, Роберта Ахметзянова, Д. Валеева, Р. Гатауллина, Зульфата, Гарая Рахима, Р. Хариса, Р. Файзуллина, Ф. Яруллина и др. В 1995 г. был создан ПЕН-центр. В Казани работают объединения татарских и русских писателей. Выходят литературные журналы "Казан утлары", "Идель", "Мирас". Казань дала русской литературе Г.Р. Державина, одного из родоначальников русского романтизма Г.П. Каменева. В 1806 г. при Казанском университете было создан Казанское общество любителей отечественной словесности - первое в Поволжье и на Урале объединение литераторов. Здесь прошёл свои "университеты" М. Горький. С Казанью связаны имена Е.А. Боратынского, Л.Н. Толстого, В. Хлебникова.

free counters

Яндекс.Метрика