ya_palomnik
Город Казань - Искусство
City of Kazan - Art

Для веб-мастеров. Пользуюсь хостингом в Германии 3 года.
Рекомендую, нареканий нет.
Поиск по сайту
Татары за рубежом Районы Татарстана Статьи Старые фото городов
Татары в России Районы Башкортостана Известные люди Кухня народов

Главная / Районы Татарстана
     Использованная литература

Город Казань - столица Республики Татарстан

     Изобразительное и декоративное искусство

     Наиболее ранние памятники искусства на территории Казани представлены археологические находками бытовых изделий из лепной и гончарной булгарской керамики, украшений из бронзы и меди, датированных 10-12 вв. Сохранились уникальные образцы каллиграфии и резьбы по камню на надгробиях 13 в., обнаруженных на бывшем кладбище казанской знати на берегу озера Дальний (Средний) Кабан.
     Подлинный расцвет татарского декоративно-прикладного и монументально-декоративного искусства, художественных ремёсел приходится на период Казанского ханства. Как свидетельствуют русские летописи, материалы раскопок Казанского кремля, памятники 15-16 вв., хранящиеся в собраниях Оружейной палаты Московского Кремля, государственного исторического музея в Москве, национального музея РТ, в столице ханства получили развитие такие виды искусства, как орнаментальная резьба по камню и гипсу, изразцовый декор, керамика, художественная обработка металла, кожи, золотое шитьё, ювелирное искусство ("Казанская шапка"). Искусство каллиграфии представлено в ярлыках казанских ханов Ибрагима и Сахиб-Гирея, а также эпиграфическими надписями на каменных надгробиях.
Национальный музей РТ
Шамаиль

     С завоеванием Казани русскими войсками в середине 16 в. развитие мусульманского искусства прервалось, исчезли такие виды художественных ремёсел, как архитектурная резьба по камню и гипсу, мозаика и майолика, книжная миниатюра и каллиграфия, художественная обработка металла горячим способом, гончарное искусство, ворсовое ковроделие и др. Традиции городских художественных ремёсел и декоративного искусства отчасти продолжали развиваться лишь в отдельных селениях Заказанья, в которых сохранялись очаги татарской национальной культуры.
     Со 2-й половины 16 в. в Казани стали развиваться монументальная церковная живопись (фресковые росписи), иконопись, книжная миниатюра, церковное золотое шитьё, ювелирное дело, бытовая керамика и поливные изразцы, отражавшие черты своеобразия местного русского провинциального искусства. С начала 18 в. русское искусство в Казани находилось под влиянием стиля барокко, получившего развитие в орнаментальном декоре культовых и светских зданий (резьба по камню, лепка из гипса), а также в монументально-декоративной резьбе по дереву в иконостасах.
     На рубеже 18-19 вв. утвердился стиль классицизма, что проявилось в архитектурном декоре экстерьеров и интерьеров общественных и гражданских зданий, творчестве первых профессиональных казанских художников - живописцев Л.Д. Крюкова, Л.Л. Крюкова и др. Живописный и графический образ города 1-й половины 19 в. запечатлён в произведениях пейзажистов В.С. Турина, Э.-П. Турнерелли, А.Н. Раковича, работавших в стиле романтизма. Во 2-й половине 19 в. Казань превращается в крупный центр изобразительных искусств, художественного образования и музейного строительства. В 1895 г. была основана Казанская художественная школа, воспитавшая плеяду талантливых живописцев и графиков (Н.И. Фешин, Д.Д. Бурлюк, А.М. Родченко, П.П. Беньков, П.А. Радимов и др.). На кафедре теории и истории изящных искусств Казанского университета работали известные российские искусствоведы Д.В. Айналов, Б.П. Денике, В.К. Мальмберг, А.М. Миронов, А.Н. Смирнов. Частные собрания казанских коллекционеров экспонировались на художественных выставках, организуемых в городе. В 1895 г. на основе коллекции археолога А.Ф. Лихачёва был открыт Казанский городской научно-промышленный музей с обширной картинной галереей. Казанский коллекционер и библиофил А.Ф. Мантель в 1912 г. основал издательство "На рассвете", выпускавшее книги по искусству.
     Во 2-й половине 18 в. в Старо- и Новотатарской слободах Казани стали возрождаться художественные ремёсла и получили развитие такие виды татарского декоративно-прикладного искусства, как кожаная мозаика, золотое шитьё, ювелирное искусство, резьба по камню. В 1840-е гг. наряду с мелкими мастерскими ремесленников появились предприятия фабричного типа, продукция которых - узорные кожаные сапоги-ичиги (ичижный промысел), золотошвейные головные уборы (мужские тюбетейки и женские калфаки) - пользовалась большим спросом в России и вывозилась за рубеж. Возрождались традиции профессиональной школы арабской каллиграфии и книжной миниатюры (М.-Г.Махмудов), появились живописные (исполненные маслом на стекле) и печатные (литографские и наборные типографские) графические панно со стихами из Корана - шамаили.
     На рубеже 19-20 вв. в Казани работали талантливые каллиграфы: Г. Салиев, М. Яхья, М. Идрисов, М. Ходжасаитов и др. На волне подъёма татарской общенациональной культуры и распространения идей джадидизма формировалось творчество первых татарских художников, освоивших европейские виды изобразительного искусства. Среди них были графики, оформители книг и журналов (Г. Камал, И. Юзеев, Г. Гумеров, Г. Табулдиев), театральные художники и декораторы (С. Яхшибаев, Н. Вахитов), первые выпускники художественных вузов из татар (Х. Акчурина, Ш. Тагиров).
Шамаиль

     Первые десятилетия 20 в. отмечены заметным подъёмом в Казани изобразительного искусства. Особенно яркими и насыщенными были 1920-е гг., когда активно развивались авангардные (футуризм, конструктивизм и др.), "левые" (ТатЛЕФ, СУЛФ, "Подсолнечник", "Всадник", КЭМСТ) и реалистические "правые" (ТатАХРР, "Октябрь") идейно-стилевые течения. Самобытным и новаторским было творчество казанских художников П.П. Бенькова, В.С. Богатырёва, В.Э. Вильковиской, Ф.П. Гаврилова, А.Н. Коробковой, В.В. Кудряшова, И.А. Никитина, А.Г. Платуновой, И.Н.Плещинского, П.А. Радимова, Н.М. Сокольского, С.С. Федотова, К.К. Чеботарёва, Н.С. Шикалова и др.
Шамаиль Баки Урманчи

     Новую страницу в национальном изобразительном искусстве в 1920-е гг. открыло творчество Б. Урманче, Г. Камала, Ф. Тагирова, Ш. Мухаметжанова, Г. Арсланова, Д.Н. Красильникова. Активную деятельность по пропаганде изобразительного искусства и формированию его музейных коллекций развернули казанские искусствоведы П.М. Дульский и П.Е. Корнилов.
     Однако в конце 1920-х гг. из-за усиления идеологического диктата в области культуры и отъезда многих крупных художников из Казани (П.П. Беньков, А.Г. Платунова, П.А. Радимов, Ф. Тагиров, Б. Урманче, К.К. Чеботарёв и др.) в развитии изобразительных искусств, главным образом живописи, наметился спад. Закрылись мастерские художественных ремёсел, практически исчезли многие традиционные виды декоративного искусства (шамаиль, ювелирное дело, художественное ткачество и др.).
     С начала 1930-х гг. творчество художников развивалось под влиянием метода социалистического реализма, важную роль в утверждении которого сыграл созданный в Казани в 1935 г. Союз советских художников Татарской АССР. В 1930-40-е гг. в области станковой и монументальной скульптуры активно работал С.С. Ахун; художники-графики Б.М. Альменов, Д.Г. Булат, Ф.З. Ильясов, Г.Я. Мусин сотрудничали в журнале "Чаян" и татарском книжном издательстве; новый импульс получило искусство театральной декорации (М.М. Абдуллин, В.С. Никитин, П.Т. Сперанский).
     В станковой живописи, наряду с мастерами старшего поколения (Д.П. Архипов, Н.М. Сокольский, В.К. Тимофеев), традиции реалистической школы продолжили Н.К. Валиуллин, И.И. Князьков, К.Е. Максимов, В.А. Родионов и др. В годы Великой Отечественной войны в Казани выпускались политические плакаты и антифашистские рисунки в "Окнах сатиры".
     В 1950-е гг. сформировалась группа художников, в основном живописцев (Б.М. Альменов, Н.Г. Бикташев, В.И. Куделькин, Р.М. Нурмухаметов, И.В. Рафиков, Г.А. Рахманкулова, Э.Г. Ситдиков, А.И. Тумашев, М.У. Усманов, Б.И. Урманче, Л.А. Фаттахов, Х.Х. Хайдаров, И.М. Халиуллов, Х.А. Якупов и др.), в работах которых получили дальнейшее развитие реалистические традиции национально-региональной школы. В 1970-80-е гг. она пополнилась плеядой мастеров различных видов изобразительного искусства, творчество которых отличалось многообразием стилевых тенденций в поисках национальной формы произведений (А.Х. Абдрашитов, У.Н. Абдулов, А.А. Абзгильдин, Н.И. Адылов, И.К. Ахмадеев, И.Н. Башмаков, З.Ф. Гимаев, Р.А. Гусманов, И.К. Зарипов, Э.Я. Зарипов, Р.Ш. Каримуллин, Р.А. Кильдибеков, И.К. Колмогорцева, В.М. Маликов, М.К. Мавровская, Ш.А. Нигматуллин, Р.Х. Нигматуллина, В.Н. Скобеев, М.Г. Сутюшев, Ф.Н. Фасхутдинов, В.К. Фёдоров, Т.Г. Хазиахметов, Ш.М. Шайдуллин и др.). Активно развивалось монументально-декоративное искусство (росписи, мозаика, витраж, гобелен и др.), скульптура, переживало расцвет театрально-декорационное искусство.

     С конца 1980-х гг. наступил этап развития новых идейно-художественных течений. Наряду с традициями реализма в творчестве казанских художников появляются стилевые направления, присущие современному мировому художественному процессу: постмодернизм, неопримитивизм, абстракционизм, концептуальное искусство и др. (А.М. Артамонов, Н.У. Альмеев, А.В. Бусыгин, Р.М. Вахитов, Р.Х. Гайсин, Б.А. Гильванов, И.В. Гимранов, Е.Г. Голубцов, А.И. Дорофеев, А.Р. Ильясова, Н.Х. Кумысникова, Р.С. Насыров, М.Х. Самакаев, Р.Т. Сафиуллин, А.С. Федотов, И.А. Хасанов, Ф.Ш. Хасьянова и др.). Активно возрождаются традиции, связанные с исламом, особенно искусство арабской каллиграфии и шамаиля (Н.Ф. Исмагилов (Наккаш), В.А. Попов, Л.Ф. Фасхутдинова, Р.Г. Шамсутдинов, Р.И. Шамсутов).
     Во всех видах изобразительного искусства большое место стала занимать историческая тематика, новое осмысление прошлого татарского народа (Р.Г. Загидуллин, М.М. Гасимов, К.А. Нафиков, И. Файзуллин, Н.Т. Хазиахметов, Ф.Г. Халиков и др.). Возникли такие творческие объединения художников, как "Дастан", "Группа 17", "ДД", которыми организуются совместные выставки, проводятся фестивали ("Миры дизайна" и др.), конкурсы (проектов памятников С. Сайдашеву, Б. Урманче, посвященных защитникам Казани, 1000-летию города; с 1996 г. - конкурс ледовых скульптур "Снежный барс") и др. акции.
     Из 323 членов Союза художников РТ 214 проживают в Казани (2006 г.). Проблемы развития изобразительных искусств, творчество ведущих казанских художников освещаются в научных трудах, каталогах выставок, литературно-художественном журнале "Казань" и др. изданиях периодической печати. В городе функционируют: выставочный зал союза художников РТ, государственный музей изобразительных искусств РТ, музей национальной культуры национального культурногоо центра "Казань", музей Б. Урманче (в 1999 г. учреждена премия его имени), картинные галереи К.А. Васильева, И.К. Зарипова, частные галереи ("Камиль", "Зайнап" и др.).
     В 2003 г. в городе создан центр развития народных художественных промыслов РТ. Традиции татарского народного декоративно-прикладного искусства возрождаются в изделиях художественных мастерских фондов "Туран" (вышивка, золотое шитьё, кожаная мозаика), "Традиция" (золотое шитьё), "Булгари" (узорная кожа), "Ташбака" (керамика) и др.

free counters

Яндекс.Метрика